Что такое инфракрасная фотография?
Это ещё не тепло, но уже не свет.
Как получить инфракрасное изображение на обычном фото-аппарате. Как сделать ИК-фильтр из подручных материалов. Специализированные камеры. Сложности при съёмке и как их обойти. Выбор объективов, камер и фильтров.
Интересные сюжеты в инфракрасном диапазоне.
На живых примерах инфракрасных снимков попробуем вместе их обработать. Получим готовые решения по обработке снимков и вместе разберём, как эти решения работают.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Представление об инфракрасном, видимом и ультрафиолетовом излучении. Различие инфракрасного и теплового излучения.
Инфракрасное излучение ... электромагнитное излучение, занимающее спектральную область между красным концом видимого света (с длиной волны 740 нм) и коротковолновым радиоизлучением (1’000’000 -2’000’000 нм).
Инфракрасную область спектра обычно условно разделяют на ближнюю (740 до 2’500 нм), среднюю (2’500-50’000 нм) и далёкую (50’000-2’000’000 нм). // БСЭ
Инфракрасное излучение было открыто в 1800 английским учёным В. Гершелем, который обнаружил, что в полученном с помощью призмы спектре Солнца за границей красного света (т. е. в невидимой части спектра) температура термометра повышается. Тогда же было доказано, что это излучение подчиняется законам оптики и, следовательно, имеет ту же природу, что и видимый свет.
Рис.1 Разложение в спектр солнечного излучения
С противоположной стороны, за фиолетовой полосой спектра находится ультрафиолетовое излучение. Оно так же невидимо, но так же немного нагревает термометр.
Дальнее инфракрасное излучение (самое длинноволновое) применяют в медицине в физиотерапии. Оно проникает под кожу и нагревает внутренние органы, не обжигая при этом кожу.
Среднее инфракрасное излучение регистрируется тепловизорами. Наиболее популярное применение тепловизоров - это поиск утечек тепла и бесконтактный контроль температуры.
Рис. 2. Тепловизор (средняя инфракрасная область)
Нас же больше всего интересует ближнее (самое коротковолновое) инфракрасное излучение. Это уже не тепловое излучение окружающих предметов комнатной температуры, но ещё не видимый свет.
В этом диапазоне частот довольно сильно излучают предметы, нагретые до заметного красного свечения. Например, гвоздь, нагретый докрасна на пламени газовой плиты в инфракрасном свете - ярко белый (рис.3) Участки более холодные (покраснение которых незаметно в видимом спектре) остаются тёмными в ИК.
Рис. 3 Ближний ИК диапазон
Именно этот диапазон излучения «работает», когда предметы нагреваются на солнце или под лампами накаливания. И это же излучение поглощают «термальные» окна автомобилей и домашние энергосберегающие стеклопакеты.
Наиболее популярное его применение - это пульты дистанционного управления (рис.4), инфракрасные камеры наблюдения с инфракрасными прожекторами подсветки.
В своё время была популярна передача данных по стандарту IrDA. Тот самый инфракрасный порт в телефонах и ноутбуках.
Рис. 4. Пульт дистанционного управления
В цифровой, как впрочем и плёночной фотографии чувствительность камеры к инфракрасному излучению нежелательна. Она приводит к искажению цвета - черные велюровые пиджаки смотрятся синими, выборочно теряется насыщенность красного.
Поэтому в современных камерах всячески борются с ней самыми разнообразными методами. Однако остаточная чувствительность всё равно есть, хоть и совсем небольшая.
Различия между чёрно-белым и инфракрасным изображением.
В интернете довольно популярны фильтры, делающие из цветной фотографии подобие инфракрасной. Однако они не могут работать корректно, потому что в цветной картинке нет информации об отражающей способности материалов в инфракрасном спектре. Грубо говоря, они не могут различить зелёный автомобиль и зелёную листву и делают все зеленые объекты в кадре белыми. Точно так же всё синее становится чёрным.
Точно так же не получается инфракрасной фотографии за простым красным фильтром неважно, плёночным или цифровым.
