Карачаево-Черкесия. Дорога на Бермамыт

Sep 29, 2021 22:33






Не путать с дорогой на Мандалай, и с дорогой на Аса Бэй.


Без внедорожника лучше не соваться, хотя местные орлы, как это водится, и на Жигулях проезжать наблатыкались.


Перед Кичи-Балыком грейдер, и дальше 30 километров немилосердной грунтовки.


По хорошей погоде еще куда ни шло (хотя подвеске конец сразу же), а чуть развезет, так сплошная скользкая грязь.


Поодиночке лучше не ездить - сотовая связь не ловит. Если случится какой конфуз - хоть "мама" кричи, хоть "папа" - всё без толку.
А конфузы случаются двух родов - с горы свалишься, ибо в горах не бывают надежны ни лёд, ни скала, либо волки загрызут.


А волки тут - обыденная реальность.
Именно оттого отары, как встарь, сторожат алабаи. И работа пастуха здесь - не легкая прогулка, а настоящий суровый мужской труд, периодически связанный с актами героизма.


А волки ведь еще как поступают - нет бы они просто задушили барана, да уволокли себе в логово. Но волки не оставляют свидетелей, поэтому они сперва душат всех, и потом дохлых перетаскивают - так что вот только чуть зазевайся, и вообще без всего стада останешься.

Особенность этих мест, что в одну сторону взглянь - ровный блин.


А в другую сторону взглянь - отвесная стена.


Места дикие, с одной стороны, но с другой - и не особо.
Во-первых Бермамыт, что в последний десяток лет активно раскрутился до звания топовой достопримечательности (что совершенно справедливо), а во-вторых - пасущиеся стада, как сказал, и даже электрическая ограда им, дабы не разбегались.


И уборка сена - трава тут сама прет, приехал комбайном, накрутил стога - а один такой стог 2 тысячи рублей. На дороге, знаете, не валяются.


Есть в этом этот особенный эффект, свойственный тайге, тундре, пустыням, высокогорьям - на десятки километров может не оказаться живых людей, но все эти земли негласно распределены между местными, которые поднимают свой гешефт - здесь это карачаевцы.
И попробуй только сунься - и до некролога может дойти. Типа "загрызен волками, пулевое отверстие - их же лап дело". И никто не узнает, где могилка моя.


Но до этого, думаю, дойдет только если агрессивно упорствовать. Так-то жизнь в этих краях, после криминальных десятилетий, устаканилась, местные к этому привыкли, и хотя бронепоезд по-прежнему стоит на запасном пути, преимущества мира все аборигены успели оценить.


И сконцентрировались на том, чтобы обирать туристов - но мирно, и ко взаимному удовольствию.
Оттого кафешки в этой глуши - случаются.


И даже местная гордость, ласковый как теленок, приученный клянчить у транзитных вояжеров угощенья.




Хотя, конечно, рукотворные достопримечательности тут исчезают как класс практически полностью, оставляя место природным.


Если не считать достопримечательностью таинственную "Великую китайскую стену" - засекреченный советский проект, длинный-длинный ряд добротных бетонных блоков, которые тут устанавливали в условиях государственной тайны - а потом бросили.
Версий много, но ни одной однозначно бесспорной - так и не нашлось тех, кто пролил бы ясность, что это и на что нацеливались.


Конечно, Бермамыт, как финальная точка вояжа - вишня на торте. Но древние мудрецы давно просекли, что смысл пути не в цели, а в самой дороге. И даже остановка - тоже его часть.
Поэтому - болтаться 30 километров по бездорожью, подпрыгивая как поп от щелбанов Балды, это не для всех уже удовольствие подойдет, но мне всего-то 40 лет, я молод и горяч, оттого ценю путешествия не только из-за точки назначения, но и за процесс ее достижения.


Путешествия, Rosseûško-Matuško

Previous post Next post
Up