Везде одинаков Господень посев, и нет пред лицом Его ни эллина, ни иудея.
Паситесь, мирные народы, населяйте землю, и да равны будут не в облике, но в правах ваши города.
И увидит Б~г - это хорошо. И возляжет лев подле агнца. Помирятся арабы и евреи.
Но все-таки Сотона-Диавол, ворог и искуситель рода человеческого (и он же, как мы знаем из Аль Пачино, последний гуманист), внес разность средь Господней паствы, поделил овечек и их города.
И даже я, второй гуманист, после Аль Пачино (на свержение абсолютных авторитетов не претендую - субординацию надобноть знать), но и тот, считаю людей неравными.
И города их различными. И даже иногда желаю жену ближнего своего. В особо извращенной форме.
Есть во мне такое - всем град тот или иной может быть хорош, но все-таки если наличествует в нем настоящий средневековый замок - всегда град сей будет в моем внутреннем ранжире опережать град, замка такового лишенный.
Поэтому к
Ужгороду можно применить справедливое - мал, скромен, без амбициозного замаха. По окраинам - как везде, провинциальщина, плюс массированный цыганский элемент.
Но только доходит до «но зато…»: но зато можно пройти средневековой улочкой, в грубой брусчатке, и выйти до самого что ни на есть настоящего, средневекового замка, разменявшего вместе с городом уже больше тысячелетия (!).
Понятно, всю эту тысячу лет он менялся много раз, перестраивался.
А в последние века был во многом декоративным - так получилось, что по превратностям истории избежал осад, и из династических рук в другие династические руки переходил без масштабных боев.
Но все равно - это настоящий замок, настоящий бастион, вписанный в оды и легенды венгерской истории - и не только ее.
Но только для кого-то из пасущихся мирных народов, которых не разбудил чести клич, замок - это что-то из детских сказок, про драконов и принцесс.
А для Ужгорода - то, что видишь из окна.
То, что вздымается над городом, над его рынками, магазинчиками, шиномонтажами и прочей обыденностью, уравнивающей Ужгород с любыми иными градами мирных народов.
Замок в Ужгороде - то, куда можно обыденно прийти, и взглянуть с городских стен.
Аки Мороз-Воевода, что дозором обходит владенья свои.
И в Ужгороде так можно. А в целом ряде мирных городов, из одного из которых, вы, очень вероятно, чтите сейчас строки сии - нет.
И Яхве ль, Дьяволу ль на то пенять - решайте по своему личному субъективному мироразумению.