Как получить инфракрасное изображение
Для того чтобы получить настоящее инфракрасное изображение нужно, в простейшем случае, не пропустить в объектив видимое излучение, чтобы остаточная чувствительность камеры к инфракрасному излучению сформировала изображение.
Инфракрасные плёнки
В случае плёночной фотографии это обеспечивается применением специальных плёнок Kodak High Speed Infrared HIE, Konica Infrared 750 и самой популярной - Ilford SFX 200. Однако плёнки недостаточно, нужно ещё установить фильтр, который отсечёт видимый свет. Иначе плёнка превращается в обычную чёрно-белую панхроматическую плёнку с увеличенным зерном. Совершенно неинтересное сочетание.
Инфракрасная плёнка очень требовательна к условиям хранения - настоятельно рекомендуется хранить в холодильнике. Заряжать плёнку в фотоаппарат необходимо в полной темноте, потому что хвостик плёнки работает как световод и засвечивает до полвины плёнки. Плюс счётчики кадров в плёночных фотоаппаратах также засвечивают плёнку. Ни в коем случае нельзя засвечивать плёнку при сканировании багажа в аэропорту, а сделать это в современных мерах безопасности практически нереально - служба безопасности встаёт на дыбы и настоятельно просит показать, что в коробочке.
После экспонирования плёнку нужно проявлять по классическому чёрно-белому процессу в кромешной темноте и желательно в металлическом бачке.
Итого плёночная инфракрасная фотография это занятие скорее героическое, чем практическое.
Цифровые камеры
В цифровой фотографии всё гораздо интереснее. У большинства популярных цифровых фотоаппаратов матрица имеет остаточную чувствительность к инфракрасному диапазону достаточную, чтобы фотографировать на солнце с выдержкой в несколько секунд.
Рис. 5. Инфракрасная фотография. Canon EOS 40D, F8, 30”. Фильтр из слайдовой плёнки.
Несмотря на то, что матрица цифровой камеры чувствительна к инфракрасному излучению, их чувствительность к видимому свету в тысячи раз больше, поэтому, чтобы сделать ИК-фотографию, необходимо блокировать видимый свет специальным фильтром.
Например, камеры Canon EOS 40D и 300D на летнем солнце требовали выдержку 10…15 секунд при диафрагме F5.6 и чувствительности ISO 100. В аналогичных условиях Nikon D70 позволял работать с выдержкой в ½ … 1 секунду (что говорит о значительно более слабом ИК-фильтре в камере).
Если не бояться длительных выдержек, то вполне можно работать и в таком режиме - просто установить перед объективом инфракрасный фильтр и фотографировать со штатива.
Минус такого решения не только в длинных выдержках, но и в невозможности кадрировать картинку - в оптическом видоискателе ничего не видно. Приходится всегда пользоваться LiveView, а он есть не у всех камер.
Камеры с убирающимся инфракрасным фильтром (NightVision)
В своё время, когда цифровые зеркальные камеры ещё не набрали сегодняшней популярности, среди фотографов пользовались авторитетом камеры Sony DSC-F707/717/828.
Рис6. Камеры Sony DSC-F717/828/707
Их особенностью был режим съёмки Night Shot - в нём с матрицы камеры снимался фильтр, поглощающий инфракрасное излучение. Это позволяло установить перед объективом специальный фильтр, пропускающий только инфракрасное излучение и получить честный инфракрасный снимок с относительно короткими выдержками. Пусть и с массой ограничений автоматики, но это позволило фотографировать портреты в ИК-диапазоне.
Существует легенда, что камеры, предназначенные для астрофотографии, Canon EOS 20Da и Canon EOS 60Da приспособлены к инфракрасной съёмке, однако это не так. У них по-другому устроен Low-Pass фильтр и повышена чувствительность в красном диапазоне. Однако к инфракрасному диапазону они так же нечувствительны.
Модификация камеры для инфракрасной съёмки.
