Так, ну надо зареестрить хоть что-нибудь, пока есть настрой. Давайте про книги, а то последний раз обстоятельно писала о них аж
в июне. К счастью, делала заметки на Букмиксе, хотя сейчас и там давно не пишу. Но за лето-осень еще есть, с чем свериться.
Мой "эпичный" период тогда (в июне) продолжился "Песнью о Роланде". Да простят меня французы, но я очень смеялась над "почуял граф, что смерть его близка", которое повторяется раз эдак пять, и граф все умирает и умирает, мозговое вещество (!) уж вытекает, а он меж тем туда-сюда по полю прошелся, еще врагов порубил, в рог потрубил... Короче, Боромир прям слабаком помер в сравнении с Роландом.
Зафиналила я ту тему перечитыванием "Божественной комедии". С удовольствием, честное слово! Если при первом прочтении мне все-таки Ад больше запомнился, то тут и Чистилище уже яснее прорисовалось. Глядишь, на третий раз до Рая дорасту :)
Где-то параллельно с античным эпосом я оприходовала трилогию Деборы Харкнесс "Все души" - разумеется, по следам сериала "Открытие ведьм". Ну так, смешанные эмоции: с одной стороны, всякие алхимические и культурные прибамбасы интересны, с другой, это ж прямо явные "Сумерки" в более взрослой версии... и от "Гарри Поттера" там тоже что-то мелькало. И финал трилогии я в итоге не поняла.
Первое книжное полугодие завершилось Киплингом с его Книгами джунглей (из которых я читала, помимо рассказов о Маугли, только "Рикки-Тикки-Тави") и последним романом Марка Леви "Влюбленный призрак" (увы, автор явно исписался). Ну и в то же время я вспомнила, что, помимо "Улисса", на 2020-й у меня был запланирован Пруст)) А позади был лишь первый роман цикла. Начала потихоньку второй, но потом опять прервалась.
Зато прочитала "Зеленый шатер" Людмилы Улицкой. Первое и пока единственное ее произведение, которое я прочитала. Отличный язык, но содержание мне не приглянулось. Нет, есть очень интересные куски, но что это в целом? И задумывалось ли оно в принципе как нечто целое?.. Просто обрывки жизней.
Умная и убедительная проза, но испортила впечатление концовка, вернее, ее отсутствие. В романе на фоне гнета советского строя поднимается множество тем: взросление и поиск себя, причудливость переплетения судеб, сила воздействия литературы и музыки, приспособленчество и неприспособленность, но все они словно уходят в воздух, не доведенные до финала, подобно недописанной книге персонажа-учителя.
Дальше я изничтожала запасенного еще за год до того Франка Тилье. "Атомка", "Страх", "Пандемия", "Шарко". Первые две оценила 4, вторые две на 5. Но сказать о них нечего. Не мой автор. Накручено-наверчено, читать вроде интересно (оцениваю именно по этому параметру), но когда дочитываешь - лучше потом не вспоминать и не анализировать, ибо проверку здравым смыслом книги не выдерживают. Читаю потому, что сдуру накупила. И изо всех сил надеялась, что цикл про Шарко на одноименной книге завершится, и мне останется только дожать внесерийные. Так нет ведь! Еще наваял.
Александр Цыпкин "Женщины непреклонного возраста". Хорошо сформулировано, метко, наблюдательно, юмористически. Но браться за другую книгу, понимая, что там такие же истории, почему-то не хочется. Впрочем, можно еще с удовольствием послушать-посмотреть несколько штук в исполнении Хабенского.
Фредрик Бакман "Что мой сын должен знать об устройстве этого мира". Очень по-настоящему, очень современно, очень по-мужски. :) Но ни разу не маст. Скорее сборник блогерских заметок, чем книга.
Андре Асиман "Назови меня своим именем". Да, я в этом году многое читала по более-менее горячим следам просмотренного :) Книга, конечно, лучше раскрывает детали, характеры, но на будущее предпочту фильм. Все самое лучшее передано в нем великолепно, а предельная физиологичность в любви - это не мое, так что сокращенный вариант - самое то)) Основная фишка, вынесенная в название, честно говоря, тоже чужда моим чувствам и разуму.
