Орловская обл. Городище Гать. Литовский курган

Feb 01, 2014 14:30




Жилье археолога - палатка
Еда археолога - консервы
Орудие археолога - лопата
Радость археолога - пожар
Счастье археолога - помойка
Мечта археолога - могила

Студенческие заповеди археолога

Есть науки точные, а значит вестимо есть и неточные. Как там - если есть домашние хозяйки, то где-то есть и дикие.

Довлатов считал, что чемпионом среди неточных наук является филология.
А я считаю, что история.

Есть история, то есть описание тех или иных событий. А есть историография - то есть то, как о этих событиях написали.
Потом начинается еще и политика, то есть то, как этими объяснениями сманипулировали, называя это патриотизмом, но о политике я уже разглагольствовал здесь, в эссе " Суп с говном".
Как там у Жванецкого - "патриотизм - это ясное, четкое, аргументированное объяснение, почему мы должны жить хуже других".

Историю пишут пристрастные люди. Все люди пристрастны. Каждый живет в своей идеологии и не может быть от нее полностью свободен.
Хорошо когда есть кому опровергнуть написанное. Или противопоставить свое. А если нет?
Тогда появляется огромный простор для мифотворчества.
В истории начинают появляться события, явления и персонажи, который в действительности никогда не существовало.
По их поводу начинают разгораться споры. И хорошо если просто на словах, а то ведь нередко идет на ножи, и мифология начинает убивать.

Недалеко от Орла лежит городище Гать.



Здесь слияние рек Цон и Оки.



Кто привык к широченной Оке, такой, какой она впадает в Волгу в Нижнем Новгороде например, взгляните - здесь она такая, вьется ниткой.



Городище Гать - глинистый бугор.
На гребне система курганов, и еще через дорогу другая.
Это место способное немало рассказать, поэтому на него периодически начали наведываться археологи, первые целенаправленные раскопки датируются еще концом 19-го века.

Здесь укрепления, ямы бывшие жилищами, остатки мастерских.



Кто не знаком с историей и прикладной археологией все время задает один и тот же вопрос - кто здесь жил и когда?
Это очень сложный вопрос, и на него никогда не может быть однозначного ответа - выводы всегда делаются по крупицам, выводы зиждятся зачастую на умозрительных умозаключениях, информации всегда мало.
Кроме того - люди врут и люди ошибаются.

Да-да, совершенно верно - все что вы читали в учебниках истории, о чем многозначительно кивали ученые мужи - зачастую это всего лишь повторение совершенно пустых умозаключений.

На Гати жили какие-то люди. Скорее всего - уже более тысячи лет назад постоянно. А первые следы людей - период неолита, каменный век.
Хоронили своих умерших, людей с каштановыми волосами, убирая их грубой шерстяной вязью.
Украшали щипками глиняную посуду.
Изготавливали ножи.

Экспозиция Орловского краеведческого музея раскопками на Гати существенно пополнилась.

Кто здесь жил в обозримое историческое время?
Может славяне-вятичи, может скифы, может финно-угоры. В пользу и в опровержение каждой версии есть аргументы.

В 1615 году тут было укрепление Лисовского, воеводы Великого княжества Литовского, отчего курган иногда неофициально называют Литовским.
О, бедная Литва!
Я не знаю больше перевранную, скрытую, опошленную, искаженную, истоптанную, обгаженную историографию, чем историография Великого княжества Литовского в российской исторической традиции.

Великое княжество Литовское - самое мощное славянское государство своего времени, на фоне которого тогдашняя Москва - зачуханное, дикое, маленькое, азиатское замордованное княжество, угол славянского мира, да, пожалуй, не слишком уже и славянского.

Но историю пишут победители - так появились эти знаменитые польско-литовские интервенты, про которых мало кто может сказать что-то внятное.
Все помнят как Минин с Пожарским изгоняли из Москвы польско-литовских интервентов, но никто не может назвать даты и обстоятельств - а когда эти самые непонятные польско-литовские интервенты Москву захватили? И как это они ее так интересно захватили, что никого это особо и не возмутило?
Это как история Смоленска - когда его отвоевывает Москва - это "возвращение русских земель". Когда Смоленск уходит под Княжество Литовское - "злые супостаты откусили у нас исконную русскую землицу!".
А вы никогда не хотели спросить сам Смоленск - он к кому больше хотел уйти?

Помню вообще позорный случай, когда на подписание союза России и Беларуси, как братского государства, додумались подарить беларусам картину из культурных фондов, на которой была изображена Оршанская битва.
Как-то никого из российских государственных мужей ничего не смутило - раз Орша в Беларуси, значит бьемся там вместе с братьями-белорусами супротив супостатов.
А что именно там братья-беларусы наваливают Москве смачных пиздюлей, это никому в голову не пришло.
Откуда им, и вправду, с такой историографией знать что там в Орше происходило?

Городище периодически принимало очередные раскопки, рассказывало о своих секретах.
Масштабное исследование удалось провести даже в суровые годы Гражданской Войны.

Но в конце 90-х городище как археологический объект начало приходить в запустение.
Не до того стало.
Тут бы с живыми разобраться, не то что мертвых откапывать.



Забурлили в 90-х разные сектанты и проповедники единственно правильных религий и учений.
Сперва что-то мутили родноверы. Устраивали языческие праздники. Потом это наскучило.

Буддийская и шаманская традиция примечательна повязыванием на деревья лент, как это живописно усеивает бурятские святые места байкальского острова Ольхон.
Кто-то повязал на дерево пластиковый пакет.
Шаманство и язычество шлакоблочного века, пластиковое жертвоприношение неслышимой природе.



Застолбили место крестом.
И бросили.
Так и стоит, как на Голгофе.






Здесь можно было сделать историческое место, возить сюда туристические группы, экскурсоводы кудрявили бы живописные рассказы.
Но никому этого, похоже, не надо.



А ну их, мертвых! Тут с живыми бы разобраться.



Земля курганов распродалась. Под валы подползли дачи.

Орловское раздолье раскинулось в заречье.






Когда-нибудь, достаточно уже скоро, сюда придут отец с сыном, сын у отца спросит - "Пап, а что здесь такое? Что это за бугры? Кто здесь жил? Что здесь было?".
Папа хлебнет пивка: - "А хрен его знает, сынок. Ну был кто-то. Ну жил кто-то. Да какая, к черту, разница?..."


memento mori, Путешествия, Rosseûško-Matuško

Previous post Next post
Up