Jan 28, 2010 06:57
То, что сводит нас с ума -
Школа, армия, тюрьма
Школа запоминается на всю жизнь не уроками химии. И даже не первой любовью. Наши школы - учреждения с двойным дном. Школа номер один - там выпускники дарят цветы первоклашкам и любимым учителям, там есть отличники и двоечники, гордость класса и позор класса. И школа номер два - туалеты, раздевалки, школьные дворы. И принятые там неуставные отношения. Это - зона. Со всеми вытекающими.
Основное отличие от обычной колонии для несовершеннолетних - из школы ты каждый день уходишь домой, а каждое утро, если сам ты не хочешь туда идти, тебя отводят родители. Есть и другие отличия, но они не столь существенны.
Когда ребенок впервые попадает в школу, он не сразу осознает, куда, собственно, попал. В первых классах большинство еще не понимает, что мотает срок. И что реальная власть в школе как сообществе принадлежит вовсе не учителям и завучам. Это понимание приходит позже, ко всем - по-разному. Грубо говоря, как только в классе устанавливается достаточно жесткая неформальная иерархия, в которой каждому ученику отведена своя четко прописанная роль, все становится до боли ясно. Неформальный лидер класса - это не какой-нибудь Харатьян с гитаркой или крапивинский мальчик с большими глазами и разбитыми коленками. Неформальный лидер - это, как правило, мальчик из неблагополучной семьи, настолько неблагополучной, что кто-то из его ближайших родственников уже топчет зону или недавно с нее вернулся. Благодаря этому обстоятельству он, собственно, и лидер. Потому что никаких других достоинств, кроме отмороженности, для лидерства не требуется.
У лидера есть подручные, «шестерки». Тоже, как правило, дети люмпенов, хотя бывают и исключения. Шпанистые мальчики из хороших семей. Неглупые мальчики, с раннего детства усвоившие, в чем сила, брат. Есть те, кто живет в школьной зоне «мужиком», то есть просто учится, старается никого не трогать и делает все, чтобы не трогали его. Ну и есть те, кого сегодняшние школьники называют «ботаны», «ботаники». А во времена моего детства таковых называли просто «чмо».
В какую категорию попадет ваш сын? Это важно, от этого зависит, станет ли школа для него многолетним адом, или же просто докукой. Или - настоящей «школой жизни», как армия или тюрьма.
Многое, конечно, зависит от воспитания. Если в нем на генетическом уровне заложено: ударили кулаком - бей в ответ отверткой, особых проблем у мальчика не будет. Даже если он не особенно развит физически. «Под нары» загоняют и здоровяков. В нашем классе были такие, они буквально выглядели только вылезшими из-под нар - в мятой грязной форме, мятой рубахе, со следами подошв на синем школьном кителе. Здоровые парни, но слабые.
Приемчики могут помочь, но лишь отчасти. Я в седьмом классе записался в секцию дзюдо, за несколько месяцев накачал мускулатуру, на перемене избил своего давнего обидчика Серегу Темникова. Он сначала сопротивлялся, потом просто закрыл лицо руками. И я отошел, торжествуя. Но моего положения в иерархии эта локальная победа не изменила. Да, в общем, я к этому и не стремился.
Хорошо, когда находится кто-то, готовый тебя опекать. Мотивы могут быть самые разные. Например, принадлежность к какому-то другому сообществу. Вместе ходили в детский садик, или вместе ходят в секцию бокса, или живут в одном дворе. Те, кто так или иначе связан помимо школы, должны держаться вместе. Это потом пригодится - и в армии, и на зоне.
Спортсмены, конечно, предпочтительнее. Понятно, почему. Коллеги по кружку филателистов, даже если заступятся, защитить не смогут. Отмороженные не понимают, что такое дружба или там благородство. Отмороженные понимают, что против лома нет приема, если (это можно хором) нет другого лома.
Ну и последние, кто может защитить - это родители. Что они могут сделать? Как это будет выглядеть? Что, отец или мать пойдут в мужской туалет, найдут там страшного Махно и начнут его стыдить? Или уши ему накрутят? Да он просто с разгона пошлет их на три буквы. В лучшем случае.
Родители просто не могут поверить в реальность происходящего. Они думают, что их поход в школу, их разговор с классным руководителем что-то может решить, на что-то может повлиять. Они не понимают, чего там бояться, в этой школе, там же ДЕТИ! Мои тоже не понимали, почему я по утрам плакал в ванной. Думали - может, я учиться не хочу?
И, кстати, перевод в другую школу (в «хорошую») проблему не только не решит, а еще и усугубит. Я учился в бандитской школе, но к седьмому или восьмому году обучения у меня возникли определенные преференции - я был старожилом. «Дедом». А вот у тех, кого перевели в нашу школу после восьмого класса, таких преференций не было. И они проходили все полагающиеся процедуры - то, что в армии и на зоне называют «пропиской». В тонкости я вас не буду посвящать. Так же, как рассказывать о том, что происходило, происходит и еще долго будет происходить в школьных туалетах, раздевалках и на школьных дворах. Это слишком страшно.
2003
жизнь