Обещанные выдержки из рецензии на меня, точнее на Лизу и "Подарок" :)
"Сюжеты, выбираемые им, обычно вызывают недоумение у неопытного читателя, но истинный ценитель малой прозы легко и с удовольствием отмечает особую красоту в бессюжетности его творчества. В зарисовках нет ни масштабных действий, ни споров, ни конфликтов. Автор до боли реально описывает застывшие картины обыденности, ставит читателя перед ними и предоставляет выносить самостоятельное суждение и воспринимать исключительно написанное только через самого себя.
Отсутствие ярко выраженной оценки ситуации, констатация факта, описание события таким, какое оно есть позволяет отметить в творчестве автора черты реализма - согласно трактовке Белинского - "типичные герои в типичных обстоятельствах". Не исключая и не избегая воздействия современной романтической литературы автор все же ушел дальше современных литературных канонов направления, оставаясь реалистом и сохраняя в творчестве необходимые для восприятия читателем "романтические" черты. Ньютон говорил: "Я глядел далеко, потому что стоял на плечах гигантов". О Гансе Зиверсе можно сказать что-то подобное, ибо совершенно очевидно, что он использовал в творчестве опыт лучших реалистов и романтиков русской литературы. Их влияние хорошо прослеживается в выбранном для анализа произведении - "Подарок".
......
В первую очередь стоит сказать о языке миниатюры. Мне кажется, что это наиболее точное определение жанра, т.к. произведения автора имеют не только миниатюрность литературную, но и художественную. Эдакие "Картинки с Выставки" в галерее современного литературного творчества. Язык "Подарка" - это абсурдная стилизация под язык прозы 19 века. Особой его чертой является то, что автор, якобы погружая нас в атмосферу того времени, оставляет на поверхности текста "словечки" за которые неосознанно "цепляется" взгляд читателя, создавая у него внутреннее чувство "ненормальности", "внутреннего нарушения" ходя событий, описания. Современные авторы очень часто берутся, в целях изображения возвышенной поверхностности и слащавой детской романтичности, за повторение поэтического стиля: онегинской строфы, высокого стиля Ломоносова, с использованием церковнославянизмов и устаревших слов, но проза имеет авторскую индивидуальность, поэтому ее почти не повторяют. Подобное в сегодняшней литературе - личный подвиг Ганса Зиверса. Размах автора напоминает то, что сделал один из его литературных предшественников - Брюсов - написав роман "Огненный Ангел", стилизованный под 16 век.
Героиня Ганса Зиверса - это "тургеневская барышня", наивная как Ася и упорная как пушкинская Татьяна, названная при этом - по следам раннего романтизма - Лизой. Это отсылает нас к "Бедной Лизе" Карамзина и к новому способу решения проблемы, стоящей перед Лизой, а так же поднимает автора на иной уровень восприятия читателем, так как он не боится затрагивать вечные вопросы, заданные в литературе его "учителями".
Парадокс Лизы - нежелание видеть мир таким, какой он есть, неумение вовремя решить жизненно важные вопросы, избегание их. Она почти что "Человек в футляре", только в женском его варианте. Миниатюра "Подарок" - это попытка решить при помощи современных технологий проблему многих и многих Лиз, переходящих из поколения в поколение "опущенными руками теребя юбки".
Подарок - это не выход из ситуации, сложившейся в среде подобных девушек. Это лишь возможный вариант. Попытка решения. Способ перейти на другой уровень, измениться, стать лучше, преодолеть новый психологический возраст.
Как это отражается в тексте?
Миниатюра - лишь неподвижная рама этой жизненной "картины". Движение - это колыхание двигающегося платьица девушки Лизы и вздымание ее молодой груди. (Тоже, кстати, грамотно раскрытый мотив, бьющийся из молодой девушки сексуальности.) Автор заставляет замереть нас в суете нашего мира, чтобы обратить внимание на того, кто обычно к ней (суете)не причастен, кто отделен от нее в силу своего душевного склада. По комнате, классу, лестнице, уже своего собственного, иного Мира, легкими шажками по картине проносится девушка Лиза. Она захватывает в свою тихую незамысловатую жизнь и несет в лучший из дней в году - в день своего рождения.
Время крайне мудро выбрано автором. Днем Рождения отмеряется жизненный путь человека, подсчитываются цели, которых он достиг из желаний, которые он загадал. И Лиза, не по годам недоразвитая, решается в этот день на очень серьезный шаг. Не обязательно быть ярым фрейдистом, чтобы понять его глубокий и проникновенный смысл.
Героиня одинока. Тема одиночества настолько широка и многопланова в творчестве исследуемого автора, что говорить о ней можно часами. Не будем. В "Подарке" это - одиночество человека-ребенка в пост-пост-пост пубертатный период. Вечная тема нигилизма со стороны детей. Маленькие тайны от старших, поиск нетипичных для родительского времени способов решения проблем. Это уже почти основа к "Отцам и дочерям" - ремейку древней, черно-белой книжки Тургенева.
Возможно говорить об этом поздно, но я скажу. В произведении два центральных образа. Образ Лизы и образ Подарка. Второму тоже стоит уделить внимание, учитывая, что он стоит в названии.
Что олицетворяет собою "подарок"? Средство или, возможно, Цель? Или и то и другое - тут автор опять обращается с вопросом к читателю, который снова будет судить в меру своей подарочности. (Или порядочности?) Для каждого читателя свой "подарок". Именно поэтому автор нас так интригует в течении всего текста. С каждым предложением мы задаемся вопросом, что стало бы для нас в такой ситуации истинным Подарком. Добавляя интриги, автор всегда оставляет место для тайны и мистики. Нерешенные вопросы и поздние решения.
В общей сложности (если говорить всерьез и "на века") этот Ганс Зиверс сумел раскрыть нам на примере собственного творчества и этого короткого, отчасти ироничного произведения, к чему приводит человека Л.С.Д.
Лишение
Своевременной
Дефлорации.