«После нападения Гитлера на СССР Сталин в беседе с американским послом, говоря о героическом сопротивлении Красной армии, обронил: «Вы думаете, они воюют за нас, за коммунистов? Нет, они воюют за свою матушку Россию».»
Дмитрий Рогозин специально для Известий, 2012 год.
Призыву не подлежат призывники местных национальностей: Узбекской, Таджикской, Туркменской, Казахской, Киргизской, Грузинской, Армянской и Азербайджанской Советских Социалистических республик, Дагестанской, Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской автономных Советских Социалистических республик и Адыгейской, Карачаевской и Черкесской автономных областей.
… ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН»
из
Сталинская избранность в призывниках разных национальностей в 1942-44 в ВОВ * * * * *
https://oboguev.livejournal.com/6223334.htmlТяжелейшая и самая страшная по потерям (официальная сегодняшняя цифра 27 млн, видимо, не окончательная) в истории России война была выиграна только благодаря русской силе и упорству. Воинские качества большинства других народов СССР, в пользу которых проводилась политика «позитивной дискриминации», оказалась более чем скромными.
«Уже первые годы войны показали, что формирование воинских частей из местных национальностей в Закавказье, на Кавказе и в Средней Азии не оправдывает возлагавшихся на них советским военно-политическим руководством надежд: части эти отличались низкой боеспособностью, в них был велик процент „самострелов", дезертирства, бегства
с поля боя и перехода на сторону врага. Однако и в тех случаях, когда речь шла не о национальных воинских частях как таковых, но о пополнении частей действующей армии призывниками с Кавказа, Закавказья и Средней Азии, положение дел было не намного лучше. Официальные документы с фронта в 1941-1942 гг. буквально пестрят сообщениями о тех проблемах, с которыми приходилось сталкиваться командованию частей и подразделений Красной армии в их попытках сделать минимально боеспособными части и соединения, где значительную часть военнослужащих составляли призывники с Северного Кавказа, а также из Закавказья и Средней Азии» (Т.А. Дмитриев).
Так, например, прибыв на Крымский (до 28 января - Кавказский) фронт 20 января 1942 г. в качестве представителя Ставки Верховного главнокомандования, заместитель наркома обороны СССР, начальник Главного политического управления Красной армии Л.З. Мехлис просил дать ему «пополнение именно русское и обученное, ибо оно пойдет немедленно в работу» и недвусмысленно потребовал от командующего СКВО генерала В.Н. Курдюмова очистить части округа от «кавказцев» (выражение самого Мехлиса) и заменить их военнослужащими русской национальности.
Начальник политотдела Северной группы войск Закавказского фронта бригадный комиссар Надоршин доносил начальнику Главпура А.С. Щербакову: «В результате запущенности воспитательной работы с личным составом, плохого изучения и знания людей, в результате отсутствия элементарной работы по сколачиванию подразделений и подготовке их к участию в боях состояние большинства национальных дивизий до последнего времени было плохое. В частях этих дивизий имелись массовые случаи дезертирства, членовредительства и измены Родине. Две национальные дивизии - 89-я армянская и 223-я азербайджанская - по своей боевой подготовке и политико-моральному состоянию личного состава были признаны небоеспособными и отведены во второй эшелон. 223-я дивизия, не вступив еще в бой и только находясь на марше для занятия участка обороны, показала свою небоеспособность. На этом марше из частей дивизии дезертировало 168 человек одиночками или группами, унеся с собой оружие и боеприпасы. 89-я дивизия с первых же дней боев при незначительном столкновении с противником дрогнула, растеряла много людей, техники и оружия и также показала себя неспособной выполнить хоть сколько-нибудь серьезную задачу... Аналогичное положение вскрыто сейчас и в 392-й грузинской дивизии».
