Сегодня, 25 марта,в Литве отмечают один из древнейших народных праздников: День возращения Аиста, или, по народному, Gandrinės (Гандринес).
Как отмечают специалисты, веками считалось, что аист приносит с собой новую жизнь для человека и природы. Гандринес считается древней аналогией Нового года. С него идёт отсчёт тёплого полугодия, подготовка к севу, начало других работ на селе.
Было принято в День Аиста приманить аиста к дому. Подростки и ребятишки сбивали деревянные каркасы и укрепляли их в ветвях деревьях - так приманивали аистов. Внутрь будущего гнезда прятали пару серебряных монет. По поверьям, аист сделает гнездо именно во дворе у щедрого человека. Поселившийся возле дома аист принесёт в семью благо, растопит последние льды и вылечит все накопившиеся болезни.
В литовском фольклоре белого аиста еще называют бусел, старкус, боцян. Аист - национальная птица Литвы. Его издавна считали священной птицей, мифическим хранителем, несущим счастье, благополучие, справедливость. Он хранитель небесных сил, способный уносить человеческие болезни и беды, скрывать их в недоступных болотах и оставлять там. Может быть, поэтому аист - самый лучший сосед для усадьбы, приносящий счастье и благополучие в дом, рядом с которым он и обосновывается. Аист заходит в дом и «приносит» малыша.
Аист - национальная птица в Литве и Беларуси. И аист - символ Эльзаса.
***
На солнечном календаре, что сделан вокруг памятника королю Миндаугасу в центре Вильнюса указаны древние языческие и христианские празники.
В этом календаре 25 марта - это не только день возвращения Аиста, это христианский праздник - Благовещенье.
И аисты - символ праздника.
Белорусы, украинцы и поляки в этот день встречали аистов. На западе Полесья и в примыкающим к нему районах польского Подлясья ко дню Благовещенья готовили обрядовое печенье, изображающее аиста (бусела), его лапу или её оттиском на поверхности. Это связано с поверьем, что ко дню Благовещения аист возвращается из тёплых стран и успевает отложить в гнездо первое яйцо. И якобы аист даже думает: «Хоть льдом подавлюсь, а на Благовещенье вернусь»
В западно-белорусском Полесье говорили: «Как уже аиста кто самый первый увидел - то он первый весну встретил». Хлебцы называются: бу́слева ла́па, буськовы крылья, бусел, птушки, басманы, галёпы (от нога, голень).
Также пекли печенья в виде бороны, серпа, плуга, косы, сошника. Печенье в основном раздавалось детям. Дети ходили по домам с просьбой: «Дайтэ буська попробовати твоего, чыи будуть смачнийшыи».
С бусловыми лапами и галепами дети «буська» кликали - ходили с ними по улице, подбрасывали вверх, протягивали пролетающим птицам и при этом выкрикивали: «Бусел, бусел, на тоби галёпу, дай мни жытэчка копу. Бусел, бусел, на тоби борону, дай мине жыта сторону, бусел, бусел, на тоби пэрожок, дай мни жытэчка стожок
***
Что говорят орнитологи про возвращение аистов?
Орнитолог Марюс Карлонас:
"Не все аисты возвращаются в одно время, это зависит от того, в какой части Африки они зимуют.
В последнее время появились аисты-"лентяи", которые не долетают до Африки, а зимуют в Южной Европе, отдельные особи даже остаются зимовать в Польше или в самой Литве.
Плотность аистов в Литве самая высокая в Европе. Здесь они находят хорошие условия для жизни. Это показатель здоровья литовской экосистемы.
В Центральной и Западной Европе из-за использования большого количества химии аисты уже практически уничтожены и встречаются очень редко."
***
У нас в большой родне есть свои аисты, которые обитают рядом с усадьбой, в который жили мои прадед и прабабушка.
И "наши" аисты уже вернулись. И, значит #сновавесна