Продолжаем разговор о хлопке, начатый
здесь и
здесь.
Известно более 50 видов тканей из хлопка. Некоторые из них появились совсем недавно, некоторые - были когда-то очень распространены, но давно забыты, некоторые применяются до сих пор, но сильно изменили назначение, а без некоторых мы не можем представить себе современного гардероба и жилища.
Мы не будем пытаться объять необъятное и рассказать обо всех видах тканей в одном посте.
Начнем мы с тканей, которые остались только на страницах словарей и художественной литературы.
Александрийка.
Александрийка (александрейка, ксандрейка, касандровка) - красная хлопчатобумажная ткань, иногда с полоской или клеткой в одну нитку синего, белого или желтого цвета.
На первых порах александрийку изготавливали изо льна. Но уже с начала XIX века, когда на русский рынок завезли в большом количестве английские хлопчатобумажные нити, практически все ткани домашнего производства стали производить из них, в том числе и знаменитую александрийку.
Название, вероятно, произошло от имени - Александр, но Александровская мануфактура близ Петербурга была основана только в 1798, поэтому нет оснований считать, что ткань Александрийка получила название по этому месту производства.
Среди прочих хлопчатобумажных тканей александрийку отличал именно красный цвет, так что в некоторых изданиях ее сравнивали с кумачом: «Александрейка - соб. кумач, красная бумажная ткань, идет на рубахи у русских крестьян» (Новый полный словарь иностранных слов, вошедших в русский язык, сост. Е.Ефремов, под ред. И. А. Бодуэн де Куртенэ, М., 1912).
Так как александрийка - фабричная ткань, то она имела хождение в городской среде и, как всякий покупной товар, действительно была «далеко не по карману и обычаю крестьянскому», особенно в первой половине XIX века. Александрийка была своеобразным социальным знаком, по которому узнавали происхождение, круг интересов и сословные претензии человека. Александрийка была чрезвычайно распространена, что объясняет ее широкое использование в литературных произведениях XIX века, где она служит средством выражения авторского отношения к описываемым персонажам. Напр., у И.С.Тургенева: «Этот Дон Жуан в александрийской рубахе уже не знал несчастных привязанностей» («Стук…Стук…Стук», 1871). Дон Жуаном назван уличный разносчик, вряд ли подозревавший о существовании литературного героя, чьим именем он назван.
У Н. В. Гоголя: «Парень, лет 17, в красивой рубашке розовой ксандрейки, принес и поставил перед ними графины» («Мертвые души», т. 2). Упомянув александрийку, Гоголь исходил из того, что всем был хорошо известен ее цвет - красный. Если современному читателю сочетание розовой и красивой ксандрейки не кажется необычным (потому что александрийка давно забыта), то современники писателя понимали, что выцветшая (а потому розовая) ткань обозначала бедность.
Александрийка производилась вплоть до начала ХХ века, после чего ее производство прекращено, а ткань фактически забыта. Сейчас ее могут предлагать в салонах тканей под видом "эксклюзивной", однако к настоящей александрийке эта ткань имеет, как правило, весьма отдаленное отношение.
Демикотон.
Демикотон - старинная плотная хлопчатобумажная ткань, очень плотный, жесткий хлопчатобумажный уточный атлас. Название от франц. demi-coton - плотная хлопчатобумажная ткань.
В торговле для этой ткани используется коммерческий термин «демитон», от франц. demitton: - бумажная ткань. Жесткость достигалась за счет того, что для изготовления демикотона использовалась двойная, хорошо скрученная пряжа низких номеров. Демикотон, обычно одноцветный, иногда довольно ярких цветов применялся для шитья верхней одежды, теплых халатов, покрытия шуб. Ноский, крепкий, он пользовался особым спросом у людей среднего достатка, для которых долговечность ткани была самым важным свойством.
К сожалению, эта ткань не производится уже более ста лет, и фотографий ее, и даже рисунков найти не удалось. Из литературных произведений, где она упоминается, известно, что демикотон был жестким, "как листовое железо", хорошо держал форму, был непластичным и не драпировался.
