Телеспектакль, 1974 год. Московский Театр Сатиры.
Авторы сценария: Арканов Аркадий Михайлович, Горин Григорий Израилевич
Режиссёр-постановщик: Плучек Валентин Николаевич
Режиссёры: Миронов Андрей Александрович, Ширвиндт Александр Анатольевич
Художник-постановщик: Мессерер Борис Асафович
В ролях:
Архипова Нина Николаевна
Высоковский Зиновий Моисеевич
Державин Михаил Михайлович
Защипина Наталья Александровна
Зелинская Зоя Николаевна
Кумаритов Борис Михайлович
Миронов Андрей Александрович
Мишулин Спартак Васильевич
Папанов Анатолий Дмитриевич
Пельтцер Татьяна Ивановна
Соковнин Юрий Алексеевич
Токарская Валентина Георгиевна
Шарыкина Валентина Дмитриевна
Ширвиндт Александр Анатольевич
и др.
Спектакль идёт два с лишним часа. За два с лишним часа он успел мне понравиться, разонравиться, и снова понравиться. Удивительная штука.
Некоторые места я бы всё-таки оттуда вырезала, но в целом, главное, что он от себя оставил - понимание идеи. Не воспевание совка, и не протест против него. Не призыв к великой духовности, но несколько сцен о ней. О простоте. О человечности. О душе.
Мило, просто, доступно, я бы даже сказала, разжёвано. Сейчас же весь смысл прячут куда подальше - и чем дальше спрятал, тем ты более крутой авангардист. Или авангардисты, как бы парадоксально это не звучало, это прошлый век? Теперь у нас что? Андеграунд. Нет, и это прошло. Арт-хаус.
Так вот. Это - не он. Это добрые трагедии Горина. Горин всё время обманывал. Он, якобы, писал комедии. Ясно, зачем - на «Маленькие трагедии большого дома» никто бы не пошёл. Это моё мнение. Я за автора решать не берусь. Но я бы назвала скорее так. Потому что он постоянно раскапывал человеческую человечность, а с ней, как правило, связаны именно трагедии. И смеяться там, как правило, если и получается - то сквозь слёзы. Это я сейчас отвлеклась от темы. Я не о спектакле, а о всем известных других его работах. От «комедий» плакать вовсе не хотелось, разве что Папанов в конце растрогал - он душка. =)
Акт совместной игры Миронова с Мишулиным, разумеется, выше всяких похвал. Татьяна Пельтцер - искромётна и чудесна. Остальных знаю не так хорошо, но все были на высоте.
Жалко, что я такая малявка, и не имела возможности ходить тогда в театр. Боже мой. Как я много пропустила. Вообще. Целый пласт - советский театр. Жаль.