Танцуй на битом стекле

Jun 26, 2010 12:14

У маленького мальчика смешанных кровей Фаруха Бальзара были некрасивые зубы. Кривые. И прикус неправильный. Он очень этого стеснялся. До того, что, когда вырос, отпустил себе пышные черные усы, прикрывающие верхнюю губу. К тому времени мальчика знал весь мир, под именем Фредди Меркьюри.



Разумеется, неправильный прикус - не единственное, что портило ему жизнь. Вечный статус чужака - будучи урожденным подданным Великой Британии, родился он за границей. Как любой полукровка, нигде не мог почувствовать себя «своим» на сто процентов. В холодной Англии его тоже встретили не очень приветливо. Пришлось Фредди уйти в голимый эстетизм, модную лавку открыть, общаться со столь же странными, мотыльково-нездешними персонажами. Искусство, любое - последнее прибежище отчужденных. Это природа искусства: тебе не нравится тот мир, который тебя окружает; тебе не нравится твое место в этом мире; ты берешь исходные данные и творишь собственную вселенную, в которой и устраиваешься с максимальным комфортом. Насколько эта твоя вселенная будет притягательна для других людей, зависит от такой малости, как наличие таланта. Хотя твое отношение к этим другим людям принципиально не меняется. Ты продолжаешь их не любить.
Искусство - это месть нормальным людям за свое отчуждение.
И на вершине славы (мы чемпионы, мой друг) Фредди Меркюри говорит через поросшую жестким черным волосом губу: «Меня обвиняют в недемократичности. Что же мне, чай пить с сидящими в первом ряду?» И на сцену его выносят двухметровые нубийские рабы, но, к сожалению, тоже ненастоящие: «где в наше время найдешь настоящих рабов?..»
Этот закон - отчуждение, насмешки - желание отомстить - собственно месть - универсален. Леннокс Льюис родом с Ямайки, жил в Канаде, где его дразнили тупым англичанином, переехал в Англию, где его дразнили канадским увальнем, и там, и там замечали еще, что он негр… Очень любит бить белых парней. Вообще любит бить любых парней, но белых особенно.



Жан-Клод Ван-Дамм, кумир подростков, в детстве был нескладным тощим очкариком и ходил - позорище! - в балетную школу. Естественно, его постоянно били. Где-то лет до одиннадцати. Потом папе это надоело, и он отдал сынка в секцию карате. Научившись махать руками и ногами, Жан-Клод изгоем быть не перестал. Мыкался по Европе с таким же неприкаянным приятелем, работал маргиналом (есть такая профессия, сынок - под статьей ходить), воровал, приживался… Кстати, Ван-Дамм - это не родная его фамилия, родная - Варенберг, а Ванном и Даммом он стал после того, как пожил у какого-то мужика из Гонконга. Мужик был богатый и дал Жан-Клоду стартовый капитал. Далее покупается, условно говоря, пиджак в яблоках, и играется свадьба номер раз - на богатой венесуэлке. Затем свадьба номер два - и он уже в Голливуде. Затем череда романов со все более богатыми и влиятельными папашами - ну, то есть, с их дочками, конечно же - и звезда родилась.



Свои рукопашные умения Жан-Клод демонстрировал и на собственных супругах.
А сколько знаменитостей стали таковыми только потому, что в детстве их просто не любили родители! Начиная с Амалии Мордвиновой-Гольданской - маленькие-веселые-пружинки - и кончая Робертом Де Ниро, у которого никак не складывались отношения с отцом, художником и гомосексуалистом. Генезис чуть ли не любой звезды - несчастное детство и игрушки, прибитые если не к полу, то к попе запросто. Хрестоматийный пример - Норма Джин Бейкер, она же Мэрилин Монро. Женщина, которую хотели все мужики мира и которая никогда ни от одного из них банально не кончала, поскольку боялась она мужиков, не доверяла им, жизнь научила не доверять. И правильно ведь научила! Ее детство, как и детство другой иконы американцев - Элвиса Аарона Пресли - это просто готовая хрестоматия психоаналитических травм. Бедность, социальная неполноценность, пережитое сексуальное насилие - и вот вам результат. Но парадокс в том, что чем выше ты поднимаешься по лестнице в небо, тем больше дует по ногам. Это благополучному плебею достаточно запатентовать случайно какие-нибудь наконечники для шнурков, разбогатеть и чувствовать себя счастливым. Пресли и Монро не чувствовали себя счастливыми ни одного дня в жизни. Пресли буквально не давала жить тень его брата-близнеца, родившегося мертвым. Кошмар, который всегда с тобой. Алкоголь, секс, потом наркотики и секс с мертвецами, сотрудничество с ФБР - и все равно страшно. Кто защитит? Кому верить?



Монро боялась своих партнеров, потому что они - «настоящие артисты», а она - «глупая дура», «деревяшка», «фригидная»… Никогда не могла ни один дубль сыграть с первого раза, вечно опаздывала, потому что все ей казалось - как-то она не так одета, смеяться будут… (вот, кстати, еще один персонаж, который вечно опаздывает и параноически боится насмешек - Владимир Путин). В конце концов - метания от гопника-спортсмена до президента-плейбоя, увлечение психоанализом и таблетками, больше таблеток, потом вместо таблеток - уже клизма с психотропными препаратами, передоз, смерть. Не трагедия, о нет! Конец мучений, страхов… и пустых надежд.



Эх, если бы Мэрилин Монро попался журнал «Космополитэн»! если бы она вычитала в нем вот эти бесценные строки:
1. Принимайте себя такой, какая вы есть.
2. Полюбите свой образ, имидж, свое тело, свою манеру одеваться, смеяться, говорить.
3. Заглядывайте в зеркало чаще и улыбайтесь себе!
4. Замечая свои недостатки - не отчаивайтесь! Вы знаете, что вам надо исправить, значит, первый шаг к исправлению уже сделан!
5. Уважайте свой выбор и свои вкусы! Не подстраивайтесь ни под кого. Вы - индивидуальность! Вы единственная и неповторимая в своем роде.
6. Уважайте свое время!
7. Любите себя не больше, но и не меньше других!
8. Не скрывайте своих достоинств и своей компетентности от людей - будь то друг, муж или окружающие. Вам необходима заслуженная похвала!
Возможно, мы бы уже тогда получили Николь Кидман…
Другой вопрос, на кой нам уже тогда сдалась Николь Кидман.
Автор термина "комплекс неполноценности", немецкий психиатр Альфред Адлер, утверждал, что человек, не имеющий комплекса неполноценности, неполноценен. Более того, он считал, что этот комплекс даже полезен, потому что человек, решая свои проблемы, вынужден совершенствоваться. Адлер тут кое-чего недоговаривает. Полноценно любящее и ценящее себя космо-чудовище тоже совершенствуется, выпускаются все новые версии, и скоро «звезд старой школы», то есть людей вынужденно творческих, не останется вовсе. Это первое, а второе - комплекс, конечно, полезен… для других. А для себя это просто больно. Люди в валенках проходят по битому стеклу со скучающей физиономией. Босые вынуждены танцевать.

"ТVвизор", апрель 2006

разбирая архивы, шоубиз

Previous post Next post
Up