3.7. Почему Африка не породила своей России? Эфиопия.

Sep 21, 2015 01:25

Война в Украине. Трансформация Европы.

Черная Африка на протяжение письменного периода в истории человечества по ряду параметров подобна восточной Европе:
1. Периферия крупных империй - Римской, Византийской, Османской и т.д.
2. Объект для выкачивания крупными империями ресурсов, прежде всего рабов.
3. Относительно поздний переход к производящему хозяйству, замедленный колониальной или полуколониальной эксплуатацией со стороны крупных империй.

Однако есть и разница:
1. Восточная Европа создала приспособленный к ее природным условиям тип сельского хозяйства, который распространился по ее территории и стал экономической основой для крупных государств. Этот тип хозяйства был распространен из восточной Европы в Азию. Была сделана попытка распространить его и в северную Америку.
Черная Африка осталась раздробленной в социально-экономическом отношении на множество разнотипных регионов.
2. В восточной Европе регулярно возникало крупное государство, которое останавливало колониальную и отчасти полуколониальную эксплуатацию ресурсов региона и даже переходило к экспансии относительно крупных империй региона Средиземного моря.
Черная Африка же не смогла остановить даже работорговлю и была практически вся захвачена европейцами.
3. В восточной Европе возникло консолидированное культурное ядро обществ региона - русский народ с единым языком, религией, церковью, идентичностью.
Черная Африка осталась разноплеменной и поликультурной. Единого культурного ядра в Черной Африке не возникло.
4. На первый взгляд изначально Африка имела более благоприятные условия для развития, чем восточная Европа:
- гораздо бОльшая территория.
- Теплый климат
- Огромная береговая линия относительно теплых океанов. Легкий доступ с берега внутрь континента.
- Геологическое разнообразие территории, дававшее доступ к большому количеству легкодоступных природных ископаемых.
- Изначально более многочисленное население, чем в холодной восточной Европе с ее монотонной равниной.

Почему Черная Африка не консолидировалась в единую общность подобно тому, как это произошло в восточной Европе? Почему Черная Африка не породила своей России? Почему европейцы так быстро вырвались вперед в своем развитии по сравнению с Черной Африкой, что сумели остановить созревание в ней своих мощных центров культуры и государственности?

1. Древний период. Период великих речных цивилизаций Египта, Мессопотамии, Инда, Янцзы и т.д. В пользу известных великих цивилизаций сыграли регулярные разливы на ряде крупных рек в теплой части Азии и в районе Нила, которые несли на поля вокруг них плодородных ил. Речные цивилизации возникли вдоль этих рек. По этой же причине Волга, Днепр, Дунай, Енисей, Обь, Амур и т.д. основой таких цивилизаций не стали.

Причины, почему реки Нигер или Конго не стали основой таких высокоразвитых цивилизаций не понятны. Но, возможно, это в значительной степени связано с гораздо большей открытостью долин этих рек для вторжений неземледельческих племен. Мессопотамия, Нил, Инд, Янцзы в значительной степени граничат с пустынями или полупустынями, где изначально условия для существования крупных воинских сил, занимающихся грабежом земледельческих поселений, были хуже, чем в пространствах вдоль Нигера или Конго.

2. Единственная классическая крупная речная цивилизация Африки - в долине Нила - не могла развернуть экспансию в сторону Черной Африки по той же причине, почему была защищена от слишком мощных вторжений из Африки на свою территорию: пустыни, болота верховий Нила, отдаленность от Нила основных пригодных для земледелия территорий Черной Африки. Способ хозяйствования, который сформировался в долине Нила, основанный на использовании разливов реки, не позволял выйти за рамки реки и распространить производящее хозяйство в степях, нагорьях или лесах. Египет и иные государства в долине Нила оставались неспособным выступить объединителем Африки обособленным цивилизационным островом. Аналогично цивилизация в долине Янцы смогла быстро охватить долину реки Хуанхэ, но не создала достаточно инструментов для хозяйственного освоения долины Амура, как это произошло с приходом на Амур русских. И не была глубоко заинтересована в освоении степей, гор или тропических островов.

