Падает ночь на спальный район. А мне не до сна. Думы, тянутся как розовая тянучка.
Настало время осенней печали, чувства, обозначающего финальную стадию проживания потери.
Московский район Митино я зову малой Родиной
Хотя какая это малая Родина - это уже очень так большая Родина. Ни с одним из мест моей жизни я не был связан столь долго.
20 лет, так или иначе.
Первый раз я попал сюда в свои 14 лет - переселившись в квартиру, где мои родители до сих пор и живут. И где я и по сей день прописан.
Тогда это были дальние выселки, один из самых первых выбросов Москвы за МКАД, построенные на месте снесенной деревни и военного городка, от которого осталось единственное высотное здание домикрорайонной эпохи - девятиэтажка рядом с современным метро Митино.
Да, тогда никто не мог мечтать о метро, хоть и разговоры шли.
К хорошему быстро привыкаешь - это сейчас метро "Пятницкое шоссе" в одной минуте быстрой ходьбы от подъезда, а тогда надо было идти на остановку, втискиваться в набитый Икарус, пробивать в компостере корешок крошечного билетика, дышать зимнюю дорогу в заиндевелые узоры окна, до Тушинской.
Здесь, в Митино, я пошел в новую школу.
Переживал и волновался перед новым коллективом - страшно было вновь с нуля пробивать себе место в жизни, но в определенном смысле мне очень повезло - школа была новая, как и микрорайон, и все в класс пришли из разных мест, не было уже сцепленных компаний и группировок - они начали формироваться позже.
Хотя нрав времен, несмотря на фон и напряжение 90-х, всё-таки был скорее миролюбивым - спасала столичность, что ни говори, а бреющие полёты драконов перемен в столицах переживались легче, чем на перифериях.
В Митино тогда жил Жириновский, и прочий бомонд в лице разных Бари Алибасовых, Богданов Титомиров и прочей шелупони, имена которых молодым ничего не скажут - и слава Богу.
Был целый депутатский дом, от которого по утрам отчаливали черные сперва Волги, а потом мерины.
Вспоминаю это всё сейчас, а это словно было не со мной.
Особенно странное ощущение осталось от исчезновения из моей жизни одноклассников.
Когда я уходил из школы, мне удалось откосить от выпускных экзаменов.
И получалось так, что единственный возможный повод мне остаться в
Москве - посетить выпускной вечер.
А мне он, выпускной вечер, был ни к чему.
Оттого я в середине мая уехал на каникулы к бабушке,
в Волгоградскую область, и на этом школа из моей жизни исчезла.
Это было странное ощущение - отсутствие точки. Отсутствие закрытого гештальта.
Я просто пришел в школу в один из майских дней. А в следующий майский день уже не пришел - и на этом все кончилось. Школа растворилась как мираж. Я ни с кем не попрощался. Никто не попрощался со мной.
Начали расплываться в памяти черты лиц, имена, забываться компании и события.
Но иногда - конечно, заиграет любопытство - полазить по социальным сетям, посмотреть - а кто кем стал?
Наверное многие из вас мониторили бывших одноклассников - чуть стыдливо так, украдкой - словно за чем-то недозволенным в замочную скважину наблюдать - было такое?
Что управляет мной в такие моменты, помимо простого любопытства?
А хочется сюрпризов. Что-то чья-то судьба удивила. Или злорадного удовлетворения, когда чья-то судьба так и не стала яркой - когда с фотографий смотрит всё то же лицо одноклассника, только чуть потолстевшее, чуть добавившее самодовольства.
Что-то злорадное и гадкое в этот момент шевелится внутри.
У вас не так? Вы посвятее моего будете?
Есть в этом одна из форм заигрывания со смертью.
В Митино есть сумасшедший дом (Пятницкое шоссе 27/1) - по периметру уставленный творениями сумасшедшего скульптора.
