приквел 1 приквел 2 Первая часть Придя в тайгу, предки манси были вынужден отказаться от образа жизни кочевых коневодов. Лошадей они разводили по-прежнему, но в небольших количествах - "славные крылоногие животные" носили на себе лишь князей и знатных воинов и плюс к тому являлись священными животными, приносимыми в жертву богам по особым случаям. Кони были одним из главных военных трофеев и причиной дальних походов в полуденные страны.
Эволюция традиционного изображения бронзовой птицы с личиной на груди - птицы, уносящей душу на небо (или собственно одной из человеческих душ): ранний железный век; первая половина 1-го тыс. н.э.; XVII век.
Большая же часть населения стала вести типично таежный образ жизни, успешно переняв его тонкости от ассимилированного местного населения - потомков Кулайской археологической культуры. У жителей горных лугов и тундр Северного Урала основным занятием стало оленеводство, а у обитателей речной и болотистой приуральской и приобской тайги - рыбная ловля и охота. Из лихих наездников манси переквалифицировались в искусных лучников.
В стрельбе из лука вогульские мальчики начинали упражняться с раннего детства, это умение считалось обязательным и само собой разумеющимся для мужчины. Кроме того, их учили отражать стрелы, уворачиваясь от них или отбивая подручными предметами, для этого обучаемые становились мишенями, в них стреляли тупыми стрелами, постепенно наращивая интенсивность стрельбы и количество стреляющих. Опытный лучник бил влет птицу, поражал насмерть бегущего лося и мог пробить доспехи тяжеловооруженного врага (подобное умение было обычным и для других сибирских народов. Описан случай демонстрации стрелкового мастерства, который имел место в бассейне реки Ангары - один из тунгусских охотников, желая продемонстрировать перед зрителями свое умение, пускал вверх стрелу и, пока она падала вниз, сбивал ее другой. Из 10 выстрелов он попадал в цель до 8 раз).
Реконструкция вооружения и доспехов воинов Нижнего Приобья в IV-III в. до н.э. Панцири и шлемы сделаны из роговых пластин. Грудь дополнительно закрывает крупная пластина из расщепленного и распрямленного лосиного рога с нанесенными изображениями (половина такой изображена по центру, ниже - роговые пластинки для чешуйчатого, а не пластинчатого варианта доспеха). Щиты из деревянных плашек, пропитанных смолами и скрепленных ремнями. Топор-кельт и клевец бронзовые, а мечи и наконечники копий - железные.
Об отбивании стрел угорские сказители говорят совершенно спокойно, бытовым тоном - как о чем-то само собой разумеющемся; этим навыком в равной мере наделены и положительные, и отрицательные персонажи (многие из которых - зафиксированные историей реальные личности). В 80-ых гг. XIX века русские этнографы еще успели записать воспоминания стариков (включающие и подробные описания тренировок), юность которых пришлась на эпоху боевого лука, вот несколько из них:
Богатырь (с точки зрения рассказчика - "положительный персонаж") похитил в капище соседнего племени некий священный предмет - с целью заручиться помощью соседских духов. В погоню за ним выходит опытный лучник. Несколько раз подряд уклонившись от его стрел, богатырь заметил, что одна из них, попав м молодое деревце, пробила его насквозь, войдя до оперения. Тут похититель понял, что от такого мастера долго не поуворачиваешься, и, демонстративно положив на открытом месте украденное, удалился… Другой богатырь (на сей раз - "отрицательный"), вовремя заметив летящую в него стрелу, успел заметить, что это - стрела на пушного зверя, с тупым наконечником, и даже поленился уклониться, спокойно приняв ее на свою кожаную куртку… И еще один сюжет. Уже не богатырь, а просто опытный воин подкрадывается к притаившемуся в засаде неизвестному противнику. Пущенную в него стрелу он даже не отбивает, а перехватывает на лету - с гораздо большей легкостью, чем сам рассчитывал. По этой легкости он догадывается, что в засаде прячется подросток, который не в силах натянуть мощный лук и, открыто встав на простреливаемое пространство, предлагает мальчишке сдаваться, не пытаясь заниматься перестрелкой со взрослым воином… В героических преданиях повествуется о боевых построениях, когда воин в доспехах, отбивая вражеские стрелы, прикрывал собой, как живым щитом, лучников. Те, в свою очередь, под этим надежным прикрытием осыпали противника стрелами.
