Война в Украине. Трансформация Европы.
Записываю тезисы. Сноски и цитаты пока опускаю. Это будет глава или часть по историческим предпосылкам европейской интеграции. Предыдущие главки по Европе после начала войны в Украине скоро поправлю. Там кое-что поправить надо обязательно.
Русское государство и Османская империя. Противостояние империй. Причины успеха русского государства.
Европейская интеграция и две соседние самостоятельные имперские традиции: Турция и Россия.
1. Сходство типов общества и государства.
1.1. Обе государственности - Российская и Османская - сформировались внутри Орды. Российская государственность - внутри Золотой Орды. Османская - державы ильханов, особенно в период когда ее остатки попали во многом под влияние Золотой Орды. Развал Орды сделал возможным их исторический взлет. Переход к активному собственному независимому государственному строительству Османской империи и Московского государства произошел примерно в одно время - во второй половине 15-го ст. Но происходил с разным темпом. Первоначально быстрее развилась Османская империя.
1.2. Обе государственности прошли во многом схожий путь своего политического формирования в рамках Орды. Орда резко ослабила власть доордынских политических элит, но создала условия для политической централизации подчиненных ей территорий и усиления значения религии и организованных вокруг религии политических структур. В условиях подордынских русских княжеств это была православная церковь и ее клир. Применительно к мусульманскому населению и мусульманским территориям Орды - ислам в целом, некоторые его ордена в частности.
1.3. В рамках Орды между основными религиями развернулась конкурентная борьба за обращение высшего руководства Орды и значительной части населения в свою веру. От исхода этой борьбы зависела трансформация Золотой Орды, в меньшей степени державы ильханов не только в культуре, но и в цивилизационном отношении.
В этой борьбе в Золотой Орде православная церковь опиралась на русские княжества и отчасти - на православное население и клир Восточных патриархов. Особое значение имели православные, зачастую русские по происхождению, жители степной части Золотой Орды, насильственно выведенные из Руси татарами. Они составляли значительную часть населения городов Золотой Орды, населения по Дону, значительную часть татарского войска. Особая лояльность православных Орде была обусловлена противостоянием в этот период православного мира католической экспансии. Золотая Орда и держава ильханов унаследовали это противостояние и использовала в целях завоевания новых земель и собственного государственного и экономического строительства.
Мир ислама в своей борьбе за влияние на высшее руководство Золотой Орды и державы ильханов опирался на развитую экономическую структуру вошедших в состав Орды исламских регионов. Мир ислама также дал Орде эффективную модель управления иноконфессиональным большинством силами господствующего военного и отчасти торгового сословий. Эта модель была сформирована еще арабами в ходе арабских завоеваний. Исламская составляющая Орды в еще большей степени, чем православная противостояла католическому миру. Что обеспечивало высокую степень ее лояльности Орде.
Иные конфессии - прежде всего несторианство и тенгрианство - оказались оттеснены православными и мусульманами от влияния на высшие социальные слои Орды. В Золотой орде раньше, в державе ильханов - позднее. Пиком в противостоянии ислама и православия стала вторая половина 13-го столетия. Принятие высшим руководством Золотой Орды ислама сопровождалось созданием православной Сарайской епархии, ставшей в иерархическом плане второй по значению в русской православной церкви после самой митрополии.
Ислам же закрепился среди кочевников и значительной части нерусского населения Поволжья.
Усилившиеся внутри державы ильханов и Золотой Орды мусульманские "ордена" приобрели способность исламизировать неправославную часть Золотой Орды. Частью этого исламского потенциала стало обращение в ислам "орденом" Бекташийя первоначально зависимых от ильханов турок-сельджуков и распространение ими своей версии ислама преимущественно на населенные восточными христианами земли. В рамках этого процесса возникла Османская империя. Некоторым аналогом этого процесса является взлет православной монастырской колонизации заволжских и северных земель на периферии Золотой Орды, образование на них важных духовных центров русского православия. И усиление с их помощью развившегося в рамках Золотой Орды Московского государства.
Критический момент, определивший исход противостояния - вспышка чумы в середине 14-го ст. Гибель значительной части горожан в степной части Орды не была восполнена за счет окружающего сельского населения, как это произошло на Руси и в католической части Европы. Рухнувшая в "замятню" раздробленная Орда уже не обладала военными возможностями вывести из русских и из исламских поволжских княжеств население для регенерации городов.