То, что он делает, не есть сумасшествие само по себе - тут в основном бюсты известных исторических личностей, но крайне сумасшедшим является сам окружающий антураж - буквой "Г" изогнутый дом с неудобным двором, проклятием
таксистов (это когда чёрт знаешь сколько едешь к дальнему подъезду по узкой дорожке, лавируя между припаркованными под противоречащими законам физики углами машинами, а доехав до конца выясняешь, что тут тупик и места развернуться нет - изволь точно так же лавировать задом обратно).
Жуков
Безошибочно узнаешь его по квадратной челюсти
(На Арбате):
Внезапно Лермонтов
Внезапно Железный Феликс в компании с русалкой
Кто-то с окладистой шумерской бородой
Хаммурапи без табличек
Здесь и днем безумно встречаться с памятниками, а ночью тут и вовсе снисходит что-то мистическое.
Особенно когда лики (Брежнев, знакомьтесь) освещаются красными автомобильными фонарями
Я хожу сюда как на
кладбище - пообщаться с призраками
На кладбище лежат те, кто ушли в своем материальном теле. А тут лежат призраки - мои личные призраки.
И мне нравится с ними говорить. Здесь, посреди спального района
В этот раз почему-то вспомнились мои одноклассники. Я долго-долго лазал по социальным сетям. Вспоминал какими их помню, смотрел на то, кем они стали.
Мало кому обрадовался, поймал себя на этой мысли. А тех немногих, которых хотел найти - не нашел. Пашку Яковлева, например.
Пашка Яковлев - типичный архетип Ареса, бога войны.
Маленький, веснушчатый, типаж школьного хулигана из "Ералаша". И словно вылитый живьем из стали. Невероятно сильный.
Он мог выйти на пять минут в булочную за хлебом, и то успеть подраться.
Дрался он много. Он привлекал драки, они постоянно вокруг него случались.
На моих глазах как-то против него одновременно вышло четверо дюжих человек - он уложил всех четверых. Невероятный, яростный зверёныш. Стальная боевая машина.
Как истинный Арес - он ценил мужскую дружбу, для него боевое братство было важнейшим. Он помнил добро.
Он был очень опасным врагом и бесконечно надежным другом.
У него было обостренное чувство справедливости.
Его коробило, когда у учителей были любимчики. Он холодно презирал училку литературы, которая ставила своим любимчикам хорошие оценки просто за то, что они весь урок кивали и говорили ей "да-а! да-да... да-а-а".
А был и другой эпизод - он много изводил молодую тетку-учителя истории. Сказать, что у них была война - это ни о чем не сказать.
Но в конце года она ему честно поставила его пятерку - на которую он предмет и знал, хотя у нее были все возможности на нём безопасно отыграться и отомстить. Она не стала этого делать, и он прекратил ее травить - он очень уважал честность и благородство. Он сполна это оценил, счел это справедливостью и ответил уважением.
Как типичный Арес - он тосковал по войне, ему было скучно.
Я за него боялся, что однажды он не сможет себя удержать, не сможет встроить свой взрывной нрав в лицемерие гражданской жизни. Не сможет адаптироваться.
Так оно и произошло - он избил какого-то случайного знакомого (который, по словам самого Пашки, сам на него неожиданно, без видимой причины, напал - я ему верю, это было вполне в его духе, таких притягивать), который, на беду, оказался ментом.
Тянулось дорогое дело, адвокат сделал невозможное - Пашка отделался условным сроком.
Но я за него переживал еще сильнее - другой подобный инцидент засадил бы его за решетку надолго.
Я знал, что Пашка нашел себе девушку в
Брянской области, и часто ездил туда - и к ней, и просто, меньше светиться в Москве, которая затягивала его в криминальные компании.
В какой-то момент он пропал, и больше я его не смог найти.
Я не знаю где он. Он может быть сейчас в тюрьме, может быть на войне.
Я скучаю по нему. Мне бы очень хотелось, чтобы эта его бестолковая, но честная и подкупающе обаятельная жизнь продолжалась.
