Новогоднее

Sep 20, 2012 23:11




Фото lizk_a

На наших трех последних концертах-экскурсиях я под конец проводил для особо любознательных и терпеливых небольшой экскурс по библейским музыкальным инструментам. Сначала это рассказ шел под кодовым названием "На чем играл царь Давид?" : географическая близость к долине а-Эла - месту легендарной схватки Давида с Голиафом - обязывала. В результате небольшого исследования письменных источников, археологических находок, этимологических и этномузыкологических параллелей, нами было установлено, что Давид Ишаевич лабал не только на некоем струнном "кинноре", но как минимум еще на трех других музыкальных инструментах, относящихся к хордофонам, аэрофонам и идиофонам, а, проще говоря, был и струнником, и духовиком, и перкуссионистом. Постепенно эта тема обрастала пикантными подробностями. В поисках предков и потомков тех инструментов, на которых играл Давид, мы отправились в Междуречье с сэром Чарльзом Леонардом Вулли, британским археологом, шпионом(разведчиком) и работодателем Агаты Кристи, затем в средневековую Армению и на остров Сардинию и, наконец, в Аддис-Абебу начала 20-го века, где нас встречал армянский духовой оркестр, прибывший из Иерусалима по приглашению его императорского величества Рас Тафари. Все это, возможно, появится в отдельных постах.
Кое-как сведя концы с концами и решив вопрос с Давидом, мы обратились к куда менее известному своими музыкальными талантами "учителю нашему Моше" (пророку Моисею). Внимательно изучив не только Пятикнижие, но и более поздние источники, мы с удовлетворением констатировали тот факт, что и Моисей был мультиинструменталистом (оставаясь, разумеется, при этом монотеистом). Сосредоточился он, правда, исключительно на духовых. Ну разумеется! Где духовность, там и духовые!

Одно из указаний, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, связано с шофаром - бараньим рогом. Об этом инструменте последнюю неделю нам не дают позабыть соседские дети и завсегдатаи близлежащих синагог. Шофар, звуки которого знаменуют начало еврейского года, - единственный инструмент из некогда богатого музыкального арсенала Иерусалимского храма, уцелевший до наших дней. Предназначение этого инструмента не столько радовать слух, сколько будоражить душу, напоминая о приближении Судного дня. К тому же шофар - мощное психологическое оружие. Ведь это с его помощью Гедеон спасает Израиль от мадианитян, а Иисус Навин сотоварищи обрушивают стены Иерихона (а вовсе не трубами!)

image Click to view



Звуки шофара напоминают евреям и о жертвоприношении Исаака (ведь в итоге в жертву был принесен барашек), и об общении Моисея с Всевышним на горе Синай. Именно звуки шофара, перемежающиеся громом и молниями, слышат евреи во время Синайского откровения. Получается, что увидеть Его было нельзя, но услышать, вроде как, можно.


Шалом из Цфата - Получение Торы
В книге Исход в описании одного и того же звука употреблены по соседству два слова - "йовель" и "шофар". "Йовель" (корень "йуд"-"бет"-"ламед" - יבל) переводится как "баран", рог-то бараний. Поскольку в "йовель" согласно завету Всевышнего евреи должны были трубить, знаменуя начало пятидесятого года, этот год также станет называтся "йовелем". Ну а отсюда уже рукой подать до нашего "юбилея". Но самое интересное ИМХО не это.
В книге Бытия среди потомков Каина находим двух братьев - Йаваля и Йуваля. Один из них -   кочевник и скотовод, второй - первый музыкант, "отец всех играющих на кинноре и угаве" (в Синодальном переводе - на арфе и свирели). В обоих именах один корень - "йуд"-"бет"-"ламед". В своей "Книге корней" средневековый комментатор РаДаК (раби Давид бар Йосеф Кимхи) пишет: "Корень יבל связан с зерном и плодами и всем, что дает земля". В принципе неудивительно, что скотоводы и земледельцы назвали своих сыновей Барашком или Колоском, а удивительным мне показалось то, что в двух первых упоминаниях музыкальных инструментов в Торе появляются слова с этим корнем. А если еще вспомнить слово "невель" ну c очень похожим корнем נבל ("нун"-"бет"-"ламед"), которое обозначат храмовый струнный инструмент то ли с десятью (в Псалтыре נבל עשור), то ли с двенадцатью (согласно Иосифу Флавию) струнами, на котором играют плектром, то перед нами слегка приоткрывается загадочная взаимосвязь между музыкой, природой и Гласом Божьим!


Царь Давид играет на "невеле". Мозаика из синагоги 6 века в Газе

Из чего изготовляют шофар? Из ТаНаХа следует, что в библейские времена материалом служил бараний рог. Сегодня для этой цели используют рога тех кошерных (то есть жвачных парнокопытных) животных, которые одновременно являются полорогими. Коровы и быки вполне подходят под это определение, однако после печальной истории с золотым тельцом против их рогов имеется сильное предубеждение. Между тем, и с баранами могут возникнуть различные нездоровые ассоциации. Например, такие -
египетский бог Солнца Амон,


малоазиатский микс Зевс-Амон,


а эту картинку вы у меня недавно видели. Если бараний рог напоминает нам о гласе Божьем, может, и самого Его представляли восемь тысяч лет назад как-то эдак?


И напоследок прекрасный шофар, сделанный из рога антилопы куду:

image Click to view



Желаю всем хорошей записи в Книге жизни! גמר חתימה טובה!

jews, archeology, dilijan, israel, music, артефакты, экскурсии, musical instruments

Previous post Next post
Up