А вот воспоминания на ту же тему известного советского поэта Б.А. Слуцкого, с осени 1942 г. - инструктора, с апреля 1943 г. - старшего инструктора политотдела 57-й дивизии:
«Оглядевшись и прислушавшись, русский крестьянин установил бесспорный факт: он воюет больше всех, лучше всех, вернее всех... Уже к концу первого года войны военкоматы выволокли на передовую наиболее дремучие элементы союзных окраин - безграмотных, не понимающих по-русски, стопроцентно внеурбанистических кочевников. Роты, составленные из них, напоминали войско Чингиза или Тимура - косоглазое, широкоскулое и многоязычное, а командиры рот - плантаторов и мучеников сразу, надсмотрщиков на строительстве вавилонской башни на другой день после смешения языков. Офицеры отказывались принимать нацменов. Зимой 1942 года в 108-ю дивизию подбросили пополнение - кавказских горцев. Сначала все были восхищены тем, что они укрепляли на ветке гривенник, стреляли и попадали. Так в то время не стрелял никто. Снайперов повели в окопы. На другой день случайная мина убила одного из них. Десяток земляков собрался возле его трупа. Громко молились, причитали, потом понесли - все сразу. Начались дезертирства и переходы. Провинившиеся бросались на колени перед офицерами и жалко, отвратительно для русского человека, целовали руки. Лгали. Мы все измучились с ними. Нередко реагировали рукоприкладством. Помню абхазца с удивительной японской фамилией, совсем дикого, который ни в какую не хотел служить. Трудно было пугать прокуратурой людей, не имевших представления об элементарной законности. Абхазец по-детски плакал, выпрашивал супу на дальних кухнях. Командиры рот в наказание получали его поочередно».
Как следствие, «большая часть (55,4%) созданных на рубеже 1941-1942 гг. национальных соединений были расформированы, не успев принять участия в бою... Из среднеазиатских соединений были расформированы 80,6% соединений»; в целом ряде дивизий «удельный вес военнослужащих кавказского происхождения целенаправленно сводился к минимуму путем перебросок личного состава, нередко очень масштабных... Из 61-й стрелковой дивизии в августе 1942 г. распоряжением Генштаба были предварительно изъяты 3736 армян, 2721 азербайджанец, 510 дагестанцев. Образовавшийся некомплект покрывался за счет русских, украинцев, белорусов...» (А.Ю. Безугольный).
Более того, «советское руководство было вынуждено пойти на беспрецедентный шаг - полностью отказаться от призыва на действительную воинскую службу и направления в действующую армию военнообязанных из числа местного населения из республик Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа... Общее число национальностей СССР, не призывавшихся в армию, в конце 1943 г. достигло 43, что практически один к одному совпадало с числом (45 национальностей), не призывавшихся в армию в царской России...» (Т.А. Дмитриев).
Отсюда значительно более низкие боевые потери этих народов. Так, «потери осетин... в 1,7 раза ниже их удельного веса среди населения Советского Союза; кабардинцев и балкарцев - в 3,3 раза; дагестанцев - в 3,9 раза; чеченцев и ингушей - более чем в 11 раз. Напротив, это соотношение у русских составило 1,13:1. Существенно ниже относительные потери среднеазиатских и закавказских народов...» (А.Ю. Безугольный).
(С. Сергеев, "Русская нация, или Рассказ об истории её отстуствия", стр. 537-540)
Безугольный А.Ю. «Источник дополнительной мощи Красной армии...» Национальный вопрос в военном строительстве в СССР. 1922-1945. М. 2016.
Дмитриев Т.А. «Не возьму никого, кроме русских, украинцев и белорусов». Национальное военное строительство в СССР 1920- 1930-х гг. и его испытание огнем и мечом в годы Великой Отечественной войны //
Вопросы национализма. 2013. № 2 (14).
_______________________________________________________________________________________
Из работы В.А. Ахмадуллина - Попытки нацистов Германии использовать ислам и мусульман в войне против Советского Союза
"Для создания объективной картины, понимания всей глубины и динамики изменения государственно-мусульманских отношений в СССР в годы Великой Отечественной войны необходимо сделать анализ религиозной политики Германии, которая отличалась своеобразием и чисто немецкой тщательностью и продуманностью...
В начале войны руководитель пантюркского движения Турции Эрклит Нури-паша выступил с предложением к нацистскому руководству отделить этнических мусульман от остальных советских военнопленных и создать из них 100-150-тысячную армию для борьбы с СССР [14]. Это предложение было поддержано А.Розенбер-гом. Немаловажную роль сыграло посещение гитлеровской ставки турецкими генералами Эрденом и Эркиле-том, выступившими перед фюрером с такой же просьбой [15, с. 5]. К ноябрю 1941 г. договоренность между ОКБ (Главное командование вермахта) и турецким правительством была достигнута [16].
