Глава 7. Экспертные системы. Краткий конспект (часть 1/2)

Aug 09, 2010 11:54

Ну кароч вот, ещё одна глава тов. Лорьера осилена. Мне показалось изложение довольно сумбурным - кроме прочего, часто перемежающееся примерами систем с их то подробным (классическое доказательство теорем и прочая), то кратким описанием (доставила система для изучения болезней томатов). Я попыталась собрать мысли в кучку один раз, но этого показалось мало. Прошу любить и жаловать вторую попытку (да не забросают меня тапками те, кто усомнится в истинности логических символов - ибо оные были заменены на аналоги, коие позволяет набрать клавиатура без лишних свистелок и перделок; мне и самой неприятно, но сил уже нет ничего править. Надеюсь, смысл не пострадал особо. В книге, понятное дело, всё как надо.). В конце, по традиции, интересненькое.
Проставлю тому, кто объяснит мне, зачем я всё это делаю.


Глава 7

Экспертные системы

БЗ - база знаний

ПП - процедурная программа

ЯП - язык программирования

ЭС - экспертная система

ЕЯ - естественный язык

КУ - коэффициент уверенности

КН - коэффициент надёжности

Основные свойства:

возможность обработки символьной информации,

использование неполных данных для построения логических выводов,

взаимодействие с человеком с помощью естественного языка.

Цель - достижение результатов, получаемых лучшими специалистами в своих областях.

Поэтому такие системы и получили название экспертных.

Задачи, которые стоят перед ЭС:

·         Сбор знаний (обучение)                                     сформулировать

·         Хранение знаний (структурирование)            запомнить

·         Применение знаний (работа системы)         использовать

Возникли два подхода к созданию ЭС: декларативный и процедурный (алсо программирование, холивары, кровь-кишки-расчленёнка - всё здесь). Сначала про внутреннюю кухню продукционных ЭС (из чего состоят и какие варианты возможны), а потом - про сравнение подходов, и в завершении - про преимущества и недостатки продукционных систем.

Продукционные системы

Продукционное правило представляет собой выражение вида: MG -> MD, в котором левая часть MG описывает определённую ситуацию, представленную в соответствии с формальными правилами рабочего пространства, а правая часть MD представляет собой действие, выполнение которого предполагается в случае обнаружения соответствующей ситуации.

Структура продукционной системы

Система в целом состоит из:

- БЗ, которая содержит множество продукционных правил,

- рабочего пространства (или БФ),

- программного интерпретатора (машина вывода).



Рабочее пространство

Рабочее пространство в начале работы содержит формулировку поставленной задачи, а затем в нём появляется множество фактов, которые программа смогла установить к текущему моменту времени.

Интерпретатор

Интерпретатор является основной частью системы и полностью управляет порядком выводов, выполнение которых всегда можно представить в виде последовательности похожих друг на друга элементарных циклов:

а) ОПРЕДЕЛЕНИЕ (Определить правила и относящиеся к ним факты путём унификации);

б) ВЫБОР (Выбрать такие правила, которые следует выполнить для эффективного решения задачи);

в) ВЫВОД (Выполнить действие, используя результаты этапа а). Построить новую БФ).

(Пополнение БФ) Различие между продукционными системами заключается в том, что в одних системах новая информация, полученная с помощью выводов, просто прибавляется к базе фактов, а в других - прибавляется с разрушением и замещением уже присутствовавших там фактов.

(Вывод) Движение к цели при работе системы происходит естественным образом (как и при доказательстве теоремы) и может быть легко представлено с помощью дерева И/ИЛИ. В действительности дерево может быть пройдено в одном из двух направлений: или от фактов к заключению, или от заключения, которое в этом случае рассматривается как предположение, к фактам. В первом случае говорят о движении по цепочке вперёд, во втором - о движении по цепочке назад. Чаще всего выбирают второе решение, дабы избежать комбинаторного взрыва.