Екатерина Рубинская "Псих". Не могла не купить книгу ЖЖ-сотоварища :) Умно, смешно. Очень хорошо отражает внутренний мир девушки-тинейджера. Я бы сказала, застввляет заодно задуматься о наклеивании ярлыков и злоупотреблении специальными терминами. Тот, кого называют психом, вовсе не обязательно им является с медицинской точки зрения.
Алессандро Барикко "Дон Жуан". Краткий пересказ сюжета именитым автором. И в таком красиииивом оформлении!
Андрей Битов, Резо Габриадзе "Метаморфоза". Пушкин - бабочка :)
Опять же сдуру купила первую книгу второй трилогии из серии "Дом странных детей" Ренсома Риггза - "Карта дней". Сдуру, потому что не углядела, что это не самостоятельная книга. А остальные части еще не вышли на тот момент (позже вышла вторая). Но понравилось больше, чем предшествующая трилогия. Показалось, что стало взрослее (в ожидании продолжения первую трилогию перечитала тоже).
Екатерина Рождественская "Балкон на Кутузовском". Москва 60-х годов. Коммуналки, новые дома, шумные застолья, гостеприимно незапертые двери квартир. Это рассказ о счастливой семье из одного творческого мужчины, состоявшегося в профессии, и его домашнего женского царства. И еще это рассказ о счастливом детстве. Теплое и подробное воспоминание о жизни, в которой есть место праздникам и потерям.
Других ее книг пока не покупала, но подозреваю, что ближе к лету захочется.
А потом я открыла для себя "Ведьмака" :) Сериал зашел сразу, но и вопросы возникли быстро. Поэтому чередовала сериал с книгами Анджея Сапковского, к концу сезона первые две книги цикла - "Последнее желание" и "Меч предназначения" - прочитала и начала третью, но третья после первых нескольких страниц потом долго была на паузе. Не увидела практически никаких серьезных разногласий. В сериале очень мешали хронологические прыжки, прям до "WTF?!". Но оказалось, что в книгах, в общем-то, то же самое, просто перемешано по-другому. Зато какой Геральт из Генри Кавилла получился, ммм!
Ренсом Риггз "Собрание птиц". Это вторая часть подоспела. Неплохо. Жду третью...
Алессандро Барикко "Игра". Случай из ряда вон: у этой книги идеальная аннотация, просто идеальная:
"Новая книга Алессандро Барикко - это блестящее эссе о стремительном наступлении цифровой революции и реакции обычного человека на все новые игрушки, вовлекающие человечество в азартную игру. То, что мы переживаем ныне, это результат не только технологического переворота, состоящего во внедрении в нашу жизнь все новых и новых гаджетов, но и ментального восстания. У тех, кто инициировал его - от пионеров Интернета до создателя айфона, - не было конкретного проекта, только потрясающий сумасшедший план: сделать невозможным повторение трагедий ХХ века. В результате с каждым годом в головокружительном темпе нарастает гора информации, вздымаясь все выше и выше над пейзажем человечества. Цифровая революция приводит к уничтожению любых границ, элит, каст, она совершенно преображает жизненный ландшафт, сделав саму концепцию человека размытой, подвижной, нестабильной. Наши проблемы трансформируются в игры, взрослые и дети решают повседневные задачи, применяя инструменты, которые если и не являются играми, то очень на них похожи. Потому что все это Игра!"
От себя добавлю только, что Барикко - гений. Соткать такое цельное, логичное и понятное историко-технико-психологическое полотно - даже при условии субъективизма и надуманностей/ придумок - дано не каждому. Для меня лично особенно полезен был "пространственный" образ: глубина опыта предыдущих поколений при узости диапазона и поверхностная легкость поколений новых при многообразии "вширь". Определенно поубавилось внутреннего ворчания в адрес "поверхностных")))
Руслан Жуковец "Книга об очевидном и неочевидном. Руководство для тех, кто хочет изменить себя". Сестра дала почитать. Я пока менять себя не хочу. Ну, не в этом отношении, по крайней мере. Поэтому и оценивать не стану.
Ричард Коэн "Писать как Толстой. Техники, приемы и уловки великих писателей". Купила просто потому, что понравилось, из каких произведений приводятся примеры. Но оказалось, что это не руководство для начинающих писателей, а просто перечень сравнений: кто как и что начал/ закончил/ сформулировал/ отредактировал и т.п. И примеры-то хорошие, но остается после чувство бессмысленности этой книги. Хоть бы одну главку с минимальным руководством к действию...)