Когда немецкая армия начала наступать на Восточном фронте, то она быстро столкнулась на оккупированных территориях СССР с первыми представителями ислама - с литовскими и крымскими татарами. И уже 5 декабря 1941 г. были приняты директивы для ведения пропаганды среди татар, в которых утверждалось, что Германский рейх дружески и с пониманием относится к потребностям мусульман. Татар призывали не доверять большевистской пропаганде о том, что они как мусульмане будут подвергаться преследованиям с немецкой стороны и расстреливаться...
Шеф гестапо Г.Мюллер заявил, что он впервые слышит, чтобы мусульмане практиковали обрезание. Вскоре он издал приказ, требуя от своих подчиненных учета этого обычая [19, с. 147]. 12 сентября 1941 г. Р.Гейдрих приказал пленных этнических мусульман истреблять только в тех случаях, когда речь идет о «фанатически настроенных большевиках, политических комиссарах или других опасных функционерах» [20, с. 150].
Одной из форм использования мусульман нацистами стало создание воинских частей и подразделений из этнических мусульман - Ostlegionen. Речь идет о татарах, башкирах, народах Северного Кавказа, Средней Азии и Казахстана, татарах Крыма. Особая ставка при этом делалась на народы Кавказа, что несколько позже подчеркивалось в докладной записке А.Розенберга от 27 июля 1942 г.: «В области религии необходима полная терпимость, в частности по отношению к магометанам. Кавказ является конечным углом Европы, завоевание немцами магометанских народов означает приобретение самых лучших возможностей влияния на магометан за границей» [21, т. 2, с. 209]. Идя по пути создания таких формирований, А.Гитлер всерьез рассчитывал на поддержку со стороны Турции и исламского мира в дальнейшей борьбе против англичан. На первом этапе войны он предполагал, что в целях дальнейшей ориентации на мусульманские страны было бы неплохо создать из горцев-кавказцев мусульманского вероисповедания специальные батальоны. В связи с этим он заявил: «... я считаю формирование чисто кавказских батальонов предварительно рискованным делом, но не вижу опасности в создании чисто мусульманских частей» [22, с. 418].
В неблагоприятных для германской армии условиях, осенью 1941 - зимой 1942 г., по решению А.Гитлера началось активное строительство воинских формирований из числа этно-мусульман [23]. 15 апреля 1942 г. по его личному разрешению нацисты стали использовать кавказцев в борьбе против партизан и на фронте в качестве «равноправных союзников» [24, с. 37]. В мае 1942 г. глава Восточного министерства А.Розенберг предложил А.Гитлеру еще активнее задействовать представителей мусульманских народов СССР в борьбе против Советского Союза [25]. Было объявлено, что последние «по своим религиозным убеждениям являются в основной своей массе противниками большевизма» и что с ними «следует обращаться хорошо для того, чтобы завоевать их расположение» [26]. То обстоятельство, что права верующих в Советском Союзе длительное время были ущемлены, объективно шло на пользу захватчикам. Поэтому руководство Германии уделяло большое внимание вопросам политики по отношению к мусульманским народам...
понтанный рост числа таких воинских частей вызвал негативную реакцию А.Гитлера, который 24 марта 1942 г. запретил их дальнейшее формирование на том основании, что мера эта могла оказаться политически невыгодной при последующем решении проблемы оккупированных советских районов. В то же время было приказано сохранить уже существующие части в необходимом количестве, ограничивая их рамками батальонного звена, и ни в коем случае не использовать их на фронте [33, s. 24]. Статус этих частей был закреплен Положением о местных вспомогательных формированиях на Востоке, изданным в августе 1942 г. В этом документе этно-мусульмане выделялись в отдельную категорию «равноправных союзников, сражающихся плечом к плечу с германскими солдатами против большевизма в составе особых боевых частей» [34, s. 356]. И это в то время, когда представители славянских и даже балтийских народов должны были использоваться лишь в составе антипартизанских, охранных, транспортных и хозяйственных частей вермахта.
