Главная проблема бизнесменов в России в том, что у них отвратительная репутация. Отсюда рейдерство, беспредел в судах, пытки в тюрьмах и возможности людей государевых стричь предпринимателей, как овец. Те, кто скажет «система такая, а вообще-то подобного быть не должно», правы, конечно. Но посмотрим на это с другой стороны: когда жертвой госмашины становится тот, кого публика готова признать за своего (то есть, человек небогатый: учитель, врач, пенсионер), ответом становится буря общественного негодования. Государство на хор возмущенных голосов обычно реагирует, подчас пытается разобраться в ситуации или отыграть назад. Когда жертва - бизнесмен, публика молчит, и заступаться за него даже не думает. Почему? Репутация!
Если в Европе или США предприниматель средней руки - это человек, как правило, уважаемый, то в России такого готовы винить во всех своих бедах. На частном уровне это несправедливо, но если смотреть на ситуацию шире - справедливо вполне. В 90-х большинство населения страны жило в нищете, многие из этой нищеты не выбрались до сих пор. В те же самые годы «пионеры» российского бизнеса создали всему сословию такой имидж, что хоть плач.
Золотые самолеты и унитазы. Проститутки и вечеринки в ресторанах, где средний счет - десятки тысяч евро. Социал-дарвинисткая риторика типа «кто слабый и не может заработать, должен умереть». Бахвальство и демонстрация того, что «нам закон не писан». Постоянная грызня, разборки, уничтожение конкурентов. Не просто жадность, а жадность показательная, возведенная в доблесть.
В общественном сознании это поведение перекинулось на целый слой. В глазах многих бизнесмен означает вор, жулик, хам, «хозяин жизни». Как следствие, предпринимателей, даже порядочных и честных, давят под аплодисменты публики. А в обществе растут патерналистские настроения.
Общество, где бизнес занятие не только опасное, но и чуть ли не постыдное, никогда не станет сытым и процветающим, как в Швейцарии или Германии. Значит, ситуацию надо менять. Как менять? Единственным возможным способом - начинать с себя!
Вместо показной роскоши должна быть скромность. Вместо людоедской риторики - благотворительность. Вместо желания извести возможных конкурентов на корню - стремление помочь советом начинающим - тем, кто будет не из бюджета кормиться, а зарабатывать с помощью собственного дела, создавать рабочие места. Если бы бизнесмены США и Европы, испугавшись нашей революции, не пошли бы по этому пути, получили бы собственную революцию, массы бы просто их смели. У российских же бизнесменов имидж такой, что наше общество от очередного кровавого передела до сих пор не застраховано (в результате же страну вновь отбросит на десятилетия назад).
О том, что репутация для бизнесмена - это главное, и что именно она со временем станет определяющим фактором, я, в частности,
говорил в интервью, которое у меня на днях брали тележурналисты с канала ТНВ Татарстан. В основном там про мои личные проблемы с господином Алякиным, о которых я здесь
уже писал. Если коротко, я продал этому человеку свои бензозаправки, а теперь он зачищает территорию от конкурентов в моем лице, пользуясь знакомством с первый заместителем Верховного Суда Татарстана Шарифуллиным. Жаден, что поделать. Аллах ему судья. Но ВС республики выносит по нашему спору такие решения, что любому юристу за них просто стыдно (примеры, если интересно,
есть в интервью). Параллельно это бросает тень не только на бизнесменов, ибо всем кажется, что они по-прежнему пытаются обогатиться за счет подкупа должностных лиц, клановых связей и уничтожение конкурента, но и на всю республику Татарстан, патриотом которой я являюсь.
Вот отрывки из интервью. Если интересно, потом могу выложить целиком.
История моего личного бизнес-конфликта:
Click to view
Согласно решению Верховного суда Татарстана 30 сентября наступает раньше, чем 19-е:
Click to view
Что в бизнесе главное:
Click to view