Жилье археолога - палатка
Еда археолога - консервы
Орудие археолога - лопата
Радость археолога - пожар
Счастье археолога - помойка
Мечта археолога - могила
Студенческие заповеди археолога
Есть науки точные, а значит вестимо есть и неточные. Как там - если есть домашние хозяйки, то где-то есть и дикие.
Довлатов считал, что чемпионом среди неточных наук является филология.
А я считаю, что история.
Есть история, то есть описание тех или иных событий. А есть историография - то есть то, как о этих событиях написали.
Потом начинается еще и политика, то есть то, как этими объяснениями сманипулировали, называя это патриотизмом, но о политике я уже разглагольствовал здесь, в эссе "
Суп с говном".
Как там у Жванецкого - "патриотизм - это ясное, четкое, аргументированное объяснение, почему мы должны жить хуже других".
Историю пишут пристрастные люди. Все люди пристрастны. Каждый живет в своей идеологии и не может быть от нее полностью свободен.
Хорошо когда есть кому опровергнуть написанное. Или противопоставить свое. А если нет?
Тогда появляется огромный простор для мифотворчества.
В истории начинают появляться события, явления и персонажи, который в действительности никогда не существовало.
По их поводу начинают разгораться споры. И хорошо если просто на словах, а то ведь нередко идет на ножи, и мифология начинает убивать.
Недалеко от
Орла лежит городище Гать.
Здесь слияние рек Цон и Оки.
Кто привык к широченной Оке, такой, какой она впадает в Волгу в
Нижнем Новгороде например, взгляните - здесь она такая, вьется ниткой.
Городище Гать - глинистый бугор.
На гребне система курганов, и еще через дорогу другая.
Это место способное немало рассказать, поэтому на него периодически начали наведываться археологи, первые целенаправленные раскопки датируются еще концом 19-го века.
Здесь укрепления, ямы бывшие жилищами, остатки мастерских.
Кто не знаком с историей и прикладной археологией все время задает один и тот же вопрос - кто здесь жил и когда?
Это очень сложный вопрос, и на него никогда не может быть однозначного ответа - выводы всегда делаются по крупицам, выводы зиждятся зачастую на умозрительных умозаключениях, информации всегда мало.
Кроме того - люди врут и люди ошибаются.
Да-да, совершенно верно - все что вы читали в учебниках истории, о чем многозначительно кивали ученые мужи - зачастую это всего лишь повторение совершенно пустых умозаключений.
На Гати жили какие-то люди. Скорее всего - уже более тысячи лет назад постоянно. А первые следы людей - период неолита, каменный век.
Хоронили своих умерших, людей с каштановыми волосами, убирая их грубой шерстяной вязью.
Украшали щипками глиняную посуду.
Изготавливали ножи.
Экспозиция Орловского краеведческого музея раскопками на Гати существенно пополнилась.
Кто здесь жил в обозримое историческое время?
Может славяне-вятичи, может скифы, может финно-угоры. В пользу и в опровержение каждой версии есть аргументы.
В 1615 году тут было укрепление Лисовского, воеводы Великого княжества Литовского, отчего курган иногда неофициально называют Литовским.
О, бедная Литва!
Я не знаю больше перевранную, скрытую, опошленную, искаженную, истоптанную, обгаженную историографию, чем историография Великого княжества Литовского в российской исторической традиции.
Великое княжество Литовское - самое мощное славянское государство своего времени, на фоне которого тогдашняя
Москва - зачуханное, дикое, маленькое, азиатское замордованное княжество, угол славянского мира, да, пожалуй, не слишком уже и славянского.
Но историю пишут победители - так появились эти знаменитые польско-литовские интервенты, про которых мало кто может сказать что-то внятное.
Все помнят как Минин с Пожарским изгоняли из Москвы польско-литовских интервентов, но никто не может назвать даты и обстоятельств - а когда эти самые непонятные польско-литовские интервенты Москву захватили? И как это они ее так интересно захватили, что никого это особо и не возмутило?
Это как история Смоленска - когда его отвоевывает Москва - это "возвращение русских земель". Когда Смоленск уходит под Княжество Литовское - "злые супостаты откусили у нас исконную русскую землицу!".
А вы никогда не хотели спросить сам Смоленск - он к кому больше хотел уйти?
Помню вообще позорный случай, когда на подписание союза России и
Беларуси, как братского государства, додумались подарить беларусам картину из культурных фондов, на которой была изображена
Оршанская битва.
Как-то никого из российских государственных мужей ничего не смутило - раз Орша в Беларуси, значит бьемся там вместе с братьями-белорусами супротив супостатов.
А что именно там братья-беларусы наваливают Москве смачных пиздюлей, это никому в голову не пришло.
Откуда им, и вправду, с такой историографией знать что там в Орше происходило?
Городище периодически принимало очередные раскопки, рассказывало о своих секретах.
Масштабное исследование удалось провести даже в суровые годы Гражданской Войны.
Но в конце 90-х городище как археологический объект начало приходить в запустение.
Не до того стало.
Тут бы с живыми разобраться, не то что мертвых откапывать.
Забурлили в 90-х разные сектанты и проповедники единственно правильных религий и учений.
Сперва что-то мутили родноверы. Устраивали языческие праздники. Потом это наскучило.
Буддийская и шаманская традиция примечательна повязыванием на деревья лент, как это живописно усеивает бурятские святые места байкальского
острова Ольхон.
Кто-то повязал на дерево пластиковый пакет.
Шаманство и язычество шлакоблочного века, пластиковое жертвоприношение неслышимой природе.
Застолбили место крестом.
И бросили.
Так и стоит, как на Голгофе.
Здесь можно было сделать историческое место, возить сюда туристические группы, экскурсоводы кудрявили бы живописные рассказы.
Но никому этого, похоже, не надо.
А ну их, мертвых! Тут с живыми бы разобраться.
Земля курганов распродалась. Под валы подползли дачи.
Орловское раздолье раскинулось в заречье.
Когда-нибудь, достаточно уже скоро, сюда придут отец с сыном, сын у отца спросит - "Пап, а что здесь такое? Что это за бугры? Кто здесь жил? Что здесь было?".
Папа хлебнет пивка: - "А хрен его знает, сынок. Ну был кто-то. Ну жил кто-то. Да какая, к черту, разница?..."