Туркестанский легион объединял в своих рядах представителей коренных народов Средней Азии. Грузинский легион помимо грузин включал осетин, абхазов, адыгейцев, черкесов, кабардинцев, балкарцев и карачаевцев, а Кавказско-магометанский - азербайджанцев, дагестанцев, ингушей и чеченцев. 2 августа 1942 г. последний был переименован в Азербайджанский, и из его состава были выделены представители различных горских народов, объединенные в Северо-Кавказский легион. Кроме того, был образован Волж-ско-татарский легион, собравший в своих рядах поволжских татар, башкир, марийцев, мордву, чувашей и удмуртов. Немцы, создавая части и подразделения из представителей народов, традиционно исповедующих ислам, допускали подмену понятий. Очень часто они называли эти формирования мусульманскими, хотя их создание шло не по религиозному, а по национальному признаку, т. е. из представителей народов, традиционно исповедующих ислам, а не из убежденных мусульман, что далеко не одно и то же. И эта разница постепенно заставила гитлеровцев отказаться от подобной практики. Так, сформированный в 1943 г. Восточно-мусульманский полк СС в ноябре 1944 г. был переименован в Восточно-тюркское соединение войск СС. Тем не менее при формировании таких частей и подразделений немцы старались широко использовать мусульманскую символику и атрибутику. В этой работе активно участвовали и некоторые муллы. Применяя подобную методику, гитлеровцы пытались решить несколько задач:
1) пробудить в военнослужащих религиозные чувства, а значит, получить достаточно эффективное средство влияния на их поведение;
2) создать положительный образ этих военнослужащих, который смог бы привлекать как население регионов, в которых они размещались, так и плененных единоверцев;
3) завоевать симпатии мусульманских стран, особенно Ирана и Турции, на помощь которых Германия очень рассчитывала.
При вербовке военнослужащих из представителей народов, традиционно исповедующих ислам, в немецкие формирования и уже в ходе прохождения службы им объясняли распоряжение верховного командования сухопутных сил от 2 июня 1942 г. Данный документ обрисовывал перспективы для этих народов после победы над СССР, особый упор делался на гармоничное развитие религиозной жизни: открытие мечетей, свободное выполнение мусульманами культовых норм ислама [35]. Большое значение имела идеологическая подготовка легионеров, которую осуществляли немецкие специалисты, а также эмигранты и предатели - члены национальных комитетов, образованных под эгидой министерства оккупированных восточных территорий [36]. Дискредитация советского строя в глазах легионеров строилась немецкой стороной достаточно продуманно. Учитывалось, что многие легионеры сформировались как личности именно в условиях социалистического строительства, многие из них уже успели сделать существенные шаги по ступеням карьеры. В такой пропаганде упор делался на отрицательных сторонах советской жизни, например на негативных последствиях ускоренной индустриализации и коллективизации [37, s. 14]. Подготовка легионеров завершалась коллективной присягой и вручением флага, на котором изображались и мусульманские символы, после чего их отправляли на фронт, а в освободившихся лагерях начиналось формирование новых частей [38, с. 6].
Летом 1942 г. нацисты обратили свое внимание на серьезную проблему -возможность выполнения мусульманами религиозных обрядов и обычаев. Из пяти главных обязанностей мусульманина немцы гарантировали выполнение четырех, исключение составлял хадж [39]. Легионерам разрешалось молиться пять раз в сутки, при этом во время проведения ежедневных молитв они освобождались от военных обязанностей. По пятницам служба заканчивалась в 16 часов. В некоторых частях военнослужащие могли держать уразу [40]. Учитывались и пищевые запреты. Каждый военнослужащий мог вносить саадаку [41] на организацию религиозных дел в части. Отмечались религиозные праздники: Рамазан, Курбан-байрам, Мухар-рам [42]. Похороны проходили в соответствии с ритуалами ислама [43, s. 23-25]. В легионерской среде немцы распространяли материалы по истории Кавказа и Средней Азии. В некоторых частях были созданы библиотеки со специально подобранной литературой по Востоку [44, s. 95, 97, 104]. Особой популярностью среди легионеров пользовались военно-географический сборник «Туркестан» и книга «Ислам». Последний труд был издан таким форматом, который позволял удобно размещать книгу в форменном ранце военнослужащего. В конце 1944 г. был издан миниатюрный Коран для рядовых легионеров. Эти книги носились в жестяных коробочках в нагрудных карманах, для их чтения имелись лупы [45, s. 10, 12]. Легионеров-мусульман неоднократно посещал Иерусалимский муфтий хадж Амин эль-Хуссейни, выступавший с призывами к священной войне против «неверных» в союзе с Германией.