При всех умениях и знаниях лесных лучников кормовые возможности тайги и гор были невелики и довольно сильно ограничивали плотность населения. Увеличивая же добычу продуктов питания за счет еще более жестокой эксплуатации угодий, местные жители сильно рисковали - можно было, нарушив природный баланс, запросто лишиться и того немногого, что они имели. Однако несмотря на "примитивный тип хозяйствования", манси были отнюдь не чужды достижениям цивилизации, обладая очень ценным по тем временам ресурсом… нет, нефть в ХМАО открыли позже, а вот в обмен на пушнину из полуденных стран в тайгу шли любые необходимые товары и предметы роскоши, от шелка и чая до посуды и оружия. Абу Хамид ал-Гарнати, посетивший в XII веке Великий Булгар, описывал со слов местных купцов торжища с хантами: "У него [Булгара] есть область, называют ее Вису. А за Вису на Море Мрака есть область, известная под названием Йура. Как говорят купцы, солнце там не заходит сорок дней, а зимой ночь бывает такой же длинной. И привозят люди мечи из стран ислама, которые делают в Зенджане, Абхаре, Тевризе и Исфахане в виде клинков, не приделывая рукоять и без украшений, одно только железо, как оно выходит из огня... Булгары возят их в Вису, где водятся бобры, затем вису везут их в Йуру [и её жители] покупают их за соболиные шкурки и за невольников и невольниц... говорят, что если йура не бросает в воду мечи, то он не поймает никакой рыбы и будет страдать от голода". (Неизвестно, в каком виде мечи уходили в жертву духам, но и для себя ханты, как и манси, действительно не очень интересовались готовыми привозными рукоятями; купцы предпочитали торговать с ними клинками-полуфабрикатами. Их и доставить было легче, и потребитель мог оформить оружие по своему вкусу. Таежные мастера, продолжая традиции предков, отливали из светлой бронзы великолепные полые рукояти в зверином стиле (слева) - такое оружие обладало особой силой, воспринятой и от священного металла, и от изображений животных). Обилие бронзовых изделий и импортные клинки, впрочем, не означают, что у манси не было своих кузнецов по железу - болотные руды давали достаточно сырья, а навыки они принесли с собой еще из южных степей.
Справа - таежный вождь Нижнего Приобья, начало нашей эры. "Рога" (на самом деле изображения птиц) не являются частью шлема, а надеты поверх него на обруче и представляют собой шаманский атрибут. Данный вождь, таким образом, сочетает светскую и духовную власть - такое сочетание иногда встречается на изображениях и в сказаниях. Доспехи бронзовые. На лице раскраска. Рядом - образцы шлемов и т. н. рыбинская личина - "портрет" вождя.
Тем не менее проблема захвата новых пригодных для жилья территорий, а в тяжелые годы - военной добычи и пленников для обмена и торговли всегда была для таежных народов актуальной, и состояние " bella omni contra omnes " было здесь привычной нормой жизни. "Походы за женами", отражение набегов соседей, родоплеменная месть были обычным делом в Западной Сибири. Героические легенды и сказания угорских народов позволяют мысленно восстановить обстановку тех лет. Ощущение постоянной военной угрозы наполняло тайгу. Вечерами вокруг костров в городищах собирались воины - "многочисленные прозябшие мужи с режущим железом с острым концом в руках", чтобы "созвать туда духов, живущих на сотнях возвышенных мысов, чтобы созвать туда лесных духов... и просить спинную силу... и брюшную силу". Сражения у людей описываемой эпохи происходили не только на земле. Успех военного мероприятия во многом зависел от способности привлечь на свою сторону силы духов-покровителей.
