Быт уральских староверов (архитектурно-этнографический комплекс "Сайгатка")

Mar 03, 2015 22:26

Продолжение. Первая часть ЗДЕСЬ.

Перейдем в новую часть избы.



Почему такой тип избы называется "связь"? Не знаю, но предполагаю, потому что изба состояла из двух помещений - теплого (с печкой) и летнего (зимой использовавшегося как сарай), связанных "тамбуром"-сенями. Две выходящие в сени стены, плюс четыре наружных - вот и шестистенная. Изначально, до раздела, выглядела изба в Сайгатке примерно так:



Более распространенный в XIX-XX веках и привычный нам тип избы, до сих пор встречающийся и в городском частном секторе - пятистенная, но это так, к слову:



Но вернемся в дом Щелкановых. С одной стороны сеней - дверь на парадное крыльцо, со стороны ворот





, с другой - во внутренний двор.







Лесенка из двух бревен неожиданно удобная, ступеньки расположены как раз на длину и ширину шага.



Конструкция, огораживающая двор - не забор, а заплот: горизонтальные бревна фиксируются концами в пазах столбов:



Кровлю связывает продольный брус - князёк или конёк. К этому брусу крепятся стволы деревьев с закрючинами - курицы (а похожи!). На крючьях куриц лежит желоб-водосток.



Старая стена:



Новая стена:



Об упадке мастерства деревянного строительства в наше время я уже писал. Но вернемся в сени. В них стоит ларь для муки:



И чулан для всякого добра (а количество добра в мире должно увеличиваться):





Пестерь - берестяной ранец:



А вот это, напоминающее погремушку - кадило старого образца:



Слева направо: туес для зерна (картина "Сеятель"); фонарь для свечки; лапти; пила для распиливания бревен вдоль и получения досок:







Нижнее коромысло - для ведер с водой, верхнее - для переноски постиранного белья:



Ведра небольшие - специальные женские (учитывайте, что большую часть времени молодая здоровая замужняя женщина ходила беременной).



Чтобы пойти за водой, девушка или женщина должна была получить благословение главы семьи. И вообще на большинство действий требовалось благословение большака. Его задача была - с утра распределить домочадцев, кто чем будет сегодня заниматься. Бывали случаи, что домочадцы (а это зачастую бывали взрослые дети со своими семьями, имевшие свое мнение) бунтовали против большака - в таком случае община могла назначить им "главу семейства" со стороны, из другой семьи. А совсем без большака было нельзя… Давеча меня упрекали, что я, де, тесло выдавал за мотыжку. Это не так. Почувствуйте разницу - вот это тесло (такой "поперечный топор" для обтесывания бревен):



- а там были именно мотыжки… Зайдем в летнюю избу.



Для чего она нужна? - а очень просто: когда в летнюю жару в теплой горнице топилась печь - для приготовления пищи - находиться там было всё равно что в натопленной бане. Поэтому работали здесь. Подлинного интерьера этой части не сохранилось, сейчас здесь по сути просто коллекция старинных вещей крестьянского обихода. Волоковые оконца - потому что их можно было заволакивать дощечками:



Слева от окошка висит "ротор" центрифуги-медогонки. Конструкция помещалась в бочку (опираясь на ее края верхним, неподвижным брусом), вращалась за ручку, и под действием центробежной силы мёд вытекал из закрепленных в ней сот в рамках и стекал на дно бочки:



Дальше - удивительные хозяйственные емкости. Что в них удивительного? - приглядитесь: они не наборные, а сделаны каждая из одного куска дерева, из целых колод. И при этом - ни одной трещинки, дерево до сих пор не рассохлось. Это мастерство заготовки древесины (боюсь, утраченное, да и не актуальное при нынешних промышленных объемах). Помимо определенных условий сушки, дерево нужно было срубить в строго определенный срок, весной, когда соки только-только начинают движение. Говорят, в качестве теста специально обученный человек рубил в начале весны три дерева - если ни у одного при падении не отвалилась верхушка - значит, срок настал. Бревна для строительства заготавливали по этому же принципу.



Воронка:



Домашние жерновки и крупорушка (для отделения крупы от шелухи):



Справа - необработанный лён; слева - приспособления для трепания льна - измочаленные и ферментированные размачиванием стебли раз за разом пропускали сквозь гребенку и получали кудель - спутанную массу волокон, закрепленную на прялке по центру (не очень качественный образец). Из нее уже можно было сучить нитки.



Еще левее - достойная Бабы-Яги ступа, тоже из цельного куска дерева. Дальше справа на стене висят крестовины для сматывания пряжи с веретена или из клубка - в таком виде ее можно было и постирать, но главное - она расправлялась перед заправкой в станок. За ней - детали ткацкого станка:





Сам станок:







Кровать и детали конской упряжи на стене. Кстати, кровать в крестьянских домах долгое время была чисто статусным предметом - по прямому назначению ее практически не использовали, а спали на лавках и полатях. Еще видно, что стена за кроватью обтесана, по образцу стен в исторической части избы. Сначала хотели обтесать так все стены в новой части, но отказались от этой затеи, испугавшись, что построенная нынешними "умельцами" из бревен разного диаметра без шкантов и без знания секретов технологии прошлых столетий конструкция может попросту рухнуть.



Смотрительница демонстрирует метод глажки белья при помощи валька:





Стирали так же, только валек был ребристый:



Говорят, в этой местности валек был первым символическим подарком парня своей избраннице, еще до того, как засылать сватов. Пришла девка домой с вальком - всё понятно, можно готовиться к свадьбе.



Так жили.

Средний Урал

Previous post Next post
Up