Для подтверждения своего лояльного отношения к исламу немцы в каждой роте национального легиона (батальона) ввели должность муллы; кроме того, были и батальонные старшие муллы. Такая структура позволяла достаточно эффективно контролировать и влиять на морально-психологическое состояние военнослужащих. Иногда должности мулл совмещались с командирскими, тогда духовные лица являлись одновременно и командирами взводов. Более того, в лагерях военнопленных среди уроженцев Северного Кавказа на каждые сто человек назначался мулла. Муллы готовились в специальной школе (Муллашуле), где преподавателями работали как немцы, так и некоторые члены СКНК (Северо-Кавказский национальный комитет, который был создан гитлеровцами в 1942 г. на основе горской эмиграции, покинувшей Родину в 20-е годы) -А.Авторханов, Н.Эмиров, Н.Абдуллаев, Т.Яндиев, а также некоторые приглашенные специально из Турции служители мусульманского культа [46]. Активное участие в подготовке мулл принимал Великий муфтий Амин эль-Хус-сейни. Он работал в Муллашуле в Дрездене, организованной при «Арбайтсге-майншафт Туркестан» (AT) [47], и был щедро прикормлен, получая по 75 тысяч марок ежемесячно [48]. Он активно сотрудничал с отделом пропаганды МИДа Германии, которое транслировало его выступления по радио. Для усиления своего влияния на политические процессы через ислам немцы пригласили из Турции и ввели в состав СКНК внука Шамиля - Сайд Бея Шамиля, который в годы Гражданской войны стоял во главе сил, выступавших за выход Дагестана из состава России.
В целях более высокой подготовки с июня 1944 г. были организованы курсы усовершенствования мулл при Геттингенском университете. За время обучения слушатели знакомились с основами теории и истории ислама, изучали Коран и биографию Мухаммеда. Критериями практической подготовки мулл являлась готовность к проведению богослужения и исполнению ритуальных действий при погребении, во время праздников, а также умение проводить беседы на религиозные темы. После окончания курсов муллы сдавали экзамены и получали особые знаки отличия духовных рангов с серебряным или золотым полумесяцем и звездой [49, s. 12]. Затем они распределялись в легионы. Иерархическая структура военных мулл за годы войны менялась несколько раз [50, s. 24]. В 1945 г. система духовной иерархии вермахта была централизована. С 1 марта 1945 г. деятельность таких священнослужителей должна была осуществляться строго в соответствии с правовыми нормами, действовавшими в немецкой армии [51, s. 146].
Потеря германской армией стратегической инициативы летом-осенью 1943 г., отрицательно сказавшаяся на благонадежности восточных частей, заставила вермахт отказаться от использования на Востоке формирований из граждан СССР и перебросить их в оккупированные страны Европы. Этот вывод подтверждают слова генерал-полковника А.Иодля из его выступления 7 ноября 1943 г. перед функционерами НСДАП: «К использованию иностранцев в качестве солдат нужно относиться с величайшей осторожностью... Эксперименты были хороши, пока мы побеждали. Они стали плохи, когда ситуация изменилась и мы вынуждены отступать» [52, с. 50]. Тем не менее воинские части из этнических мусульман продолжали существовать до самого конца войны [53, с. 338]....
Гитлеровцы старались повсеместно открывать мечети на оккупированных территориях, где жили мусульмане, при этом они проводили регистрацию общин с вручением соответствующих документов и печати религиозного общества [57]. Только в одной Кабардино-Балкарии открывалось по 2-3 мечети во многих населенных пунктах [58]. Гитлеровцы развили такую активность по открытию мечетей, что зачастую делали это, даже не получая просьб со стороны местного населения [59]. Муллы привлекались к оправданию карательной деятельности гитлеровцев против мирного населения. Таким образом, горская эмиграция и часть мусульманского духовенства в годы войны оказали поддержку захватчикам.
