Мой 15-летний стаж работы в ВУЗе позволяет немного порассуждать на эту тему. Ведь Алиса Теплякова не сдала именно этот предмет, и даже диктор Первого канала поведала нам об этом, сразу же после информации о пресс-конференции Путина
«Введение в специальность» - эту дисциплину читают во всех ВУЗах. Читают преподаватели выпускающей кафедры, а кто еще может рассказать о будущей профессии? Цель этого действа простая: объяснить молодому несовершеннолетнему человеку ЧЕМ он будет заниматься, какие знания ему для этого понадобятся, где потом он сможет работать. И еще дать немного профессиональных терминов, чтобы он хотя бы понимал язык специальности. Все!
Почему этот экзамен принимают несколько преподавателей? Потому что у каждой специальности есть еще куча специализаций. Если одному преподавателю кажется, что студент не подходит, то другой может увидеть интерес. Набирает студентов приемная комиссия, в ней нет преподавателей. После внедрения ЕГЭ они там не нужны. Есть результаты в баллах, складывай их, добавляй итоги олимпиад и формируй списки студентов. Этакое делопроизводство. Потом студент начинает учиться, первые 2 курса у него общеобразовательные предметы, которые потом понадобятся при освоении специальных дисциплин. Впервые преподаватели выпускающей кафедры встречаются со студентами на экзамене «Введение в специальность». Это как бы смотр выпускающей кафедрой: кого нам придется учить? Обычно преподаватели составляют краткий паспорт студента. В моей области деятельности: у этого склонность к конструированию, у этого - к технологии, а этот - управленцем станет, очень редко встречаются молодые люди с задатками исследователя. Не было ни одного случая, чтобы студент не сдал «введение». Ведь тут кроме понимания ОБЩЕЙ картины специальности ничего не требуется. Если студенту спокойно и четко объяснят, что попал он не туда, умный и САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ человек уйдет сам. У нас так ушел смышленый молодой человек, которого родители заставили идти на мехмат. Закончил он институт искусств, теперь член Союза художников. А смышленая девочка не ушла, пять лет отучилась, получила красный диплом. И тут же поступила в ГИТИС. Сказала, что выполнила все требования родителей, «сунула им в нос диплом» и теперь свободна!
Вернусь к Алисе. Вот название первых лекций по специальности «введение в психологию»: психология в системе наук, психика как субстанция: представляет собой отражение объективного мира в его связях и отношениях; психология в системе наук. Определение психики в современной психологии, является гуманитарной дисциплиной, имеет большое прикладное значение во всех областях человеческой деятельности... (
тут полностью) . Алиса не ответила на вопросы в билете и выбежала из аудитории. Но папа на следующий день снял на камеру якобы ответы Алисы. Видео он выложил в интернет. Вот расшифровка ответа на второй вопрос
Говорит Алиса: Второй вопрос был про деятельность. Я ответила про мотив и цель. Про действия и операцию... Так вот... И еще... Там была связь мотива на цель. (Сдвиг мотива на цель, - поправляет Тепляков). Потом меня попросили еще что-нибудь, я сказала про пример: операция может стать действием в примере с крючочками, буквами и словами. Если ты долго не пишешь, то можешь разучиться и написание крючочков снова станет действием или даже деятельностью.
Есть ли в этом ответе хоть что-то свидетельствующее о понимании предмета? Я думаю, что преподавателей выдала мимика - она выражала недоумение. А Алиса в процессе обучения папой научилась четко улавливать одобрение и неодобрение. Поэтому и убежала. И еще несколько моментов: Алиса, даже заучив текст для съемки, не смогла просто по памяти его воспроизвести. Ей нужны папины подсказки, во время ответов Алиса все время крутится вокруг столба, чтобы не видеть папиной реакции. А если смотрит на него, то как-то затравленно.
Чтобы не сдать «введение в специальность» - это нужно очень-очень постараться, или просто сбежать, как это сделала Алиса.