Зато нашел в соцсетях Анну Л.,
о которой не так давно вспоминал:
"С нами ездила девушка, Аня Л., в которую я был неистово влюблен. Я таял от одного её присутствия. У неё была очень особая, тонкая, козерожья красота, походка как у беговой лани и чувственный, возбуждающий, грудной, ласковый, вкрадчивый голос. А еще она была отличница, а я был задрот, и я горестно назначил себя не имеющим никаких шансов.
Тогда, в
Питере, был единственный раз, когда мы поговорили (она была из параллельного класса). Не помню о чём, я помню только, что изо всех сил старался не покраснеть. А после этого был весь томим невероятной истомой, словно всё тело изнутри гладят кошки".
Она мало поменялась, эта особая, изящная козерожья красота, не подвластная времени, которая с годами становится только тоньше и благороднее.
Много фотографий, где она гибкая, стройная, интересная. И неизменно одна.
Не знаю, кто ее фотографирует.
Причем ладно бы не было ее в мужской компании - в компании подруг тоже нет фотографий.
Одна в
Италии, одна в
Испании, одна средь монастыря, одна на вечеринке. Везде одна.
Много обращается к Друзьям (пишет с большой буквы) - неясно кто они такие. Много стихов, которые и в 15 лет уже звучат наивно - "та-дам та-дам, где же настоящие мужчины-рыцари? Та-дам та-дам, которые будут пять лет нас завоевывать, падать на колени, стреляться на дуэлях, и за все это время даже не намекнут на постель, и верные, и красивые, и поэмы посвящать, и серенады петь и та-дам та-дам та-дам...". Много гордых фраз из серии "лучше одной, чем с кем попало", и все эти юношеские романтизмы - "все кругом в царстве пошлости, а я всё еще верю в добро и любовь" - почти дословно.
Она социально успешная. И очень какая-то личностно незрелая.
Меня это впечатлило. Возможно оттого, что я в свои подростковые годы назначил её для себя недосягаемой небожительницей.
Она - богиня бальных танцев, ее знает вся школа, а я - нескладный, очкастый подросток, играющий в приставку.
Она - лучшая ученица школы - до сих пор её портрет на самом видном месте, на стенде при входе - лучшей ученицы за все остальное время школы так и не свершилось. Как иду на выборы, забрать на память очередной избирательный бюллетень в коллекцию - смотрю на нее с нежностью, любуюсь.
А я ведь её как человека и не знаю. Она осталась для меня чем-то неземным, платоническим, грёзой, которая волшебна ровно до тех пор, пока она недосягаема.
Я её придумал для себя, а тут - странно увидеть ее живым, несовершенным, хотя и по прежнему очень обаятельным человеком.
Вообще, что-то у меня с именем Анны связано особое - мои самые
первые сексуальные детские переживания тоже были связаны с Анной, Анной О., и, как-то внезапно сопоставил, Анна Л. и Анна О. - достаточно похожи, какого-то схожего типажа (последняя живет сейчас в
Донецкой области - тоже, вполне себе успешная. И ни одного мужчины на фотографиях рядом, ни одного о мужчинах слова).
Вспоминается Набоков, Коллет, ставшая прототипом умершей Анабеллы - незакрытое, прерванное переживание, приведшее чередой терзаний к встрече с Лолитой.
Как много, оказывается, вообще могут значить в жизни люди, и их придуманные образы, даже если реальное время встречи ограничилось минутой.
Просто набрал в соцсетях свою школу и год выпуска, и пошел смотреть людей.
Вот Сергей Ц. - мерзкий человек. Я еще тогда вспоминал Шукшина - таким мерзким только в милицию идти. Ну и да, никакого сюрприза - мент.
Вот Наталья М. - она была застенчивой и рослой, и своего высокого роста стеснялась. Как мне потом передали - она была в меня влюблена. Если бы мне сказали тогда, в школе - я бы не поверил. Как это - симпатичная девушка влюблена в меня? В меня? Влюблена? Не смешите мои тапочки!
Антон В. - харя не пролазит в дверь.
Евгений Т. - всегда искусственно поддерживал имидж эдакого сладенького красавчика, и довел его до абсурда.