Если возможностей обычной камеры с фильтром кажется недостаточно и хочется получать инфракрасные фотографии с короткими выдержками, то можно из камеры убрать фильтр отсекающий инфракрасное излучение (Hot Mirror) и получить камеру с довольно высокой чувствительностью к ИК-диапазону. В обычном видимом свете камера нормально работать перестанет - цвета буду постоянно искажаться, а справиться с этим можно только установив фильтр Hot Mirror уже на объектив. Поэтому для съёмки в ИК-диапазоне часто используют старую камеру, которая уже отслужила своё и её не так жалко сломать.
А раз уж пошло вмешательство в камеру, то можно прямо инфракрасный фильтр поставить прямо перед матрицей. Плюсы этого решения в том, что в видоискателе снова видна картинка, а перед объективом больше не нужно ставить инфракрасный фильтр. А раз не нужен фильтр, то можно использовать объективы с различным диаметром резьбы под светофильтр.
В домашних условиях поменять фильтр перед матрицей теоретически можно, но на практике выгоднее отдать камеру на доработку специалисту - результат получится существенно качественнее, а камера не будет сломана. Опять же, знающий человек оттестирует автофокус камеры под инфракрасную съёмку и внесет поправки, если это надо.
Инфракрасные фильтры
Для съёмки в инфракрасном диапазоне практически всегда необходимо применение инфракрасных фильтров (Infrared passing filter). Фильтров, которые не пропускают видимый свет, однако прозрачны для инфракрасного излучения.
И в этом деле самый простой помощник это фотоплёнка: проявленная цветная плёнка прозрачна в ИК-диапазоне. А это значит, что засвеченная и проявленная негативная или просто проявленная слайдовая плёнка окажется чёрной в видимом диапазоне, но прозрачной в инфракрасном.
Кстати, именно ИК-прозрачностью плёнки пользуются плёночные сканеры с автоматическим удалением пыли. Они делают дополнительный снимок в ИК-диапазоне - пыль остаётся видимой на фоне прозрачной плёнки. А это готовая маска для удаления пыли.
Рис.7. Слайдовая плёнка
А раз так, то можно вырезать из подходящей плёнки кружок нужного диаметра и вложить его между защитным фильтром и объективом. Если эффекта окажется недостаточно - можно вложить несколько слоёв плёнки. Картинка немного потеряет контраст и резкость, но инфракрасная составляющая станет очевидна.
Рис.7A Слайдовая плёнка и ИК излучение
Так же можно поискать чёрные CD-R диски. Они были популярны для записи музыки, но в последнее время, со снижением популярности компакт-дисков, их стало сложно найти. Если с подобного диска смыть обложку, то получится чёрный диск, прозрачный в ИК-диапазоне.
Рис.8. Чёрный компакт-диск.
Производятся множество вариантов готовых фабричных ИК-фильтров. Наиболее популярный в России это фильтр Hoya R72. Он блокирует излучение короче 720 нанометров, а это как раз граница видимого света. Чуть менее популярен фильтр Schneider B+W 093 - он также полностью блокирует видимое излучение.
Фильтры Schneider B+W 092 и Cokin P007 блокируют видимое излучение не полностью, поэтому картинка получается только слегка окрашенной. Слайдовая фотоплёнка показывает промежуточный результат, поэтому её приходится складывать в несколько слоёв.
Объективы
Одного светофильтра для съёмки недостаточно - нужно ещё чем-то сформировать изображение. Сложность инфракрасной фотосъёмки в том, что объектив будет использоваться в ненормальном для него применении. Длина волны света хоть немного, но длиннее видимой, а это значит, что преломление света будет меньше (вспомним призму с рис.1), а это значит, что масштаб картинки изменится. Объектив станет чуть более длиннофокусным. Одновременно с этим возникает и целая россыпь проблем, которые где-то сказываются сильнее, а где - то слабее. Рассмотрим их подробнее
Фокусировка
Если объектив навести на бесконечность в видимом свете, то в ИК-диапазоне он окажется наведённым чуть ближе. Появится фронт-фокус. Но есть и хорошая сторона этой ошибки - она стабильная и достаточно просто довернуть кольцо фокусировки на определенный угол. Именно для этого на советских объективах (например на Юпитер-37А, Юпитер-9, Гелиос 44М-8 и некоторых других) стоит дополнительная красная метка R. Для правильной фокусировки в ИК нужно сначала навести резкость в видимом свете, а потом довернуть кольцо фокусировки на метку R.