3. К экспансии в Африку перешли цивилизации, которые вышли за рамки речных культур: Римская империя, Византия, арабы в эпоху завоеваний, Османская империя. И затем - европейские колониальные морские державы. Возникновение этих империй создало дополнительные источники накоплений для пограничных по отношению к ним или прилегающих к их морским опорным пунктам африканских территорий. Аналогичное развитие прошла в период до крещения Киевская Русь, другие славянские государства, народы на территории Поволжья, северного Причерноморья и Балкан.

Появление геополитического очага африканского масштаба и социума, способного к культурной унификации Черной Африки подобно тому, как это сделали русские в восточной Европе, надо было ожидать на относительном пограничье Черной Африки и Римской империи (а также, империй, возникших на руинах Римской империи). Так произошло в восточной Европе, где гна периферии Византийской империи сформировалась Киевская Русь. А затем в борьбе за лидерство в регионе победило Московское государство.

4. Среди таких государств наиболее выделялись христианские государства в верховьях Нила. Прежде всего - государства на территории современной Эфиопии. Аксум и последовавшие за ним государства на Абиссинском нагорье обладали потенциалом к распространению а рамки своего ареала внутрь Африки в отличие от Египта, сконцентрированного в долине Нила:
- земледелие в этом регионе не было привязано к разливам рек.
- Близость моря давала шанс на доходы от морской торговли с крупнейшими империями той эпохи.
- Абиссинское нагорье предоставляло хорошие природные условия для защиты от набегов из-вне. Часть пограничья представляла из себя протяженные пустыни, что в целом усиливало военную устойчивость социумов на нагорье.
- раннее распространение в регионе христианства, ориентированного на Александрию создало Эфиопии церковную организацию, которая стягивала культуру этой страны более менее воедино. В этом был также прямой аналог с Киевской Русью относительно Византии после крещения Руси.

Аксум и последовавшие за ним эфиопские государства в периоды своего расцвета пытались распространиться как на Аравийский полуостров, так и на все Абиссинское нагорье и отчасти - соседние территории. Действия Аксума на Аравийском полуострове иногда поразительно напоминают Киевскую Русь в ее борьбе с Хазарским каганатом. Также, как Киевская Русь Аксум не смог противостоять кочевникам степей и пустынь, расположенных между ним и коренными территориями Византийской империи. Также, как Киевская Русь Аксум был ослаблен ударами из степей и пустынь и был вынужден в конце концов защищаться от этих ударов. А последующие после Аксума христианские государства на его территории должны были пройти сложный период преодоления раздробленности и консолидации в новую сильную общность. Это происходило, как и в случае с русскими государствами несколько раз. Временами взлеты и падения Руси и Эфиопии выглядят синхронизированными: прежде сего, взлет в 16-17 ст.ст. и 19-м ст.

Однако в конечном счете в отличие от России Эфиопия не смогла выйти за пределы Абиссинского нагорья и превратиться в консолидирующую Черную Африку или хотя бы значительную часть Черной Африки империю. Эфиопия не смогла этого сделать ни в какой форме: ни через завоевания территорий, ни через распространение миссионерским путем своего типа христианства, ни через негосударственную колонизацию эфиопами территорий вне нагорья. По сути история Эфиопии после Аксума - это история защиты христианского очага культуры и государственности от внешних угроз в условиях очень часто повторяющихся периодов внутренних смут.

5. Почему? Почему Эфиопия в своем развитии не повторила путь Киевской Руси?

Сегодня Эфиопия, отрезанная от моря, - вторая или третья по численности страна Африки после Нигерии и Египта. Примерно равная по численности населения Египту. С теоретической, а вскоре, возможно, и практической способностью контролировать сток воды в Ниле, то есть влиять на развития Египта, Судана, а через это - косвенно - участвовать в таком крупнейшем конфликте как арабо-израильский конфликт. Даже сейчас, после всех пертурбаций Черной Африки и самой Эфиопии речь идет про очень важную и крупную страну Африки. Ответ на опрос, почему Эфиопия не вышла ни в один периода своей истории за рамки нагорья в сторону Нигера или Конго важен хотя бы для того, чтобы понимать ставший традиционным тип геополитического мышления эфиопов.

