Акчим - небольшая летом речушка с очень чистой водой в Красновишерском районе. По весне здесь ежегодно, начиная с 2008 года, проводится чемпионат Пермского края по спортивно-туристскому многоборью на средствах сплава, а чуть раньше, в 1698 году, на этом самом месте сидели
манси и писали царю кляузу следующего содержания: "Велите, государи, чердынским… и иным русским людям заказ учините, чтобы они… в чердынские ясашные вогульские угодья… для соболиной и звериной добычи не ходили. Потому что, государи, те угодья изстари вогульские ясашные. И буде русским людям к Вишере сверх оборочного места рыбная ловля надобна, и им велите, государи, от Морчану вверх… рыболовить в вогульском ясашном угодье до Писаного камни; а от Писаного камни вверх по Вишере не велите…, чтоб нам сиротам от обид с голоду не разбрестись". Эта челобитная - первое письменное упоминание о Писаном камне. Вон он:
Это устье Акчима в паре километров от того места, где сделано первое фото, поперек текет уже Вишера, а самая дальняя скалка - начало Писаного камня. Начало - потому что он состоит из нескольких скал и в длину около километра:
В начале XVIII века мимо этого места влачились шведские офицеры, попавшие в плен при Полтаве. Среди них был подполковник Филипп Иоган Страленберг, который приметил и перерисовал примитивные пиктограммы, нанесенные на камень в незапамятные времена:
Вот так лучше видно:
В 1885 году наскальные изображения Писаного Камня осмотрел геолог, профессор Казанского университета Петр Иванович Кротов и справедливо заметил, что на скале есть выполненные красной краской различные фигуры, в том числе оленя, медведя, лисицы.
В 1948 году к камню пришел археолог, будущий профессор Уральского государственного университета Владимир Федорович Генинг и зарисовал и заснял на пленку более 200 фигур, объединенных в 10 групп.
Справа от человечка - типичная для Урала "звериностильная" личина.
Писаный камень был пограничным рубежом издревле, до прихода в эти места русских он разделял владения все тех же манси и родановцев - предков коми, а самые ранние изображения, выполненные охрой, разведенной на сале, были сделаны еще в энеолите. Сегодня изображений разных времен по всей скале известно более 300 (на этих фото только наиболее известная и доступная группа). Одна из версий гласит, что рисунки в совокупности просто представляли собой нечто вроде карты местности.
Но скорее всего, дело обстояло несколько сложнее. На следующий год Генинг вернулся к камню, да не один, а с Отто Бадером, и вдвоем они нашли в расселинах скалы наконечники стрел. Рядом лежали охотничьи амулеты: костяные бляхи, просверленные клыки и когти. У подножия плоскости, на которой находится большая часть рисунков, был обнаружен культурный слой: следы кострищ с массой предметов от кремневых орудий до медных бляшек и серебряных пластин - и никаких следов приготовления пищи. Здесь было древнее святилище, действовавшее с неолита до средневековья. Уже 5-6 тысяч лет назад сюда приплывали люди, разжигали священные костры, клали возле них жертвенные подарки. Если же, проплывая мимо, охотники из-за спешки или погодных условий не могли остановиться - они привязывали жертвенный дар к стреле и посылали ее в одну из расселин скалы святилища.
По счастью, большая часть древних изображений расположена на высоте от 2 до 7 метров и до сих пор слабодоступна для вандалов.
К сожалению, теперь около трех тысяч человек в разных точках планеты будут знать о поселке Добрянка Пермского края только то, что там живут дегенераты.
А дырки тут непростые - тем же Бадером в пещерке чуть ниже Писаного было обнаружено единственное известное пещерное жертвенное место ананьинской культуры - сформировавшей впоследствии
гляденовскую.
Последние остатки вогульских юрт здесь видели на рубеже XIX-XX веков выше деревни Акчим. Сегодня и сама деревня нежилая - домики еще стоят, но оживают только на время покосов… в 1960-х досюда регулярно ходили пароходы.
В большинстве же деревень, отмеченных сегодня на карте как "нежил.", нет и этого - так, одна-две руинки или чаще просто обширная поляна на берегу с куртинами иван-чая, отмечающими расположения былых фундаментов.
Честно говоря, мне не особо жаль эти полузабытые уральские постсоветские деревеньки с колдырями. Черт с ними. Уйдут, как ушли мансийские юрты. Если и суждено здесь вновь кипеть жизни, то пусть это будут другие поселения, может быть, разводящие хариуса, как сейчас разводят форель, а не только хищнически вылавливающие его…
Рядом с одним из таких урочищ мы заночевали. Это была странноватая ночь. Я привык к ночным шорохам, около палатки, привлеченная запахами еды, часто трется разная лесная мелочь - полевки, мыши порой могут попытаться стащить из тамбура пакет с едой, иногда топают ежи…
В этот раз я не смог идентифицировать половину звуков, доносившихся из травы совсем рядом, стоило только погасить лампу. Какое-то чириканье, напоминающее флейту, временами покашливание-похрюкивание… Шаги рядом с палаткой, а выглянешь - никого. Не то, чтобы жутковато, но заснуть не получается.
Поселок лесозаготовителей Сыпучи - точнее, Новые Сыпучи, построенный в 60-х (от аутентичных, в паре километров выше, осталось одно кладбище) - еще вполне жив.
Запасы леса поблизости со временем кончились, объемы работ в леспромхозе снизились, брусовые домики, рассчитанные на 15-20 лет, постепенно приходят в негодность. Недавно перестала работать пекарня, однако магазин еще работает, и спиртное, в соответствии с новыми законами, в нем не продается, но купить можно. Не, ну а что им тут, бар открывать?
Со всех окрестных краев в Сыпучи спешат моторки, вахтовки и вездеходы приобщиться к культуре.
Камень Столбы:
Ниже урочища Потаскуево расположен камень Притон, с которым связана легенда времен Гражданской войны: дескать, жители деревни, узнав о приближении белогвардейского отряда, спешащего по реке на лодках в притон, натянули через реку веревки, и лодки, гонимые течением, налетели на них, перевернулись и затонули. Все белогвардейцы утонули, хоть и избавились в попытках выплыть от ценных вещей.
Метод не нов: согласно легендам же, подобную тактику раньше применяли чердынцы, правда, чуть ниже по Вишере - около нынешнего Вишерогорска. Чердынский воевода, чтобы не пропустить немирных манси на Чердынь, велел протянуть через реку веревки. Манси умерли. Веревки на том самом месте, кстати, до сих пор протянуты, только теперь к ним для надежности приспособили понтонный мост:
Другая легенда, связанная с местным населением, гласит, что они имели привычку уходить под землю при приближении русских.
В некоторых случаях они залазили под землю в одном месте, а вылазили в другом. Дыроватый камень дыроват:
А точнее, источен пещерками, самая большая из которых - Каньонная, длиной 90 м, открывается к реке несколькими входами на разной высоте, соединенными системой щелей. У воды - только самый приметный, остальные спрятаны в зарослях по склону.
Скажи друг - и войдешь
А вот выйдешь ли…
И куда…
Вишера и сегодня еще бывает таинственной.
Так-то. На этот раз, пожалуй, всё про Среднюю Вишеру.