У современных объективов эта метка бывает довольно редко и у зум-объективов её положение зависит от фокусного расстояния. Поэтому обычному фазовому автофокусу зеркальных камер особо доверять не стоит. Обойти проблему можно или воспользовавшись Live View и наведясь уже по контрасту или сфокусироваться вручную, контролируя резкость по экрану. Если у камеры нет Live View, то можно просто задиафрагмировать объектив посильнее и тем самым спрятать ошибку фокусировки в глубине резкости.
Рис.9 Инфракрасная метка на шкале фокусировки.
На объективах с постоянным фокусным расстоянием эту метку можно установить самостоятельно, сделав несколько снимков и выбрав положение с максимальной резкостью. Положение этой метки не зависит от дистанции фокусировки и диафрагмы, поэтому её достаточно просто один раз нарисовать и в дальнейшем пользоваться этой поправкой.
Качество просветления
Просветляющее покрытие на объективах - это несколько слоёв тонких плёнок, на границе которых луч света отражается, интерферирует с основным лучом и значительно снижает интенсивность отражения. То есть каждый слой просветления рассчитан на определенную длину волны. Однако, для инфракрасного излучения своего слоя просветления может и не быть. Поэтому некоторые объективы начинают «ловить зайцев», показывать довольно сильные блики и терять микрорезкость. А некоторые - нормально работают в инфракрасном диапазоне.
Неравномерность поля, Hot-Spot
Ещё одна проблема с инфракрасной оптикой - это переотражения на стыках линз в объективе. У особо многолинзовых объективов они иногда складываются настолько неудачно, что в середине полученного изображения появляется яркое пятно засветки - Hot-spot (рис.10). Эффект сильнее сказывается на закрытых диафрагмах, и на коротких фокусных расстояниях. Если вспомнить, что на матрице часто стоит фильтр hot-miror, отражающий инфракрасное излучение обратно в объектив, картинка получается совсем безрадостная.
Рис.10 Hot-spot
Обидно, что чаще всего этот эффект возникает у сверхширокоугольных зум-объективов. Именно тех объективов, на которые получаются самые интересные инфракрасные картинки.
Блики
Большинство объективов не предназначено для инфракрасной съёмки. Поэтому чернение внутренних поверхностей, защита от переотражений и расположение приводов внутри объектива может приводить к сильным бликам при попадании прямого солнечного света внутрь объектива. Приходится применять глубокие бленды, снимать из тени или делать несколько снимков с разным положением бликов и собирать из них панорамы-мозаики.
Рис. 11 Блики
Все перечисленные особенности в больше части зависят от типа объектива и могут незначительно меняться в зависимости от экземпляра или камеры. В Сети есть отзывы по различным объективам, таблицы с описанием пригодности и проблем, которые возникают с объективами. Найти их можно по строке поиска «объективы пригодные для инфракрасной съёмки». Но это не значит, что снимки с другими объективами не получатся совсем. Они могут потребовать какого-то дополнительного внимания - например, прикрыть их от солнца, или чуть по-другому кадрировать. Но на моём опыте не было ни одного объектива, который был бы совсем не пригоден.
Единственный случай полной непригодности к ИК-съёмке - это камеры с объективом, установленным на гиперфокальное расстояние (камеры без автофокуса). У них в ИК - диапазоне зона резкости уезжает вперёд, а поправить фокусировку просто нечем. Но такие камеры уже практически не встречаются в виде отдельных фотоаппаратов. Их можно встретить только в самых недорогих телефонах или в роли фронтальной камеры на планшетах. Не думаю, что съёмка в ИК-диапазоне на фронтальную камеру планшета может иметь хоть малейший смысл.
Практическая часть
Инфракрасная фотография хороша своей необычностью, отличием от обычной фотографии. Тем, что привычные предметы начинают выглядеть иначе. Поэтому есть смысл делать акцент на сюжетах, подчёркивающих это различие.
