Игривая приставка

Oct 05, 2009 23:24



Сперва хорошие новости - если через 50 лет человечество еще будет существовать, оно в массе своей станет гораздо умнее, чем сейчас. Плохие новости: это будет не его заслуга.

Понятие умного человека претерпело очевидные изменения за последние 20 лет - то есть с тех пор, как интернет стал общедоступным. Прежний умник - это человек, обладающий прежде всего феноменальной памятью, затем - умением анализировать большие массивы информации, затем - даром излагать полученные в результате анализа выводы в доступной современникам форме. Ну, не всем современникам, но лучшей их части.

Считалось также, что сами массивы информации практически не ограничены. Сумма знаний, накопленных человечеством, таким образом, равняется восьмерке, положенной набок. А умники - это те, кто из одной дырки в этой восьмерке юркает в другую.

Не то теперь.

Прежде всего, становится понятно, что сумма знаний, накопленных человечеством, измерима, конечна, и в сущности невелика. Запросто влезет на винчестер современного ноутбука. И еще место останется для пары игрушек. Соответственно, значение феноменальной памяти, сопутствующих аналитических навыков и генерирования нового контента падает практически до нуля. Любой дурак уже сегодня с легкостью процитирует Мандельштама, разъяснит истинный смысл древнего латинского изречения и за пару минут сваяет реферат о сопротивлении материи бытию - в конце концов, Гугль с Яндексом еще никто не отменял. Предвижу в ближайшем будущем появление компьютерных программ, самостоятельно сравнивающих и анализирующих источники информации, а также генерирующих на их основе новое содержание с регулируемой степенью уникальности, актуальности, релевантности и нонконформизма. Все это, как верно заметил юзер Гамлет, слова, слова, слова.

Что касается артефактов, так называемых творений рук человеческих, включая шедевры живописи, архитектуры и того, что делает Зураб Церетели, то с этим, конечно, сложнее. Но не намного. У моего первого ноутбука не было собственной памяти, он работал от дискеты на 1,44 Мб, на эту же дискету записывались тексты, на ней же была пара игрушек. Это был 1996 год. В 1998-м я купил стационарный компьютер с 32 Мб оперативки и 4-гигабайтным винчестером, и это был гигантский шаг вперед. Сейчас у меня пара компьютеров, в общей сложности терабайт памяти - и это очень, очень мало. Физические размеры компьютера при этом меняются разве что в сторону уменьшения. А начинали мы вообще с ЭВМ - огромной машины или парка машин, которые, как говорил Жванецкий, «стояли и дико грели плохо приспособленное для этого помещение». Это я к тому, чтобы понятны были перспективы. Через 50 лет компьютер, ноутбук, наладонник, айфон или что там будет вместо них, научатся вмещать и быстро обрабатывать столько информации, что при минимально возможном объеме (присоски к пальцам, ушам и глазам - возможно, также к гениталиям) вместят в себя практически весь мир со всей его историей. Возможно также, что вместо имитации реальной реальности они позволят своим хозяевам, этим игривым приставкам, обладать более интересной и насыщенной, чем настоящая, виртуальной реальностью, в которую наконец-то можно будет уйти с головой.

Возможно, кто-то останется на поверхности.

Прежде всего, обслуживающий персонал, сисадмины, умельцы по железу и софту. «Техподдержка» из фильма «Геймер». Впрочем, на поверхность они будут выходить только периодически, посменно, поскольку никто не откажется от sweet dreams, раз уж есть возможность в них окунуться.

Также на поверхности останутся те, кто будет производить то, без чего нельзя обходиться даже в постпостиндустриальном обществе - какие-нибудь питательные растворы (не думаю, что понятия «еды» и «кухни» к 2060 году сохранятся в нынешнем виде - история тому порукой), энергетические коммуникации и прочее железо цивилизации. Боюсь ошибиться, но часть этой части обслуживающего персонала будет проживать на бывшей одной шестой, а нынче, кажется, одной восьмой - а через 50 лет одной пятидесятой части земного шара. Так сказать, a bit of. Или off, это на усмотрение.

а если подумать

Previous post Next post
Up