Посетил международный семинар "Экстремизм и ксенофобия в молодежной среде сквозь призму транснациональных исследований" (16-18 марта 2007). Очень интересное мероприятие, если учитывать, что проводилось оно в Питере на факультете социологии СПбГУ, а ни одного доклада от питерских специалистов в этой области не было. В качестве специалистов выступали работники НИЦ "Регион" из Ульяновска. А мы вообще оказались там случайно. Надеялись встретить хоть кого-то, кто в Питере занимается неформалами. Ан нет!
Больше всего поразили три доклада.
Первый прочитал какой-то шпион с Украины Арсений Свинаренко, направленный финами в Кандопогу для отслеживания там тех самых событий. В докладе он ссылался на хороший демократический национализм, который есть только на Украине, и плохой национализм в России. Читал он таким языком, что понять его было сложно: на одно слово по докладу - два слова-паразита. Если к этому добавить еще постоянную путаницу в терминах и понятиях, введение (как понятия) "ультра-левого расизма" и не менее проблематичных наименований, то его сорокаминутный доклад... не способствовал пропаганде украйно-финской школы (назвать это социологией я постеснялся).
Второй доклад: "Потешны ли "Потешные полки"? Стихийная толерантность vs "организованный патриотизм" в движении ролевых игр" (на примере Новосибирска). Оказывается у них в Новосибирске такой кошмар... Переплывающие друг в друга ролевики и боевые реконструкторы находятся под контролем у ряда националистических организаций. Милитаризованные игры проводятся под присмотром очень опасных группировок. Одним словом - кошмар, впору посылать туда комиссию из "кого следует"...
О том, что у них там в Новосибирске такое творится, для меня это было открытием. Так что поинтересуюсь.
Третий: "Особенности работы в поле с экстремистами". В процессе доклада чуствовалось, как эти несчастные исследователи переживают Стокгольмский синдром.
Напоследок разгорелся жаркий спор по поводу глубокого включенного наблюдения (это такой термин из социологии, когда внедряются надолго и наблюдают, записывая все в блокнотик). Почему-то привели несколько примеров очень непрофессионального внедрения и воспевали это как верх социологической мысли в этой области. Мою шутку о том, что метод включенного наблюдения по социологической школе академика Примакова намного более элегантен и эффективен - не оценили. Стали говорить об этике в социологии. Но здесь мнения сильно разделились. Также как и по вопросу о действиях социолога, находящегося в процессе вкюченного наблюдения, когда он оказывается соучастником или сведетелем совершаемого преступления.