В ИК-диапазоне есть возможность получить картинку с очень большим контрастом. Она чем-то напоминает по контрасту чёрно-белую фотографию за насыщенно красным светофильтром К- 8Х, но картинка ещё контрастнее.
Сюжеты, интересные в инфракрасном диапазоне
В основном инфракрасная фотография хороша в пейзажах. Как городских, так и природных пейзажах. С обилием неба, листвы и простора.
Рис.12 Градиент на небе в контровом свете
Интересным получается небо. Чистое небо смотрится чёрным, поскольку оно не отражает ИК-излучение. Перистые облака в свою очередь очень хорошо отражают солнечное и рассеянное ИК-излучение, поэтому смотрятся ярко-белыми на фоне чёрного неба. А вот грозовые облака, как содержащие крупные капли дождя и большие объёмы воды, уже поглощают ИК. Поэтому грозовые облака смотрятся чёрными. Картинка получается похожей на небо, снятое сквозь плотный красный светофильтр, но гораздо контрастнее. При этом в ИК-диапазоне видны даже малейшие облачка, практически незаметные в видимом диапазоне.
Рис.13 Вода и небо в ИК
В наших широтах практически не бывает сухого и безоблачного неба. Почти всегда есть небольшая дымка в небе и поэтому небо становится очень светлым в контровом свете. Это мешает съёмке круговых панорам, но смотрится вполне естественно на широкоугольных снимках даже с солнцем в кадре, как это показано на рисунках 11 и 12.
Если же солнце спрятать, например, за деревьями, как это сделано на рисунке 12, то получается избавиться сразу от двух проблем - и от бликов от прямых солнечных лучей, и от градиентов на небе.
Очень необычно выглядит водная гладь в ИК-диапазоне (рисунок 13). Вода поглощает ИК излучение лучше видимого и выглядит в ИК диапазоне гораздо темнее, чем в видимом. Однако при этом отражающая способность чуть лучше, чем в видимом свете. Эти факторы вместе создают ощущение тёмного зеркала.
Сильно преображается в ИК-диапазоне листва деревьев и трава. Они становятся очень светлыми, практически белыми. Что, впрочем, вполне логично - листья на солнце не должны нагреваться, а в ИК поступает самое большое количество энергии Солнца. Стволы деревьев и высохшая растительность поглощает ИК-излучение и выглядит значительно темнее. Этой особенностью ИК-снимков пользуются при аэрофотосъёмке для нужд сельского хозяйства, чтобы выделить участки с погибшей растительностью.
Снимки с обилием листвы становятся похожими на зимние пейзажи. Цветы в ИК могут оказаться как светлыми, так и тёмными.
Насекомые чаще всего оказываются очень темными - поскольку они не могут поддерживать температуру своего тела, им выгодно максимально хорошо поглощать солнечное тепло.
Рис. 14 Цветы в ИК
Городской пейзаж также таит в себе неожиданные повороты - яркость пигментов красок в инфракрасном свете может сильно отличаться от видимого, а тёмные окна зданий оказаться прозрачными (или зеркальные - тёмными, как на фото 13). Всё это в сочетании с контрастным небом и белой листвой делает пейзаж необычным и поэтому интересным.
С портретами в ИК всё непросто. Губы по яркости уравниваются с кожей лица, бледнеют брови и ресницы. Кожа выглядит значительно светлее, чем в видимом диапазоне. Теряется объём. Глаза же выглядят очень тёмными на фоне посветлевшей кожи.
У людей со светлой кожей выступают кровеносные сосуды (рис. 15). Добавляет неопределенности и косметика - никогда не получается заранее угадать, тёмной или светлой в ИК окажется помада, тени или тональный крем. Окрашенные волосы тоже становятся непредсказуемыми, но чаще всего становятся тёмными. Неокрашенные же волосы светлеют.
Недорогие пластиковые темные очки чаще всего становятся прозрачными, а одежда меняет яркость. Всё это делает непредсказуемым результат при съёмке крупных портретов, однако съёмка в рост, да ещё и в сочетании с пейзажем может разнообразить фотосессию. За счёт удаленности фигур лица можно спрятать, а необычный контраст и передача тонов останется.