В зависимости от используемой схемы вывода, системы можно разделить на:

- Системы с прямым выводом:

естественная дедукция, логика предикатов 1-го порядка;

- Системы с обратным выводом:

логика высказываний: модус поненс (из p и p->q следует q) или её вариант модус толлент (из !q и p->q следует !p);

- Системы с выводом в обе стороны:

логика предикатов 1-го порядка с выводом в виде метода резолюции - Пролог.

(Управление) Проблема управления, состоящая в разрешении конфликтов между правилами, готовыми к выполнению, имеет три варианта решения, в основе которых лежит:

·         Исчерпывающий перебор (все варианты).

·         Выбор правила с помощью оценки (упорядочивание правил при помощи приоритетов).

·         Управление с помощью метаправил (самоорганизация системы: стратегии и формирование новых правил).

База знаний

(Типы знаний) Л. предлагает выделить 8 основных типов знаний

1) Базовые элементы, объекты реального мира. (Непосредственно воспринимаются)

2) Утверждения и определения. (Основаны на базовых элементах, заранее достоверны)

3) Концепции. (Перегруппировки или обобщения базовых объектов)

4) Отношения. («свойство - значение», как для свойств базовых элементов, так и отношения между концепциями)

5) Теоремы и правила перезаписи. (Частный случай продукционных правил)

6) Алгоритмы решения. (Решают определённые задачи)

7) Стратегии и эвристика. (Правила поведения, которые позволяют в данной конкретной ситуации принять решение о необходимых действиях. По типу «Я знаю, что А приведёт к Б, поэтому если я хочу получить Б, то мне следует сделать А»)

8) Метазнание.(Знание того, что известно + коэффициенты доверия к знанию)

(Коэффициент надёжности и коэффициент уверенности (на примере ЭС MYCIN)) С каждым правилом связан коэффициент надёжности (КН), принимающий значения от 0 до 1, который выражает большую или меньшую достоверность заключения эксперта. В самом деле, знание в этой области никогда не бывает абсолютно надёжным. Точно так же и наблюдаемые факты не являются чаще всего независимыми и надёжными.

Факты, относящиеся к внешнему миру, представляются в виде триплетов, оцененных коэффициентом уверенности (КУ), который может принимать значения от -1 до 1.

Коэффициент уверенности КУ, полученный из нового факта, выведенного из правила с коэффициентом надёжности КН, задаётся формулой КУ = КН Х min КУPj, где КУPj обозначает коэффициент уверенности для j-й посылки.

Если в процессе рассуждений два различных правила приводят к одному и тому же заключению, но с разными  значениями КУ, равными КУ1 и КУ2, то они взаимно усиливают друг друга КУ = КУ1 + КУ2 - КУ1 Х КУ2.

Всякий факт, для которого абсолютное значение КУ меньше 0,2, рассматривается системой как малонадёжный и исключается из базы фактов.

(Способы представления знаний) От «закрытых» процедурных до «открытых», «неупорядоченных» декларативных:

1. Конечный автомат

2. Программа

3. Скрипт (схема) - описание стереотипного сценария действия с участием определённых объектов («Я вошёл в ресторан, официантка принесла мне меню»)

4. Семантическая сеть

5. Фрейм (прототип) - структуры данных, описывающие какую-либо типичную ситуацию (ожидание в аэропорту или участие в семейном обеде)

6. Графы, сети

7. Формальная спецификация

8. Исчисление предикатов

9. Теоремы, правила перезаписи

10. Продукционные правила

11. Предложения на языке

Хотя конечные автоматы, программы, исчисление предикатов и системы с продукционными правилами с теоретической точки зрения эквивалентны друг другу, поскольку их в принципе можно свести к универсальной машине Тьюринга, их «эксплуатационные характеристики» сильно различаются.

(Метазнание) Метазнание представляет собой любое знание о знании.

Можно выделить метазнание объектов окружающего мира и метазнание стратегий.

Окончание

talk in maths, Лорьер Ж.-Л.

Previous post Next post
Up