(no subject)

Feb 03, 2006 21:48

Недавно я приобрел краеведческий журнальчик 1981 года издания, посвященный Иерусалиму и окрестностям, где обнаружил небольшую статью о современных палестинских дервишах и их целительском "инвентаре". Автор статьи - Сэфи Бен-Йосеф, известный экскурсовод по Израилю и "загранице" (в частности по Закавказью), краевед, журналист. Сведения о дервишах в Палестине в "новое время" нередко встречаешь в путевых заметках путешественников 19 века, а вот об их существовании в наши дни мне попадались только самые короткие упоминания. Так что, хотя статья и не претендует на серьезное иследование, она показалась мне интересной и я решил тут выложить приблизительный перевод (извиняюсь за качество).

***

Народный мистицизм фелахов Иудеи - тема практически неизвестная. Простые крестьяне не раскрывают чужакам свои тайны из страха перед окружающими их "сверхестественными силами", а люди образованные чаще всего стесняются признавать существование магических обрядов и народных верований в своей среде.
Один из самых распостраненных местных обычаев - индивидуальные паломничества, чтение молитв и принятие обетов в ближайших к деревне святых местах - на могилах шейхов или под сенью деревьев, посвященных почитаемым святым. Истоки этих обычаев в древних культах, проводивших свои обряды под священными деревьями, вблизи камней или источников. Другая область народных верований, по сей день овеяная тайной, связана с деятельностью суфийских дервишей.
Дервиши. В Иудейских горах действуют небольшие группы или одиночки - религиозные деятели "неконвенционального" толка, занимающиеся тайными учениями. В основном они принадлежат к суфийскому ордену Хальватия Рахмания, главные центры которой находятся в арабских деревнях к северо-западу от горы Хеврон - Ахас, Бейт-Ила, Нехалин, Цуриф, Таркумия, Хасан и др. В связи с недавним усилением влияния ислама [речь о конце 1970-х] вырос и авторитет дервишей ордена среди местного населения. На пожертвования в нескольких деревнях были построены роскошные мечети. Их отличает красочное убранство и отсутствие минаретов.
Дервиши носят красные мягкие войлочные шапки, перевязаные чалмой желтовато-белого цвета шитой золотым шелком.
Дервиши обладают большой духовной властью, по-видимому, у них имеется собственная судебная система, пользующаяся большим авторитетом в решении внутренних споров в деревнях. Источниками доходов дервишей являются пожертвования в пользу местных святынь, ежемесячные пособия, выплачиваемые религиозными организациями и плата за посреднические услуги при заключении сделок и судебных тяжбах.
Один из секретов популярности дервишей в глазах простонародья - их целительские способности. Лечение происходит благодаря непрерывному контакту целителя с потусторонними силами. По поверьям обладающий такими способностями может не только исцелять, но и наводить порчу, и даже умертвлять. Смешаные чувства преклонения и страха, вера в сверхестественные способности дервишей позволяет им порой становиться хозяевами деревень.
Деятельность дервишей можно подразделить на открытую - контакты с с нуждающимися в помощи - и тайную. К ней относятся церемонии, на которых могут присутствовать только члены данного суфийского ордена - молитвы, ритуальные танцы и обряды посвящения новых дервишей. Подобные церемонии проводятся у некоторых могил шейхов в Иудее и Самарии и сопровождаются молитвами и танцами под бой больших барабанов и грохот железных цепей. Вокруг танцующих и молящихся воскуряют ароматические вещества, приготовляемые из сухой сосновой смолы.
Целительская детельность дервишей заключается помимо молитв, пения и танцев в применении целого ряда магических предметов. Некоторые из них продают за немалые деньги пациенту или его семье, некоторые дервиш использует во время сеанса лечения.

1. Цветные лоскуты используются для лечения болезней, принятия обета, благословения. Лоскутами опоясываются или повязывают их на лоб, шею, руку или ногу. Иногда несколько цветных кусков связывают в один. Надевают их, бормоча благословения : при этом целитель и больной покачивают головами. Иногда покупают лоскут у дервиша и отправляются к святому месту ("вели", "макам"), прикладывая его там к надгробию, камню или дереву и произнося благословение. Привязанный на теле лоскут является также средством для исполнения желания, из-за которого обращаются к помощи "потусторонних сил". Чем ярче, пестрее материя, тем "заметнее" просьба о помощи. Считается, что развевающийся на ветру пестрый лоскут в изголовье могилы шейха будет тревожить его сон, и святой сделает все возможное, чтобы прекратить шум, и передаст просьбу в "высшие инстанции".
Самые дорогие лоскуты - те, что использовались прежде, как покрывала для надгробий или как головные уборы дервишей. После того, как ткани ветшают и уже не могут служить первоначальным целям, их лоскутами сначала украшают дервишские церемониальные барабаны, а только потом используют как лечебное средство. Также используются куски ткани с головных уборов известных своей плодовитостью женщин, одежд религиозных старшин или кого-то, кто чудом исцелился от тяжелого недуга или избежал несчастья.

***

Кому интересно продолжение, отмечайтесь.

israel, healing, sufi

Previous post Next post
Up