Демикотон не был единственной хлопчатобумажной тканью атласного переплетения, известной в XVIII-XIX вв. Похожей на демикотон, но более тонкой была ткань демите (от франц. demitte), производившаяся в Малой Азии, в г. Смирна. В ХХв. сохранилась лишь одна из тканей такого типа - молескин, имеющая, правда, совсем иные пластические свойства.
Казинет
Казинет - это плотная хлопчатобумажная или полушерстяная ткань саржевого переплетения, обычно одноцветная. Происхождение названия остается неясным, но, возможно, проникло в русский язык от немецкого Kasinet. Казинет из полушерстяной пряжи служил тканью для форменной одежды нижних гражданских чинов и поэтому связывался с низким социальным положением. Казинет отличался прочностью и широко использовался для изготовления верхней одежды - пальто, пиджаков, покрытия тулупов. В ХХ в. казинет перестал производиться, был забыт и упоминаний о нем даже в литературе не находится.
Канифас
Канифас - плотная хлопчатобумажная ткань с текстильным орнаментом в виде полос в технике саржевого или атласного переплетения и фоном в технике полотняного переплетения. Название и техника заимствованы из Голландии, от голландского kannefas, восходящему к латинскому cannafis - конопля. Особо плотные сорта канифаса шли на изготовление парусов. Более тонкие и отбеленные использовались в качестве бельевой ткани. Сортов гладкокрашеного и набивного канифаса выпускалось довольно много, что определило его применение - дамские наряды, детская одежда и детали мужского гардероба, часто - панталоны. Наиболее широко известные сорта канифаса - базин и базин-рояль. Базин ткали, как правило, из смеси хлопка и льна; базин-рояль, окрашенный, с узкими белыми полосами применялся как ткань для украшения интерьера.
До XIX века канифас ткали из льна, так как до этого времени лен был основным сырьем русской текстильной промышленности. После начала ввоза хлопка в больших объемах канифас сначала стал смесовым (ткался из смеси льна и хлопка), а затем уже окончательно хлопковым, каким и оставался до конца XIX века.
Китайка
Китайка - плотная, преимущественно шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения синего цвета; иногда так называли нанку синего цвета. Термин от названия государства - Китай, места первоначального производства ткани. Как шелковую ткань китайку ввозили в Россию вплоть до начала XVIII века; позже название перешло на хлопчатобумажную ткань местного производства, активно экспортировавшуюся в Китай. Плотность китайки достигалась более толстыми, чем, например, у кумача, исходными нитями. Ткань широко использовалась в среде крестьянства, городской бедноты для шитья сарафанов, рубах, а также покрытия шуб, шушунов. До середины XIX века кумач и китайка четко различались по цвету, но во второй половине столетия встречаются упоминания о красной китайке и синем кумаче. Основными центрами производства китайки были Москва и Казань, и основная часть ткани, производимой здесь, уходила на экспорт.
Коленкор.
Коленкор - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная и накрахмаленная в процессе отделки.
Коленкор был только гладкокрашеной тканью - белой или цветной. Клей или крахмал, которыми пропитывали коленкор для придания товарного вида, в процессе носки осыпался, и ткань теряла свой глянец. Художник-баталист В. В. Верещагин, вспоминая свое детство, писал о том, что он ходил «в синей мериносовой, прошитой красными шнурками рубашечке… в белых коленкоровых штанишках… Панталоны накрахмалены и шумят».
Белый коленкор шел на рубашки, белье, а цветной, стоивший несколько дороже, - на подкладку, переплеты книг и недорогие платья.
Коленкор известен также как основа для набивных тканей, таких как ситец и миткаль. Коленкор был широко распространен в XVIII-XIX веках, но уже в XX веке стал применяться только в качестве бельевой ткани, а сейчас практически не используется.
Это далеко не все забытые хлопковые ткани. Мы продолжим рассказ о них в следующей статье.