А. и Б. Стругацкие "Страна багровых туч". Как же приятно время от времени обращаться к классикам! Классикам-фантастам в том числе. Особенно радостно, когда происходит долгожданное знакомство, которое откладывалось на протяжении многих лет, и оно не обманывает ожиданий. Читала, что сами Стругацкие считают эту свою дебютную повесть не особо удачной. Я их понимаю. Хоть и не могу пока сравнить с другими произведениями тех же авторов, но мысленные параллели с другими образчиками жанра тех же лет позволили заметить некоторые огрехи и неловкости. Впрочем, не такого масштаба, чтоб испортить впечатление. Некоторые мелочи даже забавны - вроде портфеля крокодиловой кожи в космическом корабле. Отсутствие врача в экспедиции "царапало" сильнее. И, например, Быков мне был непонятен, пока я не прочитала, что персонаж предполагался военным по профессии. Вот тогда картинка сложилась, а то профессию-то поменяли, а суть осталась прежняя. В общем, придраться можно, но читать было интересно, причем не только вторую, приключенческую, половину, но и про сборы и про полет.
Джоджо Мойес "До встречи с тобой". Еще одно "вдогонку". Сюжет уже знала по фильму. В целом чего-то нового не узнала, хотя, конечно, в экранизацию вошли не все книжные сцены. Понравилось, как передан постулат "у каждого своя правда" - точками зрения как главных, так и второстепенных героев. Но в целом не шедевр даже в рамках жанра.
Франсуаза Саган "Сигнал к капитуляции", "В память о лучшем", "Ангел-хранитель", "Любите ли вы Брамса?", "Немного солнца в холодной воде". Это я решила ударно добить томик со всеми знаковыми произведениями)) Выделю "В память о лучшем" - заметки на разные темы, очень интересно. "Ангел-хранитель" - на четверочку, но неожиданное такое творение, ярче остального большинства, запоминается. А записать впечатления я сподобилась только о "Немного солнца в холодной воде":
Так я и знала, что неспроста, ох неспроста Натали упоминает Анну Каренину! Не читайте русскую классику, чтобы не повторять судьбу персонажей. А если серьезно, этот роман впечатляет сильнее, чем другие прочитанные творения Саган, хотя иные были и более глубокие и более логичные. Возможно, потому что в других произведениях в основном любовь без ответа или изжившая себя, что печально, но естественно. А в этом романе любовь жива, но вмешался глупый случай, и это несправедливо и слишком грустно.
Филип Пулман "Тайное содружество". Еще раз на те же грабли: вторая трилогия ("Книга Пыли"), вторая часть, ждем третью. "Прекрасная дикарка", первая книжка новой трилогии, как по мне, была слишком детской по сравнению с оригинальными "Темными началами". Вторая часть уже полюбопытнее.
Уилки Коллинз "Лунный камень". Не сложилось у меня романа с этим романом. Ни в детективной его ипостаси, ни в британско-бытовой. Даже сама не знаю, почему, но очень тяжело читалось. Плюсы были видны невооруженным глазом: рассказы "по ролям", толика английского юмора и несомненный след в истории, - но вопринималось все это отстраненно, ничуть не вызывая теплых чувств.
Марсель Пруст "Под сенью девушек в цвету". Второй роман цикла. Но в целом про Пруста напишу дальше.
Ян Потоцкий "Рукопись, найденная в Сарагосе". Роман, словно собранный из множества сказок разных эпох. Рассказы внутри рассказов внутри других рассказов. Мистика, религия, светская жизнь, и разбойники, и цыгане, и трагедии, и розыгрыши, и Испания, и Италия, и древний Египет... Этакий волшебный ларец в книжной обложке. Не назову сюжет захватывающе интересным и не скажу, что мне захочется книгу перечитать, но изощренная форма повествования, приемы, стилизация, колоритные персонажи, буйство фантазии и многообразие тем не дают поставить оценку ниже четверки.