Выскажу предположение, что причинами геополитической изоляции Эфиопии выступили:

5.1. Тип сельского хозяйства эфиопов был отвязан от Нила с его разливами. В этом смысле он был более приспособлен для распространения по территории Африки, чем египетское земледелие. Но сельское хозяйство Эфиопии оказалось привязано к природным условиям нагорья. Распространение эфиопской культуры через распространение своего типа производства, как это было с земледелием русского народа, было возможно в основом в одну сторону - на юг, в сторону Великих озер, где также имеются нагорья. Для пустынь, саванн, болот, лесных влажных лесов по Конго этот тип хозяйства не подходит. Африка оказалась слишком разнообразна по природным и климатическим условиям, чем восточная Европа. Сформировать очень крупный народ крестьян и набрать критическую демографическую массу за счет однотипного способа хозяйствования этого народа в Африке оказалось невозможно.

5.2. Экспансия Эфиопии в любой форме в сторону Великих озер превращала Эфиопию во врага всему тому комплексу работорговых государств по побережью Индийского океана, который создали арабские работорговцы после взлета арабской культуры и могущества. Эфиопия смогла остановить торговлю эфиопами, ибо они были христианами и Эфиопия держалась запрета на торговлю христианами. Хотя принимала участие в арабской торговле рабами нехристианами из района Нила. Но бросить вызов арабской работорговле фактически на всей полосе от побережья Красного моря до современного Мозамбика Эфиопия не могла. Хотя Россия в подобной ситуации это сумела, сокрушив татарские ханства Поволжья, создав единый земледельческий массив вдоль лесной полосы восточной Европы, оставив себе по сути лишь один действительно большой фронт в борьбе с работорговцами - причерноморский.

5.3. Эфиопия занимала нагорье. А, значит, в каждом регионе и долине были высоки культурные различия между населявшим их населением. Этот огромный африканский "Кавказ" сплачивала одной его части христианская церковь и эфиопская традиция, во многом ориентированная на правящую династию. Полиэтничность и поликультурность Эфиопии были следствием ее ландшафта. Равно как плавильный культурный котел и демографический рост русского народа в основном за счет крестьянства обеспечивал России высокую культурную однородность по-крайней мере основного массива своего населения. Просто приверженности эфиопов христианству во всех вариациях их этничностей и культур оказалось недостаточно для консолидации общества к созданию действительно крупной, способной к объединению вокруг себя Черной Африки культуры и государственности. Поликультурная и полиэтничная Эфиопия легко падала в междуусобицы и сложно собиралась воедино вновь.

5.4. Эфиопия постоянно воевала с мусульманскими государствами, которые были связаны с работорговлей и имели прочный тыл в виде работорговых арабских общностей. Это было сложнее войны славянских государств восточной Европы с, например, Крымом. Ибо против этих работорговых общностей Эфиопия не могла опереться на сильного геополитического противника работорговцев. Габсбурги были далеки. Иран или Индия - тем более. Расположенные вблизи Эфиопии Мекка и Медина вводили в противостояние Эфиопии работорговцам закономерные опасения мусульманского мира по поводу усиления геополитического веса Эфиопии в случае ее успеха.

В других случаях небольшие народы вблизи Эфиопии в своем опасении перед ее экспансией принимали ислам и становились своими аналогами Шамиля относительно христианской страны.

У Эфиопии также не было возможности войти в концерт великих держав относительно Османской империи в качестве важного для них участника. А именно участие в таком концерте сделало возможным успехи России относительно Османской империи и Крымского ханства. Это делало невозможным заведение Эфиопией собственного сильного морского флота и является историческим чудом, что она вообще устояла своем бесконечном противостоянии с исламскими государствами по сему периметру своих границ.

Слишком мощной силой оказался мир ислама для Эфиопии, чтобы она смогла вырваться на стратегический простор, как это сделала Московское государство.

Те же причины делали невозможным создание сильных объединителей Черной Африки, которые бы бросили реальный вызов арабским, а потом европейским работорговцам, в долине Конго. А позднее и Нигера. Громадная береговая полоса - оказалась не благом для Черной Африки, а ее слабым местом. Равно как и географическое разнообразие этого континента. В восточной Европе было проще.

Африка, Россия, Война в Украине. Трансформация Европы., геополитика, Восточная Европа, Турция, Европа

Previous post Next post
Up