Наша полиция нас бережет

Oct 29, 2011 16:33

"Полицейский" (השוטר), Израиль, 2011
режиссер и автор сценария - Надав Лапид
в ролях: Ифтах Кляйн, Яара Пельциг, Михаэль Мошонов, Менаше Ной, Михаэль Алони, Галь Хойбергер, Шауль Мизрахи

Вернулись вчера с просмотра картины Надава Лапида "Полицейский". Оба находимся под сильным впечатлением от увиденного. Обухом по голове. Один из самых необычных израильских фильмов, которые мне доводилось смотреть в последние годы. И, вне всяких сомнений, самый страшный и безжалостный политический фильм, когда-либо снятый в этой стране. В кинозале тель-авивского музея было всего двадцать человек - и это в пятницу вечером, на последнем сеансе. Фильм, несмотря на благожелательную критику ведущих рецензентов, у зрителей вызывает мощное отторжение. Просто волна ненависти. Фильмы могут нравится, могут разочаровывать. Биг дил. Но в данном случае речь идет об истерике (иного слова я не нахожу). Я проштудировал токбеки (комментарии читателей) во всех крупных ивритских он-лайн СМИ (Ynet, walla, Гаарец, Маарив) - редкостное, настораживающее, единодушие: ужасный фильм, бездарный фильм, фашистский фильм, апология насилия и т.п. Видимо, многих эта лента задела за живое. И не только зрителей. В августе, в разгар "палаточно-коттеджевой" революции, перед выходом фильма в прокат, цензурный комитет ("моэцет ле-бикорет сратим") ограничил просмотр картины для тех, кому не исполнилось 18 лет, мотивировав свое решение тем, что фильм-де изобилует сценами насилия.

Пытаюсь понять, почему лента молодого режиссера произвела на нас столь сильное впечатление. Нельзя сбрасывать со счетов фантастический тайминг выхода фильма на экраны. Режиссеру каким-то непостижимым образом удалось предугадать события (а точнее, общественные настроения), о которых в период съемок, проходивших около двух лет назад, никто, разумеется, знать не мог. Известный кинокритик Ури Кляйн пишет, что во время первого просмотра фильма в июле нынешнего года (дело происходило на Иерусалимском кинофестивале), фабула "Полицейского" показалась ему оторванной от реальности социальной фантазией. Всего через неделю после фестивального показа Дафни Лиф призвала своих фейсбучных френдов разбить палатки в центре Тель-Авива в знак протеста против непомерно высоких цен на аренду жилья.

"Полицейский" вышел в прокат осенью 2011-го, а летом того же года страну сотрясали беспрецедентные в ее истории акции социального протеста, начало которым положили локальные действия небольшой группы тель-авивских мальчиков и девочек из буржуазных семей, разбивших палатки на бульваре Ротшильда. Все вдруг заговорили о классовом конфликте, кризисе капитализма, об алчных олигархах и социальной справедливости. Языком молодых героев пророческого фильма Лапида.

И все же дело не только в тайминге. Фильм Лапида снят в совершенно непривычной для местного кинопейзажа манере, которая для среднестатистического израильского зрителя, зомбированного голливудской композиционно-фабульной организацией действия, довольно тяжеловесна и неудобоварима. Мне же этот, исполненный прямолинейной символики, киноязык показался исключительно уместным. По мнению некоторых критиков, режиссер, учившийся во Франции, использовал в своей картине идеи "новой волны" (эстетику ранних фильмов Годара). По моему скромному мнению, человека, далекого от академического киноведения, Лапиду удалось создать адекватный кинотекст, не лишенный огрехов (в основном, по кастинговой части - исполнители ролей второго плана подобраны весьма неряшливо), но исключительно точный, нажимающий на нужные эмоциональные клавиши.

В первой части фильма мы знакомимся с Яроном, иерусалимским полицейским из элитного подразделения по борьбе с террором (ЯМАМ). Ифтах Кляйн создает впечатляющий (балансирующий на грани пародии) портрет израильского мачо, конкретного мужика, хладнокровного профи-ликвидатора и нежного мужа, заботливо ухаживаюшего за беременной женой. Вторая часть фильма повествует о радикальной группе "революционеров", молодых тель-авивских буржуа, относящихся к высшему сословию и ненавидящих своих родителей, которые принадлежат к израильской элите - 22-летняя поэтесса, живущая в элитной башне "Мигдаль Акиров", сын известного судьи, бывший десантник и скрипач-виртуоз из северного Тель-Авива. Израильские народовольцы пишут поэтический манифест о том, что "богатые должны умереть, а бедные должны стать богатыми", а также о том, что "государство евреев превратилось в государство эксплуататоров и рабов". Две сюжетные линии, развивающиеся параллельно, перетекают в жуткий, кровавый финал, подобного которому в нашем кино я не припомню.

image Click to view



ссылки по теме:
интервью Надава Лапида на "Букнике" (по-русски)
рецензия Ури Кляйна в "Гаарец" (иврит)
рецензия Ури Кляйна в "Гаарец" (англ)
рецензия Яира Раве (иврит)
рецензия Дувдевани на Ynet (иврит)
рецензия в "Hollywood Reporter" (англ)

















режиссер Надав Лапид, исполнители главных ролей - Ифтах Кляйн и Яара Пельциг на кинофестивале в Локарно


land of israel, movies

Previous post Next post
Up