В легендах упоминается, что профессиональные воины - представители родоплеменной аристократии - отличались от простых людей особой прозрачностью кожи, "через которую видны были внутренние органы". Исследователи полагают, что речь здесь идет об анатомической боевой раскраске, один из примеров которой изображен на бронзовой фигурке (слева). Скелет также часто изображался на одеяниях шаманов. Согласно древним мистическим представлениям, распространенным среди представителей охотничьих культур, жизнь живых существ концентрируется в скелете, и кости символизируют исходное начало животной жизни, каркас, на который вновь нарастает плоть. Люди и животные мистически возрождаются к новой жизни, начиная с костей, их скелеты обретают новую плоть. В данном же случае скелетированное изображение груди означает, что персонаж перенес мистическую смерть и возрождение и не принадлежит более к миру живых.
У лесных богатырей была своя система единоборств, приспособленная для ведения боя на ограниченном пространстве (еще в начале ХХ века практиковалась борьба на брошенной на землю шкуре). Их боевая школа основывалась на использовании ряда уникальных приемов, развивавших реакцию и концентрировавших внимание и внутреннюю энергию человека до уровня, сопоставимого с тем, который был свойственен шаманским действам. Из этой школы выходили замечательные следопыты, неутомимые и выносливые охотники, "чуткие ухом и зоркие глазом" бойцы.
Исход сражения порой предрешал поединок двух отыров, этим могло и ограничиться столкновение сторон. Условия такого поединка тщательно обговаривались, а сам поединок начинался после своеобразной словесной дуэли, тоже отраженной в мансийском фольклоре. Смерть или поражение одного из поединщиков в этом случае автоматически означало победу над всеми его воинами. Победители расправлялись с врагами, забирали добычу и уходили. Такие поединки не обязательно заканчивались поражением одной из сторон. Если ни одному из участников не удавалось в течение длительного времени одержать победу, противники нередко расходились, давая взаимную клятву "не идти сражаться друг с другом на женский век, не идти сражаться друг с другом на мужской век".
Чтобы уберечься от нападении, жители тайги всячески маскировали свои жилища; попасть в некоторые из них, по преданиям, можно было только по подземному ходу. Весь строительный и бытовой мусор прятался или уничтожался. Создавалась система оповещения и сигнализации - например, низко над водой поперек реки или протоки, натягивали веревки с шумящими подвесками. Налетевшая на них лодка поднимала звон, обнаруживая себя. В нужных местах устраивали заторы, не позволявшие пристать к берегу; на фарватере в дно забивали "подобные журавлиным ногам" колья, скрытые под поверхностью воды. Подобные преграды устраивались вокруг поселений и на суше. На тайных тропах устанавливались настороженные самострелы. Тишина ассоциировалась с безопасностью резкие крики ворон или стрекотание сорок, шумные взлеты куликов, гнездившихся у берегов речных проток и озер, были для чутких таежников сигналом тревоги.
Доспехи и вооружение воинов Среднего Приобья в VIII-XI вв.
Помимо партизанских методов и войны малыми группами на пересеченной местности, манси прекрасно умели воевать и в открытых сражениях, организованными армиями. В 1240 году вогулы, объединившись с коми (слово "вогул", кстати - из коми языка, означает "дикий") у
устья Чусовой сразились с монголами. Монголы не прошли. Манси долгое время заставляли считаться с собой как сибирских татар, коми и ненцев, так и русских, которые начиная с XI века упорно пытались проникнуть на мансийские земли.
Продолжение следует
Данный пост, включая иллюстрации, чуть менее чем полностью подготовлен по материалам книги А.И Соловьева "Оружие и доспехи; Сибирское вооружение от каменного века до средневековья"