Если предстоит портретная инфракрасная фотосессия, то желательно перед визажем проверить все применяемые средства на адекватность - будет очень грустно, если пудра, которую визажист нанесет на лоб и щёчки внезапно окажется насыщенно чёрной в ИК-диапазоне. Если есть возможность уговорить модель не краситься перед ИК-фотосессией, то лучше так и поступить. Проще нарисовать при обработке светотеневой рисунок, чем пытаться исправить все ошибки, проявившиеся в ИК. Но если не повезло и макияж в ИК не работает, то можно ограничиться общими планами, а недостающие крупные портреты сделать в видимом свете.
Рис. 15 Портрет в ИК.
Дополнительную необычность инфракрасным снимкам даёт возможность работать с очень длинными выдержками. При съёмке на обычную (не доработанную) камеру с ИК-фильтром на объективе есть возможность устанавливать выдержки в несколько десятков секунд даже при съёмке в солнечный день. Фигуры людей, автомобили размазываются до полной неузнаваемости, а облака на небе успевают заметно сместиться за время экспозиции, добавив снимку динамики.
Однако стоит помнить, что при таком малом количестве света, поступающего в объектив, становится очень заметной паразитная засветка через видоискатель камеры. Это приводит к очень большим ошибкам замера экспозиции и очень сильно снижает контраст картинки в целом. Поэтому видоискатель желательно прикрыть штатной крышкой, а над камерой организовать тень. Для этого камеру на время экспозиции можно накрыть куском ткани (предварительно проверив, не прозрачна ли она в ИК).
При работе с ИК-изображением перестаёт толком работать экспозамер камеры, поэтому её желательно перевести в полностью ручной режим работы и сделать серию пробных снимков в поисках оптимальной экспозиции.
Склонность камеры ловить блики и посторонние засветки требует аккуратности в выборе точки съёмки и кадрирования. По возможности желательно снимать из тени. Даже если солнце в кадре нужно по сюжету, его часто бывает лучше прикрыть ладонью, сделать кадр без бликов и затем повторить кадр с солнцем, чтобы при обработке сложить две картинки.
Фокусировка камеры тоже может не получиться с первого раза - пробные снимки желательно просмотреть при максимальном увеличении и убедиться, что фокус попал куда нужно.
Снимать очень желательно в формате RAW, т.к. автоматика камеры плохо справляется с ИК картинкой. Контраст оказывается ниже задуманного, баланс белого оказывается вообще неизвестно где.
Все эти факторы в сумме приводят к тому, что шансов проходя получить качественный ИК-снимок очень немного. Требуется вдумчивая работа с кадрированием, ручная установка всех параметров, множество контрольных снимков. Это больше характерно для вдумчивой пейзажной фотографии, чем для репортажа и стрит-фото. Но если терпения хватит на проработку всех деталей съёмки, то результат будет и будет очень неплох.
Если инфракрасная фотография окажется интересной и возникнет интерес к доработке камеры, то есть смысл обратить внимание на камеры системы micro ¾, например Panasonic G1 или её потомков. Они довольно удобны в доработке, да и переходник для объективов зеркальных камер на micro ¾ есть практически для всех байонетов. Из «родной» оптики можно ограничиться фишаем или сверхширокоугольным объективом, а остальные объективы заимствовать из основного набора через переходник. Плюс беззеркальных камер в хорошо работающем контрастном автофокусе и прекрасной работе Live View. Минус - в небольшом размере сенсора и возможно избыточной глубине резкости.
Если же у вас сохранилась старая запасная камера с Live View, то можно доработать её, сэкономив на покупке отдельной ИК-камеры. Более ранние зеркальные камеры без Live View менее желательны, т.к. автофокус у них требует дополнительной юстировки под ИК и может систематически промахиваться. Да и блики придётся контролировать не вживую, а по пробным снимкам - в видоискателе они могут оказаться не видны.