Негородское население степи было занято в основном кочевым хозяйством и не было предрасположено к переселению в города. Города Орды в степной части не являлись центрами земледельческих пространств. Их функция в основном касалась обеспечения транзитной торговли и административных нужд огромного государства (ямская служба. перевозы на реках, сбор налогов и т.д.). Падение династии Юань в Китае в этот период также резко ослабило значение Великого шелкового пути и потенциал к существованию ордынских городов в степи как транзитных пунктов на этом пути.
В последовавшей затем долгой политической борьбе в слабеющей Орде опустошение городов продолжилось. Концом этого бифуркационного периода является погром ордынских городов Тимуром. Степь в социально-экономическом отношении деградировала и превратилась в систему выкачивания населения и ресурсов из пограничных с нею земледельческих обществ. Эти ресурсы в значительной степени усилили более развитую в экономическом отношении, чем русские княжества, мусульманскую часть бывшей Орды.
Мусульмане быстро обрели способность к созданию собственной сильной государственности на части территории Золотой Орды и также - относительно государств на месте бывшей Византийской империи. Сформированная на периферии державы ильханов и Золотой Орды Османская империя получила возможность к более быстрому росту, чем расположенные в менее благоприятных географических и геополитических условиях Московское государство, Великое княжество литовское и Польша.
Основная причина исторического успеха ислама по сравнению с православием внутри Орды, прежде всего Золотой Орды, - приверженность татар кочевому хозяйству, отказ от широкой земледельческой колонизации степи в северном Причерноморье. Кочевое хозяйство давало татарам качественные войска,обеспечивавшие успех в завоевательных войнах и поддержание империи в созданных границах.
В своих завоеваниях татары не вышли за рамки регионов, контроль над которыми мог быть обеспечен за счет степных пространств, где во многом искусственно сохранялся кочевой образ жизни. Наиболее известные примеры сознательного сохранения кочевого образа жизни для обеспечения воинских нужд - степное пространство Азербайджана, региона современной Добруджи, известная хотя возможно и мифологичная история о готовности уничтожить китайцев ради распространения кочевий в долинах рек Янцы и Хуанхэ.
Борьба между православием и исламом за доминирование в Орде, прежде всего в Золотой Орде, была борьбой за земледельческую колонизацию северного степного Причерноморья или сохранение эксплуатации кочевниками соседствующих с ними с севера земледельческих обществ. Для сохранения эксплуатации ислам предложил эффективную политическую модель, апробированную в ходе завоевания мусульманами бывшей преимущественно христианской восточной Римской империи. Мир ислама также гарантировал кочевникам стратегический тыл и сбыт полученных на севере ресурсов в наиболее богатой части цивилизованного мира той эпохи. Ослабление Орды в ходе междуусобиц и экологических катаклизмов привело к ее зависимости от мира ислама по всему периметру ее границ с мусульманами. Применительно к северному Причерноморью это означало зависимость кочевников от созданной Османами на территории бывшей восточной Византийской империи собственной государственности.
Исламские общности по среднему течению Волги - частный случай в этом большом противостоянии. Он может быть объяснен прежде всего значением торговых городов в этой части Поволжья. Коммуникация по мощной реке дала им запас прочности относительно Московского государства и Новгорода.
Причины более быстрых темпов развития Османской империи по сравнению с государствами славян в ходе краха Золотой Орды:
- Османская империя развивалась на наиболее развитой территории на западе Евразии. На этой территории также находились наиболее важные в этой части мира торговые пути. Это было обусловлено продолжающимся кризисом общества бывшей восточной Римской империи.
- Исповедание ислама высшим сословием и значительной частью горожан обеспечили военно-административный успех Османов. Эта модель была апробирована первоначально арабами. Она оказалась эффективна и в эпоху Османов.
- Извлечение ресурсов из земледельческих обществ по северной границе степи посредством деятельности кочевых сообществ, перешедших в зависимость от Османской империи. Позднее таким дополнительным ресурсом для Османской империи стала также восточная Африка.
Османская империя унаследовала бывшую восточную Римскую империю со всеми ее геополитическими плюсами, а ислам обеспечил контроль Османской империи над христианскими народами и кочевыми пространствами степей.
Русская государственность развивалась по иной модели, без отличного наследия восточной Римской империи в геополитике, экономике и географии.