На Кавказе активно действовали разведывательные и пропагандистские органы Германии. Прежде всего немцы заигрывали с мусульманскими народами Северного Кавказа. Чтобы привлечь на свою сторону мусульманское население края, гитлеровцы прикидывались сторонниками мусульманских обычаев и нравов, некоторые из них ходили молиться в мечети, выдавая себя за приверженцев ислама. А часть исламских лидеров возвела А.Гитлера в ранг Великого имама всего Кавказа.
В деле привлечения мусульман на свою сторону нацисты значительную роль отводили радиопередачам и газетам. В оккупированном Ставрополе они организовали работу радиостанции «Голос Кавказа» на языках горских народов, которая вела пропаганду о большой дружбе между мусульманами и оккупантами. Опыт использования радиопропаганды, направленной на мусульман СССР, гитлеровцы получили еще в самом начале войны, когда смогли наладить передачи из Берлина [60]. В издаваемой гитлеровцами газете «Пятигорское эхо» было помещено обращение «К жителям гор» -яркий образец цинизма и лжи оккупантов. Там были такие слова: «Горец! У тебя ничего не было. Все твое богатство отняли большевики. У тебя теперь есть многое, а будет еще больше...
Всем этим счастьем твоей семьи и покоем детей ты обязан великому твоему другу Адольфу Гитлеру...» [61, с. 45]. Кроме этой газеты выпускались: «Газават» (ее эпиграф: «Аллах - над нами, Гитлер рядом с нами»), «Идель-Урал», «Азербайджан», «Яни Туркестан» - печатались они в Берлине [62], в Крыму издавалась газета «Азат Крым» («Свободный Крым»). Эти издания эксплуатировали мусульманскую тематику. Так, газета «Азербайджан» № 23 от 6 июня 1943 г. поместила сюжет об уничтожении мусульман советской властью. В одной из таких газет была напечатана «Декларация правительства Германии о передаче земли крестьянам в области, принадлежавшей ранее СССР», в которой говорилось о том, что ни при царизме, ни при советской власти крестьяне не могли распоряжаться землей, только с приходом Германии крестьяне получают землю [63]....
Полностью статья В. Ахмадуллина на
http://www.perspektivy.info/osobaya_tema/aktualniy_arhiv_velikaya_pobeda/popytki_nacistov_germanii_ispolzovat_islam_i_musulman_v_vojne_protiv_sovetskogo_sojuza_2010-05-15.htm* * * * *
Ахмадуллин Вячеслав Абдулович - преподаватель истории в Московском исламском университете, кандидат исторических наук, доцент.
Родился 17 июня 1965 г. в городе Александрия Кировоградской области Украинской ССР в семье военнослужащего...
В 1988 г. был назначен на должность секретаря комитета ВЛКСМ в/ч 26213 в пос. Ханабад г. Карши Узбекской ССР. В 1989 г., после расформирования в/ч 26213, был назначен на должность заместителя командира роты охраны по политчасти в/ч 31624 в пос. Ханабад. В 1990 г. был назначен на должность заместителя начальника отделения связи и радиотехнического обеспечения (ОС и РТО) в/ч 31624.
В 1991 г., в связи с реформированием политорганов, был переназначен на должность заместителя начальника ОС и РТО по военно-политической работе в/ч 31624. В 1992 г., в связи с реформированием военно-политических органов, был переназначен на должность помощника начальника ОС и РТО по работе с личным составом в/ч 31624. В 1993 г. был назначен на должность офицера по общественно-политической подготовке и связям с общественностью в/ч 10329 г. Карши. В 1994 г. был назначен на должность психолога в/ч пп 09356 г. Ахалкалаки (Группа Российских Войск в Закавказье).
В 1995 г. поступил на военно-педагогический факультет Военного университета. В 1998 г. окончил его с отличием и был распределен в Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище на кафедру гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
В 1999 г. поступил в очную адъюнктуру Военного университета на кафедру истории. Тема диссертационного исследования: «Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг.».
С 2009 г., в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, находится в распоряжении начальника Военного университета. Воинское звание - полковник. Награды за период прохождение службы:
1. медаль «70 лет Вооруженных сил СССР»;
2. медаль «За отличие в военной службе I степени»;...
С сентября 2005 г. работает преподавателем МИУ."
http://old.miu.su/archives/2440