Несомненный плюс доработанной камеры - в возможности фотографировать с короткими выдержками. Если на обычно камере выдержки при съемке солнечного пейзажа достигают десятков секунд, то на доработанной камере это сотые доли секунды. А это возможность снимать не только безлюдны пейзажи, но и людей, движущиеся объекты. Если же нужно получить сверхдлинные выдержки, можно установить на объектив нейтрально-серый фильтр плотностью 400х или более. Тот же фильтр можно будет применить при обычной съёмке.
Минус же доработки камеры - в невозможности съёмки на неё в видимом свете. Она становится специализированной камерой для ИК и только.
Цвет и баланс белого в ИК
Само понятие цвета при съёмке при инфракрасной съёмке теряет смысл. Цвета становятся условными, не имеющими ничего общего с естественными цветами.
Больше всего чувствительность в ИК-диапазоне у синих пикселей, чуть менее - у красных. Чувствительность зеленых пикселей в ИК очень небольшая. Поэтому картинка получается сине-фиолетовая или розовая. Разница цвета связана больше с остаточной чувствительностью к видимому свету, чем разными диапазонами ИК-излучения. Поэтому нет смысла пытаться сохранять цвет.
При съёмке нет особой разницы, как устанавливать баланс белого - он всё рано будет меняться при обработке. Единственное - если есть такая возможность, желательно посмотреть на RGB-гистограмму чтобы убедиться, что нет насыщения (пересвета) в синем и красном каналах. Именно из них будет большей частью формироваться картинка при обработке. Для удобства просмотра можно переключить камеру в черно-белый режим, чтобы сразу видеть диапазон яркостей, без влияния цвета.
Если вы снимаете на камеру, доработанную под ИК, то можно записать свою предустановку баланса белого, заранее выставленного по листве.
При обработке лучше всего установить баланс белого по листве деревьев. Это избавит от избыточных розовых оттенков и приведёт картинку во вменяемый диапазон яркостей по всем каналам. Так же стоит при обработке обратить внимание на гистограмму по цветовым каналам и по возможности подогнать яркости в середину диапазона, чтобы максимально использовать записанную в RAW информацию и передать её дальше для обработки в Photoshop.
Фотографии, снятые в ИК часто отличаются низким контрастом в целом и недостаточным локальным контрастом (clarity). Приходится при обработке их увеличивать, чтобы картинка выглядела естественно.
Итого, наша задача при экспорте из Lightroom или другого RAW-конвертора, это:
- точно выставить экспозицию, чтобы исключить пересветы и недосветы во всех RGB каналах;
- подогнать контраст сцены в целом под динамический диапазон изображения;
- проверить настройки шумоподавления, чтобы исключить цветовые шумы;
- масками выровнять яркость картинки сделав её более привычной и естественной.
Подгонять цвет мы будем в Photoshop. Всё равно придётся менять местами синий и красный каналы. Если это нужно, переводить в ч/б тоже будем там.
Для этого идём в Image -> Adjustments -> Channel Mixer и прописываем для красного канала - 100% насыщенности синего, а для синего - 100% насыщенности красного.
Рис.16 Channel mixer
После этого небо станет не красным, а синим, да и листва перестанет быть синей.
Остётся выровнять баланс белого, а с этим прекрасно справляется Image -> Auto Color.
Эти две операции можно записать в отдельный Action и в дальнейшем просто вызывать его, а не искать инструменты по меню.
Остаётся кривыми и масками довести картинку до идеала и при необходимости перевести в изображение в чёрно-белый режим любым удобным вам способом.
Рис. 17 Результат замены синего и красного каналов
Список литературы
Хеймен Р. Светофильтры. - М.: Мир, 1988. - 216с.
Соловьев С.М. Фотографирование в инфракрасных лучах. - М.: Искусство, 1957. - 90с.
Joe Farace Complete Guide to Digital Infrared Photography. - Lark Books, 2008. - 160c.
Cyrill Harnischmacher Digital Infrared Photography. - Rocky Nook, 2008. - 112с.
Deborah Sandidge Digital Infrared Photography (Photo Workshop). - Wiley, 2009 - 256c.
David D. Busch David Busch's Digital Infrared Pro Secrets. - Course Technology PTR, 2007 - 288c.
P.S. Так же рекомендую посмотреть материалы по тегу
полезные советы :)