Ножи в спину революции

Nov 28, 2016 19:52



Буквально на днях писал, как бессменный бригадир Сергей Безруков, призвал молодых режиссеров ставить больше спектаклей о Великой Октябрьской социалистической революции. В следующем году наша страна будет отмечать столетие революции, вот, дескать, нужно это дело и отметить постановками в театре.


  И Министерство культуры РФ готово проспонсировать эти постановки. Миллионы рублей дает, не так себе... Первой мыслью было, что молодцы наши деятели культуры - важную тему хотят раскрыть. Но после просмотра пьесы, которая выиграла грант, иллюзии улетучились быстро. Махровая антисоветская агитка. Даже близко нет желания разобраться во всей сложности происходивших в те годы событий. Писал об этом.

А сегодня встречаю новость из Таганрога. Там, видимо, вняв призыву Саши Белого Сергея Безрукого, в театре им. А.П.Чехова состоялся показ моноспектакля "Дюжина ножей в спину революции" по мотивам рассказов Аркадия Аверченко.



По поводу этих рассказов В.И.Ленин даже писал рецензию в одной из газет:

"Это -- книжка озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца Аркадия Аверченко: "Дюжина ножей в спину революции". Париж, 1921. Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки. Когда автор свои рассказы посвящает теме, ему неизвестной, выходит нехудожественно. Например, рассказ, изображающий Ленина и Троцкого в домашней жизни. Злобы много, но только непохоже, любезный гражданин Аверченко! Уверяю вас, что недостатков у Ленина и Троцкого много во всякой, в том числе, значит, и в домашней жизни. Только, чтобы о них талантливо написать, надо их знать. А вы их не знаете....

...Огнем пышущая ненависть делает рассказы Аверченко иногда -- и большей частью -- яркими до поразительности. Есть прямо-таки превосходные вещички, например, "Трава, примятая сапогами", о психологии детей, переживших и переживающих гражданскую войну...
До настоящего пафоса, однако, автор поднимается лишь тогда, когда говорит о еде. Как ели богатые люди в старой России, как закусывали в Петрограде -- нет, не в Петрограде, а в Петербурге -- за 14 с полтиной и за 50 рублей и т. д...

...Некоторые рассказы, по-моему, заслуживают перепечатки. Талант надо поощрять."
В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Издание пятое. т. 44

Думаю, из этой рецензии примерно понятно о чем спектакль. Аверченко с энтузиазмом принявший Февральскую революцию, люто ненавидел Октябрьскую. Свои произведения писал по горячим следам, движимый своей ненавистью. Об объективности восприятия и изложения трудно в таком случае говорить. И именно по рассказам человека горячо ненавидевшего Великую Октябрьскую революции в преддверии ее столетия ставится спектакль. Но автор и единственный актер спектакля пошел еще дальше.



Владимир Бабаев в ходе спектакля топтался по Красному знамени, которое в течении 70 лет было символом нашей Родины. Под которым было пролито много крови, ради того, чтобы такие "бабаевы" могли спокойно жить, получать бесплатное образование и становится людьми искусства, призвание которых нести в народ культуру.

Но, как уже писал в предыдущей заметке, стали эти креативные, творческие интеллигенты лишь прислугой правящего класса, способной лишь отрабатывать заказы. А заказ нынче один: утопить революцию во лжи и ненависти. Современная буржуазия как и Аверченко, достаточно хорошо относится к февралю 1917 года и на дух не переносит октябрь.

И лишь один человек на спектакле возмутился тем, что этот холуй топтался по знамени. А остальные, видимо, не заметили этого, глядя на лощенного пижона, который стоя на великом символе целой эпохи, рассуждал о деликатесах.  И это очень нехороший симптом.

война с культурой, война с историей, революция, театр

Next post
Up