Минобороны сняло с охраны сверхсекретную площадку базирования боевых железнодорожно-ракетных комплексов (БЖРК) под Костромой, которая немедленно превратилась в престижное место паломничества сталкеров.
Экскурсия в мертвый город
Несколько дней назад знакомые грибники поделились новостью, что во время «тихой охоты» всего в 20 с небольшим километрах от Костромы обнаружили «мертвый город».
Среди глухого леса перед удивленными грибниками предстал простирающийся на несколько гектаров поселок с заброшенными многоэтажными зданиями, котельной, бетонными дорогами и своими очистными сооружениями.
Территория гигантского города скорее напоминала место для съемок фильма в стиле «Хиросима после ядерной бомбардировки» или выставку декораций для компьютерных игр-«бродилок», чем жилую зону. Все железо и линии электропередачи в окрестностях оказались варварски выкорчеваны, а GPS-координаты города на картах всех известных поисковых систем странным образом упирались в белые пятна.
При детальном изучении «мертвый город» оказался сверхсекретной площадкой № 30 Минобороны, где до 2006 года базировались подразделения 10-й ракетной дивизии ракетных войск стратегического назначения. Они обслуживали смертоносное «оружие возмездия» - боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). Их задачей было обеспечить молниеносный ответный удар в случае нападения неприятеля. Для этого ядерные поезда были снабжены особым запасом прочности и живучести.
До недавнего времени попасть на эту территорию простому смертному, не обладающему спецдопусками к гостайне, было абсолютно невозможно. Подступы к бетонной дороге, ведущей на «тридцатку», надежно охраняли посты военной автоинспекции (ВАИ), а главные секреты БЖРК скрывались за тремя рядами колючей проволоки в абсолютно недоступных для посторонних глаз местах. Случайные грибники, забредавшие в эти края из лесной чащи, неминуемо оказывались в поле зрения бдительных вооруженных патрулей, которые жестко и доходчиво объясняли любопытным, что «сюда ходить не следует».
Прощай, оружие
Сейчас некогда секретнейшая площадка РВСН никем не охраняется и полностью разграблена. Миновав заброшенный пункт ВАИ, мы на обычном хетчбэке с клиренсом 14 сантиметров без труда преодолели участок «бетонки» и после поворота с основной трассы оказались на знаменитой станции «Ромашка», где обслуживались БЖРК, или «ядерные поезда».
То, что мы увидели, повергло нас в шок. Уникальное оборудование «Ромашки» выворочено с корнем.
Въезд на станцию перекопан в поисках цветмета. Украдено все, включая старые рельсы в зоне ремонта подвижного состава. На пункте постоянной дислокации РВСН довольно неплохо сохранились обвалованные землей гигантские бункеры для обслуживания головных частей баллистических ракет, однако мощные гермодвери, некогда способные выдержать ядерный удар, не устояли перед натиском вандалов с автогенами.
Почему-то копатели не тронули посты охраны и тройные ряды колючей проволоки, ограждавшей периметр.
По воспоминаниям служивших на базе очевидцев, раньше проволока, защищавшая «ядерный» участок, находилась под напряжением от 1 до 3 тысяч вольт.
Однако после того, как от удара электротоком здесь погиб молодой солдат, командование приказало напряжение снять.
- Солдат решил «срезать» путь, пройдя через участок, находящийся под напряжением. И его буквально «прошило» электротоком, - вспоминает один из офицеров-очевидцев ЧП.
Сейчас лестницы внутри бетонных «стаканов» безжалостно срезаны, а без них ни один часовой не сможет подняться на свой огневой рубеж для защиты периметра от непрошенных гостей.
Обломки «ядерного щита»
На одном из бетонных «стаканов» охраны зловеще красуется надпись «морг». Облезлые таблички с надписями «Не влезай - убьет!» больше никого не пугают. Судя по следам на земле, эти места облюбовали поклонники пейнтбола.
В этот район еженедельно приезжают десятки сталкеров со всей страны, желая запечатлеть остатки былой ядерной мощи. В выходной мы наткнулись сразу на две группы таких исследователей, бродивших по брошенным позициям с фотоаппаратами.
Стоит признаться, что общий вид бездарно уничтоженной и варварски разграбленной площадки, в создание и поддержание которой было вложено столько инженерного таланта и народных денег, производит довольно тягостное впечатление.
Неподалеку от «Ромашки» находится заброшенная станция «Василек», где располагались жилая и учебная зоны. Многоэтажные корпуса и казармы встречают посетителей зияющими дырами окон и полной разрухой. На земле валяются брошенные шинели, обувь, противогазы, ящики для оружия, химреагенты и документация по боевой и тактической подготовке.
На бумагах - инструкции с фамилиями и оценками курсантов, которые никто не потрудился уничтожить. Большинство зданий «мертвого города» находится в аварийном состоянии.
Передвигаться по крышам и этажам опасно для жизни из-за риска обрушения бетонных перекрытий.
Самым печальным зрелищем зоны оказалось гигантское мазутное озеро, разлившееся на месте бывшей котельной и отравившее почву окрест.
Кроме гигантских разливов мазута на площадке полно не утилизированных россыпей неизвестных химикатов.
Но никому, похоже, до этого нет дела. С момента расформирования дивизии прошло уже семь лет, а Минобороны до сих пор не потрудилось приступить к рекультивации площадки и привести загубленную землю в порядок.
Непобедимые ядерные поезда исчезли, а вместе с ними, судя по всему, пропали и окружавшие их понятия о воинском порядке и дисциплине.