Михаил Львовский "В моей смерти прошу винить Клаву К", "Сигнал надежды", "Я вас любил", "Это мы не проходили" и "Точка, точка, запятая...". В упор не помню, как мне все это подвернулось, но прочитала. Видимо, настроение такое было)
Ну а потом я вплотную взялась за Пруста. И не остановилась, пока не прикончила "В поисках утраченного времени" целиком. Тем, кто не читал, не рекомендую. Лучше "Улисс" два раза, серьезно. Заметки в процессе:
Второй роман и половина третьего позади, но... все чаще я думаю, что надо было по примеру большинства прочитать первую книгу - "По направлению к Свану" - и закончить на этом. Для понимания стиля и замысла этого достаточно, а в дальнейшем нет ничего нового по форме, зато лучше узнаешь персонажа-рассказчика и начинаешь проникаться неприязнью к нему: его мыслям, поведению, отношению к людям и самомнению. Если первый роман еще читаешь с интересом, отмечаешь психологическую тонкость, восхищаешься умением расписать мельчайшую мелочь на 20 страниц, то во второй книге цикла уже порой перестаешь понимать, что происходит и в каком порядке и сколько лет рассказчику, а под конец меня коробило от пассажей, описывающих юных девушек, и от того, что любой человек, знакомства с которым возжелал герой, на блюдечке ему преподносится волшебным образом и жить без героя потом почти что не может. В третьем же романе, "У Германтов", который я получитаю-полуслушаю (да, пришлось даже к помощи аудиокниги прибегнуть) сейчас, все чаще встречаются уже откровенно презрительные или просто неприятные описания окружающих. Интереса к сюжету все меньше, ощущения липкости все больше.
UPD. Раз уж выдержала четвертый роман, половина которого - рассуждения о гомосексуализме, то, пожалуй, и остальное осилю.
Осилить осилила. К концу ноября. С аудиокнигами в качестве костыля. Но удовольствия - ноль. Особенно от "Пленницы", где герой - натуральный маньяк-извращенец, измывающийся над девушкой психологически. Не, если б это было в соответствующем ритме и стиле, ОК. Но тут же это все размазано и подано так, что перевариваешь с трудом: а она сказала так, но я-то знал, что она вот этак, потому что моя левая пятка чуяла....
В общем, после выполнения своего плана по гигантам (Джойс и Пруст) на год, я хотела сразу уйти в запой легкую литературу, но зачем-то зацепила еще по дороге "Настоящие мемуары гейши" Минеко Ивасаки (версию Артура Голдена, по которой фильм снят, я уже читала раньше, а эту, менее художественную, но более достоверную - нет) и "Воспитание чувств" Флобера, которым добила себя окончательно:
Что там у кого воспитывается, осталось загадкой. Вообще, пожалуй, "переела" я литературы, где молодой человек попадает в большой город, обязательно влюбляется, ходит по женщинам, обретает богатство, растрачивается, нищенствует, вхож в высший свет, водится с плохой компанией и совершает кучу всевозможных глупостей.
Вот почему в декабре я ушла в фантастику, фэнтези и сказки во всех форматах - книжных, киношных и сериальных - и головы оттуда не высовывала вплоть до недавнего времени.
До конца года развлекалась перечитыванием и переслушиванием "Властелина колец", "Волкодава", трех книг из цикла "Дюна", а заодно успела закрыть основную "ведьмачью" сагу (тоже частично в аудиоформате, исполнение Кирилла Головина крайне рекомендую, феерическое!). И, к моей досаде, финал мне не угодил. Ужасно обидно, когда талантливо созданный цикл не получает талантливого завершения. А здесь, увы, именно тот случай. Так и осталось мне непонятным, что, собственно, произошло. Более того, вся книга получилась затянутой и состоящей из разрозненных кусочков, зачастую не оправдывающих свое присутствие. А уж вотэтоповорот с императором, причем два раза - вообще ни в какие ворота.
"Сезон гроз" (дополнительный, относительно свежий томик о ведьмаке) и дурацкий рассказик с персонажами саги прочитала уже в новом году. Туда же перетекли оставшиеся три книги "Дюны" Герберта, с которыми я до этого не была знакома. И должна сказать, что первые три были лучше. Вернее, лучшая - первая. Вторая и третья хороши. Из дальнейших продолжений хороша только пятая ("Еретики Дюны"). Четвертая, "Бог-Император Дюны" - мрак. Шестая, "Капитул Дюны" - плохая и опять оставляет немаленький цикл незавершенным и неразъясненным, что очень раздражает. И понятия не имеешь, браться ли за творения сына - кто его знает, завершил он отцовскую эпопею или еще хуже сделал...
На этом я пока прервусь. Об остальном прочитанном в январе-феврале (ну, по большей части в январе на каникулах :)) мне еще сформулировать надо.