Я имею в виду, конечно, книгу, а не фильм, и всю трилогию целиком.
Вообще-то глупо, писать рецензию на эту трилогию, потому что Сьюзен Коллинз, дай ей бог здоровья, и не претендует на высокую словесность, откровенно признаваясь, что написала мрачноватый приключенческий романчик для подростков. С тем же успехом можно анализировать "Трех мушкетеров". Однако охота пуще неволи, да и весь мир зачитывается взахлеб, как же не отреагировать. Даже мой любимый великий и ужасный Стивен Кинг высказался...
Прежде всего, мне понравилось. Я зачитывалась, ога. Действительно очень захватывает (чуть не написала "зохавывает"), хочется читать и читать, не останавливаясь, и спасибо Коллинз за это. Особенно подкупало именно то, что никто не строил из себя гения. :) Фантазия у тетки мощная, она придумала кучу кошмарных и отвратительных вещей, которые с упоением описывает. Увы, сразу видно, что автор в жизни не встречалась даже с малипусенькой толикой тех ужасов, которыми полон ее роман. Даже не знаю, за что хвататься сначала.
Прежде всего, глобально - это трогательно, что автор пишет антиутопию для подростков, но если кто-то все-таки читал до этого хотя бы "Повелителя мух", уже не впечатлится "Играми". Я уж не говорю о "1984", "Мы" Замятина, великолепном телесериале "Черное Зеркало" (особенно серии 2 и 5) и прочая и прочая, как любитель антиутопий вам говорю. С другой стороны, не всем же читать Голдинга и Оруэлла, а Коллинз несет жестокую правду в массы, за что ей тоже поклон.
Как и у многих других, персонажи у Коллинз, на мой вкус, плосковаты. Даже главная героиня. Не будучи экспертом, я всегда затрудняюсь обьяснить свое ощущение. Как-то не верится мне в поведение этих персонажей. Они слишком идеальны, и одновременно лишены изюминки. Главная героиня - Китнисс - прописана, конечно, очень подробно, но как-то противоречиво. Вызывает по этому поводу мое раздражение. мне кажется, что Коллинз просто не слишком представляет себе, что может испытывать гордая диковатая девушка, поставленная в ситуацию Китнисс. Впрочем, меня тоже никто не заставлял убивать или умирать, так что я не специалист, но у меня ощущение, что реакция должна быть иной. Вообще же я охотно верю, что Китнисс запуталась в вещах, ей недоступных и непонятных, за что и страдает, не в силах стать настоящим игроком в политической игре вокруг нее. Ее, как вазочку с комода, перекидывают туда-сюда, и остается только один вопрос - почему с ней вообще хоть кто-то считается и позволяет ей хоть какую-то свободу действий, когда ежу понятно, что она недостаточно умна и творит фигню? Тут я опять же не верю.
Описание кошмарных ужасов, обрушившихся на голову героев, заставляет кровь стынуть в жилах, а мозги - зависать в задумчивости. Я, как медик, особенно обращаю внимание на физиологические несуразности. Самая вопиющая - когда в третьей книге подробно описывается, как ГГ с другом лежат и притворяются мертвыми, пока по них идут и топчутся враги. В том числе подчеркнуто, что ГГ наступили на пальцы (и кажется, на голову, но тут уже не помню). После чего ГГ продолжает куда-то бежать и что-то делать. И ни один палец не сломан. Кхм. НЕ ВЕРЮ. Вообще, героев, и ГГ в первую очередь, кромсают и терзают на протяжении всех трех книг так усердно, что даже силой ее вредного духа никак невозможно обьяснить, как она жива-здорова под конец? Не имею в виду психологически.
Любовная линия разочаровала страшно. Дело тут не в том, кого выбрала Китнисс, а в том, что война, смерть и прочие ужасы любви, конечно, не помеха, но черт возьми, когда тебя завтра кокнут, можно уже не так сильно париться, что заденешь нежные чувства одного из ухажеров, поцеловав второго? Китнисс, думала я всю трилогию, заимела уже ломать голову над всякой фигней, определись, блин! Тут вокруг море крови, мир катится в тартарары, включая твою собственную семью и твое существование, а ты все не можешь решить, на каком стуле сидеть. Бред. Даже в 17 лет никто не может быть настолько глуп.
Устройство мира слегка хромает, опять же очаровательное отсутствие на земном шарике других континентов, помимо Северной Америки. Ну вот нету их, и все тут. Чего-то во всех книгах так. Понимаю, что для развития сюжета они и не нужны, но хоть для прикола упомянуть, что творится в Австралии или в Европе? Так как роман в самом деле не о том, я и не жду, чтобы Коллинз подробно описывала инфраструктуру и внутренние политические разборки, подробное устройство мира, который придумала. Не Оруэлл жеж.
Возможно, я слишком вьедлива и привиредлива? Может, надо читать этот роман, как читают дети - широко раскрыв глаза, а то эффект пропадает? Или я права, и книжечка тянет на легкое развлекательное чтиво а-ля Лукьяненко?