Опасные «Молодцы»
Формирование ракетной бригады под Костромой началось в 1960 году. В 1961 году она была переформирована в 10-ю гвардейскую ракетную дивизию. В окрестных лесах началось строительство отдельных стартовых позиций ракет шахтного базирования, а с 1985 года состав дивизии приступил к опытной эксплуатации комплексов БЖРК.
Эти стратегические ракетные комплексы, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами РС-22, до сих пор не имеют аналогов в мире.
В состав БЖРК входили три тепловоза ДМ62, командный пункт из семи вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов, система закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС) и три пусковые установки с ракетами, которые создатели называли «Молодец», а натовцы окрестили «Скальпель».
В ракете находилось по десять боеголовок. Общая боевая мощь каждого БЖРК в десятки раз превышала мощность бомб, сброшенных на Хиросиму. Дальность полета ракеты составляла 10 тысяч километров, а себестоимость в ценах 1985 года достигала 22 миллионов рублей.
Общие же затраты обслуживания поездов со «Скальпелями» подсчетам не поддаются.
Известно, что в период действия «ядерного щита» в день личному составу дивизии требовалось на пропитание более 25 тонн продовольствия, не говоря уже обо всех остальных бытовых и военных нуждах.
Всего на вооружении Минобороны стояло 12 ядерных поездов, четыре из которых базировались под Костромой, считавшейся «головной» базой БЖРК. Еще две дивизии располагались в Пермском и Красноярском крае, но все сложнейшее оборудование для них обкатывалось в Костроме.
Каждый поезд был замаскирован под обычный состав из почтовых и рефрижераторных вагонов. «Особую» начинку в нем выдавала лишь усиленная колесная база, способная выдержать 100-тонную ракету.
Бывшие инженеры дивизии рассказали, как БРЖК обеспечивали невероятную точность ударов в эпоху, когда на вооружении Минобороны не было ни системы ГЛОНАСС, ни GPS.
Для того, чтобы ракета прилетела куда нужно, необходимо, чтобы в момент старта в бортовой машине точно определилось место, где она находится, и цель, куда она должна попасть.
- Через каждые 20-25 километров вдоль переездов ставились датчики. При движении поезда от вагонов шло широкополосное излучение в стороны. Каждый датчик имел свою резонансную частоту и был четко привязан геодезистами к месту на карте. Система также считала число оборотов колес поезда, прибавляя по 1,52 метра при каждом полном круге. На основании этих данных машина точно определяла местонахождение и пересчитывала полетное задание. Это позволяло комплексу производить боевой пуск на любой точке маршрута, - вспоминает один из офицеров-ракетчиков, служивших на базе.
Конец пути
Согласно договору СНВ-2, Россия должна была вывести из эксплуатации все ракеты «Скальпель». После одностороннего выхода США из договора по ПРО, Россия заявила о неактуальности этого соглашения.
Теоретически «Скальпели» могли продолжать нести вахту - так же, как знаменитые ракеты SS-18 «Сатана». Однако к 2007 году все комплексы БЖРК были сняты с боевого дежурства и уничтожены, легендарная костромская ракетная дивизия - расформирована, сотни опытных военных специалистов списаны на «гражданку».
Поначалу командование дивизии надеялось, что уникальную базу обслуживания поездов возьмет на свой баланс РЖД. Однако логистические затраты на поддержание станции в рабочем состоянии в 30 километрах от Костромы, видимо, оказались слишком высоки.
Вскоре после закрытия дивизии и вывоза ядерных боеголовок Минобороны перестало выделять деньги на охрану периметра зоны базирования БРЖК, и большинство дорогостоящего имущества комплекса оказалось попросту растащено.
В память о славном прошлом дивизии совет ветеранов-ракетчиков опубликовал
книгу «Стратегические ракетчики на Костромской земле», в которой было собрано множество воспоминаний очевидцев, свидетелей расцвета и печального заката костромского форпоста «ядерного щита» России.
Когда дивизию расформировывали, многие опытные ракетчики не могли сдержать слез, глядя на то, как варварски и бездарно уничтожается народное добро.
Костромская полиция не раз ловила воров, незаконно вывозивших с военных баз цветмет и бетонные плиты с дорог. Одну организованную группу, действовавшую под видом владельцев имущества, удалось даже привлечь за незаконное ношение формы. Но массового разграбления имущества части РВСН эти меры не остановили.
Сегодня единственным живым зданием этой мертвой зоны выглядит времянка охотников за цветметом, которые безвылазно живут в бывшем военном городке, ежедневно выискивая, чем бы еще таким поживиться.
В окрестностях бывшего пункта постоянной дислокации войск можно увидеть объявления о продаже по сходной цене бывшего в употреблении кирпича.
- Ракетные поезда были очень мощным фактором сдерживания. Конечно, при современной спутниковой связи вероятность их обнаружения близка к единице. Но сила БЖРК - в их мобильности. Предугадать, куда они поедут, невозможно. Выпущенная в них ракета летит 25 минут. За это время поезд может оказаться совсем в другой точке и избежать поражения, а затем, в течение трех минут после получения приказа, нанести ответный удар. Не случайно нас заставили от них избавиться, - рассказали офицеры-ракетчики.
Возможно, гигантская территория ракетной части могла бы снова пригодиться военному ведомству, официально заявившему о том, что оно планирует к 2020 году вернуть в строй БРЖК нового поколения на базе ракет типа «Тополь» или «Ярс».
Под Костромой все еще сохранились укрепленные для проезда тяжелых поездов железнодорожные насыпи и разветвленная сеть бетонных автодорог.
Однако теперь для восстановления столь бездарно разрушенного хозяйства и приведения в порядок изувеченной природы потребуются колоссальные ресурсы.