Иоганнес Хервиг, «Банда из Лейпцига»

Sep 25, 2024 15:40



Хей-хо, летс-гоу! Давайте врубим музычки! Что-то я расчувствовался и зашёл в ЖЖ. Удалил кучу рекламных постов, которые затесались в мои записи, когда у меня лет 10 тому назад угнали доступы к сайту, с которого посты транслировались сюда. Будто Авгиевы конюшни почистил. Почистил и расчувствовался. Ведь пересматривал старые посты.



Книги, которые я когда-то читал своему сыну я теперь читаю своим дочерям. А сын - каланча! Наша семья теперь живёт в стране, о которой я читал у Лимонова (да и писал про его книгу, вот, сейчас, перечитываю, чтобы сравнить впечатления).

Смотрел, сколько всего классного было сделано, и что вырастало конкретно из блога: знакомства, творческие встречи, творческие проекты, работы... А сейчас, я либо разлучен с былыми друзьями, либо дружба вовсе разорвана. Печально.



Но, хей-хо, давайте о музыке. О музыке и книгах. Вы уже врубили трек Schlurf? Он от каких-то немецких панков и про каких-то немецких панков. А точнее про молодёжь Третьего Рейха, которая не хотела шагать строем вместе с гитлерюгендовцами. Schlurf - это звукоподражание шаркающей походке. Ребята, собственно, и носили обувь на особой высокой подмётке. «Эй, где твои туфли на манной каше?».

Узнал я про них, благодаря книге «Банда из Лейпцига». В ней, правда, о других ребятах - схожей субкультуре Leipziger Meuten рассказывается.

Больше информации про оппозиционные молодёжные субкультуры Третьего Рейха («Пираты Эдельвейса», Шлурфы (буквально, «шаркуны» - носили  обувь, с характерным «скрипом», что-то в духе «ботинок на манной каше», «Свингующая молодёжь») вы сможете подчерпнуть из следующих материалов:

🤠 Die Leipziger Meuten. Jugendopposition während der NS-Zeit

🏴☠ 4 German Youth Resistance Groups that Opposed the Nazis

🎙️ The Anti-Nazi Teen Gang that Beat Up Hitler Youth and Danced to Jazz

🕺 "Schlurfs". Annäherungen an einen subkulturellen Stil Wiener Arbeiterjugendlicher



А книга мне очень понравилась! Она залихватски обещает «историю одного сопротивления», но на деле, гораздо трогательнее, человечнее и теплее, чем просто история отчаянного бунта.

Сопротивление - оно какое? Активное и героическое? Но можем ли мы требовать от любого человека, чтобы он был героем? Или сопротивление - это впервую очередь неприятие, внутреннее отрицание?

16-летний Харро обычный подросток, живущий в Лейпциге 1935/6 года. Ходит в школу. Есть друзья, есть неприятели. Родители наседают, что ему бы записаться в «Гитлерюгенд», чтобы упростить поступление в университет. Он с большей радостью прогуляет идеологические уроки и физкультуру. Узнать в нём себя просто.

Да и весь роман, в большей степени, посвящён тому, что узнаете сами: как классно тусить с друзьями; как пахнет утро в походе; что от поцелуя в 16 лет кружится весь мир; что классная музыка может быть ценнее куска хлеба; а первый алкоголь окрыляет (хотя, и тошнит сильно).

«Банду из Лейпцига», не будь исторического фона, можно бы отнести к популярному жанру slice of life - т.е. рассказ о повседневности. И в этом сила книги.

Давайте, я воспользуюсь авторским комментарием. Благо Хервиг написал хорошее послесловие: «вполне возможно, что некоторые из этих молодых людей не вполне отдавали себе отчёт в том, чем может обернуться для них „непослушание“. Но были и те, кто сознательно вкладывал в свои действия политический смысл. Им было понятно, что в Третьем рейхе можно легко оказаться в числе „врагов народа“ только потому, что ты открыто проводишь своё свободное время так, как считаешь нужным, и одеваться так, как тебе нравится».

История, кажется, знакомая. Лейпцигские банды (или «шайки», в оригинале meuten) это молодежная субкультура. В них легко узнать схожих стиляг, битников, хиппи, панков, антифа, да, хоть, квадробберов*. Или, точнее, узнать активное и агрессивное сопротивление им властьимущей плёнки, считающей, что она тут устанавливает правила. И задаёт вопросы отнюдь не к тем, кто хочет выделяться.

Хервиг пишет о простых ребятах, которые чувствуют очень простую внутреннюю свободу: нежелание шагать строем, ни петь в одну глотку. Потому, что за этим легко угадывается: сегодня тебя заставляют маршировать в молодёжную организацию, а завтра - растапливать печи.

*Автор, и некоторые исследователи, ещё отдельно подчёркивают, что лейпцигские были выходцами из рабочего класса и изначально сильно связаны с коммунистическим движением. Что ж, сравним с этакими красными скинами :) Впрочем, это не может не импонировать.

Хервиг Иоганнес, plus1, ab|советую

Previous post Next post
Up