Тут одна дама отреагировала на мою фразу в одном из постов, что я появляюсь в церкви «редко, по случаю и без фанатизма». Вот «без фанатизма» как-то для нее показалось вызывающе и не понятно, как вообще провести границу, где есть фанатизм, а где нет. Я лично, считаю, что в википедии прилично вполне написано на эту тему. Я целиком и полностью тамошние разъяснения поддерживаю. Однако дама в комментарии сделала какое-то непонятное заключение, как-то я вроде какие-то грязные намеки в адрес верующих делаю, которые регулярно посещают церковь. Меня, лично, не сильно занимают вопросы, кто сколько времени проводит в церкви и чем он там занимается, стены ли красит или справляет религиозные обряды. Понимаю, что бывает ситуации, когда людей верующих донимают граждане своим «янепонимаю». Среди нас есть такие, кто подсматривает за происходящим в церкви через замочную скважину и на основании увиденного делает вывод типа: «ого там поют, свечки, кто-то мелькает в золотых нарядах… наверное там вечеринка». Но и бывает, что и со стороны церкви люди смотрят через замочную скважину на мир и делают соответсвующие выводы.
Я вообще щас всю эту историю с замочными скважинами не про даму говорю. Я ее ни капли не знаю. Это так сказать, вступление к теме о фанатизме. Плохо разбираясь в происходящем очень легко сделать вывод, что кто-то является фанатиком, особенно, перефразируя Лоренса Питера, если человек с жаром говорит или занимается тем делом, которое нам безразлично. Между тем, все таки наверное фанатик относительно легко отделим от остальных последователей, любителей, почитателей и адептов, тем, что он отличается не только слепым и пламенным следованием учения, но и нетерпим к другим мнениям и взглядам. Даже перевод слова вполне сам за себя говорящий. « Фанатикос» в переводе с греческого означает «иступленный». Фактически это человек со сверхценной идеей
http://gutta-honey.livejournal.com/25715.html ,
http://gutta-honey.livejournal.com/25354.html который охвачен ей до иступления.
Фанатики бывают разные. Они могут быть связаны с политикой, национальными и расовыми идеями, какими-то культурными явлениями, занятиями и т.п. Как правило фанатик несет некую абстрактную идею или учение, желая, чтобы все вокруг изменилось в угоду этому учению поэтому наиболее плодотворную почву фанатизм находит в религии. Самым явным проявлением фанатизма является секта
http://gutta-honey.livejournal.com/55959.html . Не все члены секты фанатики. Основная масса эмоционально-неустойчивые и внушаемые люди, которые попали под влияние достаточно сильной личности фанатика ( но не во всех сектах), и фактически являются для него материалом для воплощении его идей в жизнь.
Фанатизм, как правило чужд большинству религий и основные тексты предостерегают об излишнем увлечении выдернутыми из контекста фразами и идеями, которые как правило и становятся основой фанатический воззрений и движений. Православная церковь Говорит об этом следующее:
«Фанатизм никак не может быть связан с истинной христианской верой, потому что в истиной вере нет места слепоте, ненависти и насилию.Религиозная ревность и усердие являются добродетелями только тогда, когда они вдохновлены любовью и происходят от чистого сердца и подлинной веры. Таким просвещенным усердием, а не слепым фанатизмом, обладали апостолы, мученики, отцы Церкви, миссионеры и многие другие христиане, потому что их веру вдохновляла глубокая и бескорыстная любовь к Богу и человеку. Апостол Павел говорит: «Если имею дар пророчества... и всякое познание и всю веру, а не имею любви, - то я ничто» (1 Коринфянам, 13:2). Христианская ревность проявляется в святости жизни, деятельной любви и жертвенном смирении.»
http://www.klikovo.ru/db/book/msg/6686 Безусловно, что фанатизм связан с тем, что приверженцы того или иного учения начинают видеть врага в тех, кто не разделяет их идей и стремятся их всячески либо привлечь на свою сторону, либо уничтожить. Именно эта воинственная нетерпимость и отличает их от всех остальных.
К вопросу, который чаще всего рождается у людей, которые встречают фанатика в жизни: « Он чё, больной штоли?!». Ну, в узком смысле слова, нет, не больной. Это человек с особым характером, то есть имеющим либо акцентуацию, либо расстройство личности паранояльного круга. Чем одно от другого отличается? Достаточно просто. «Акцентуант» не выпадает из общества и его особенности не сильно бросаются в глаза. То есть он ходит на работу, у него есть семья, друзья и все его пристрастия оцениваются окружающими, как милые странности. Если же ради идеи человек бросает работу, теряет семью, либо начинает принуждать всех вокруг подчиниться его идее, с угрозами и разными ухищрениями, то это уже расстройство личности. Ганнушкин, всячески почитаемый мной классик психиатрии писал вот, что о этой группе расстройств ( тут можно почитать, другого удобного текста для ссылки не находится L )
http://www.shalnov.ru/pt/pt145.html Может быть и такое, что все эти идеи полностью терять связь с реальностью, становится причудливыми, преобретают особый смысл. Тогда возможно сказать, что человек действительно болен психически, у него бредовое расстройство.
Так вот к вопросу, считаю ли я ходящих регулярно в церковь для справления религиозных обрядов фанатиками? Нет не считаю, до тех пор пока они меня не волокут в церковь, не стучатся ко мне в дверь или не побивают меня камнями, за то, что я не делаю так, как они.