Николай М. - был худощавого телосложения скинхед. Я знал, что он увлекся тяжелой атлетикой. Мама-дорогая! Его лицо не изменилось, но к голове словно приставили скопище громадных, накачанных шаров, тягающих штанги.
Руслан - один из немногих приятных людей. Очень какой-то порядочный, человечный. Собирает деньги, какие-то немыслимые миллионы, на операцию сыну в Штатах.
Вера - работает в банке, не замужем, детей нет. Юля - работает администратором в магазине, не замужем, детей нет. Анна К. - врач, не замужем, детей нет. Елена Л. - лаборант в НИИ, не замужем, детей нет.
Вера, Ольга, Татьяна, Наталья и еще 15-20 человек девок - работают, не замужем, детей нет, и фамилии не менялись.
Почти у всех - фотографии без мужиков. Практически у каждой - эти фирменные, копируемые слоганы и обороты - "просто я стопроцентная женщина!". Или фотка с томным взглядом на фоне стены турецкого отеля - "меня трудно найти, легко потерять и невозможно забыть!".
После окончания школы я лишь один раз целенаправленно встретился с бывшей одноклассницей - Мариной.
Причем инициатива была ее. Она разыскала сама мой профиль в соцсетях, увидела мои фотки и написала заглавными буквами ошарашенно - "ЭТО ТЫ???!!!! ЭТО ПРАВДА ТЫ???!!!".
Так получилось, что из своих одноклассников я изменился наиболее радикально.
- "Был мальчик-одуванчик, а сейчас такой мужик!" - с неподдельным одобрением мне сказала Марина, когда мы с ней встретились.
Марина - красивая девка. Экстравагантно одевалась - чем доводила меня в школьные годы до бурления.
Пожалуй сексуально она была самой привлекательной для меня из одноклассниц.
За два года учёбы в одном классе мы даже не поговорили ни разу диалогом.
Странно было встретиться с ней позже, и поговорить так, как будто мы два года совместной учебы, в 10-11 классах, только и были неразлучными друзьями.
- "Юля стала архитектором, работает у богатеев на Рублевке, Оксана ушла работать секретаршей, и сейчас от шефа в третий раз в декрет уходит" - рассказывала мне Марина судьбы одноклассников известные ей - "Таня стала парикмахером, Юля стилистом, Нелли лесбиянкой" - последнее, произнесенное как социальное достижение, мне понравилось особо.
- "Про Пашку Яковлева что-нибудь слышала?" - с надеждой спросил я, они еще и жили в одном доме
- "Отметелил он года три назад тут под подъездом кого-то. Но это давно было. А так - ничего не знаю. Пропал"
Очень тепло с Мариной попрощались. Договорились как-нибудь встретиться вновь, и, разумеется, больше не встретились.
Были слухи, что кто-то из активистов собирал сбор одноклассников. Но меня никто об этом известил.
А становиться инициатором самому - ну как-то резона нет.
Увижу я этих людей, которые исчезли из моей жизни теми майскими днями - что я им скажу? Что они скажут мне?
Как кто-то сказал про сборища бывших одноклассников в соцсетях - они нужны для того, чтобы трахнуть таки тех, кого не успел трахнуть тогда.
А мне даже и это не сильно интересно.
Аню Л. я так и хочу оставить романтичной грёзой своего подростковья. Хочу запомить её недосягаемой.
А остальных, кого "трудно найти, легко потерять и невозможно забыть" - нашел легко, забыл безболезненно.
А у вас как с одноклассниками?
Мониторили ли по соцсетям? Бывали ли на встречах выпускников? Удивил ли кто-нибудь вас?
Я прощаюсь с головами. Благодарю их.
И иду дальше. Напевая Кинга Даймонда "Головы на стене". Один.
Какие-то призраки сегодня нашли своё навечное успокоенное пристанище.
Click to view
Там им и место.
Мёртвые к мёртвым. Живые к живым. Призраки к призракам.