Александр Хван - гениальный русский кореец и несчастный режиссер. Лучшую свою роль захваленный Олег Меньшиков сыграл в его фильме «Дюба-Дюба» - и что, кто-то помнит этот фильм? Первый русский психопатический триллер «Умирать легко» с Александром Лазаревым-младшим - это тоже Хван. И «Дрянь хорошая, дрянь плохая». И вот «Кармен». Любой из этих фильмов сделал бы знаменитым какого-нибудь европейского режиссера. Но у нас тут не Европа.
Короче говоря, мент Игорь Петренко сторожит зэчек на табачной фабрике. Одна из них, лихая Кармен, в две минуты уговаривает его на минутку отвернуться и позволить ей сбежать. И дальше - все как у Мериме. Мент бросает службу и становится вором и убийцей. Кармен изменяет своему любовнику напропалую. У них банда, и это настоящие отморозки. Да еще из тюрьмы возвращается муж Кармен. Лихой, в чистой белой рубашке. Вылитый Блондин из «Бешеных псов». «Ну что, брат, как бабу-то делить будем?» Нет, это из другого фильма. Крым - не Питер, тут интеллигентных разговоров не ведут, тут все на ножах - буквально.
Самое страшное - по ходу фильма отморозкам начинаешь сочувствовать и болеть за них, как за бразильских футболистов. Потому что - красавчики! Да там все красиво, в этом фильме. Там вообще действие не в Испании происходит, а в нынешнем Крыму. Юг России - это тема Хвана, и кроме него эту тему никто с такой любовью не разрабатывал. Все эти кривые и глухие улочки, дворики, непонятное жилье - лестница, дверь, глухая бабушка, журчащий телевизор, белье на веревках. Буйная зелень и рядом степь. И море всегда рядом. Не пляж, а стихия. Такой Крым нельзя увидеть, приехав в отпуск. Надо там жить, бродяжить… и не бояться. В Новороссийске, который недалеко, я видел такие дворы и целые улицы. Однажды на меня вышел откуда-то из-под каштана, зеленого в декабре, парень в белой рубашке и со шрамом на шее. Чей-то выживший муж или недорезанный хахаль. Он был пьян - не расслабленно, как мы тут киселем растекаемся, а лихо. Попросил закурить. Да я бы ему всю пачку отдал. Но тут из-за угла показалась полосатая машина, и он нырнул во двор. Эти дворы ничем не напоминают наши каменные. Такое впечатление, что там не только деревья, там и дома, и камни растут просто от времени.
Да, так вот о фильме. Кармен играет Ольга Филиппова - не напрягайте память на фамилию. До фильма она играла в рекламе йогурта. В фильме она не запоминается, потому что в каждом эпизоде другая. То цыганка, то рокерша, то просто дорогая шалава-блаандинка. Это так и бывает с роковыми женщинами в нашей жизни - ты с ума сходил месяц или два, год или два, ты на стены лез и камни грыз - а потом лицо вспомнить не можешь.
Ну, а Игоря Петренко представлять не надо. Благодаря «Водителю для Веры» его вся страна знает. Но вот когда я его в «Кармен» увидел, я себя и всех тихонько поздравил: ребята, у нас появился собственный Ален Делон. Тот тоже начинал с криминала - и в кино, и в жизни.
Фильм начинается с параллельного монтажа - вот зэчек на фабрику загоняют гуртом, а вот сигареты скачут на конвейере. Понятное сравнение. Герои «Кармен» выбрали свободу. Это значит - жечь сигарету с двух концов, будучи примерно посередине.