Иду я, значит, по Гранатному переулку, никого не трогаю, починяю примус
И вдруг, у готичной усадьбы, где ныне Дом архитектора (губа у архитекторов не дура, блин, славный будынок отграбастали) - толчея, сполохи, суета суёт (и чепуха чепух) и полное светопреставление.
Навстречу бегут мужики в кепках, руками машут, не пущают - перегородили весь переулок, снимают кино.
Подъехала тачка, подбежали к ней ряженые репортёры, пыхнула ретро-фотовспышка.
Из машины мадам, толпа одолевает ее репортерскими глупейшими вопросами
Я никогда не понимал - какой смысл задавать сразу влёт столько расспросов, из серии "герцогиня, это вы убили герцога Альбенбаххера?!".
Да, вот если она убила - прямо вот тут вам на пороге и расскажет, ага.
Отъехала каретка с камерой, мужики на заднем фоне создают антураж, стаскивают с грузовичка антикварные часы.
Место хорошее выбрали, фактурное.
Что за фильм, кстати, знает кто?
Меня всегда впечатляло, сколько вообще людей задействовано на съемках ("и каждый жрать хочет!" - как недобро любила прибавлять при виде на любую толпу моя бабушка).
Впечатляло, что самого дубля - считанные секунды, а подготовки к нему - порой на часы.
Ходят ряженые, с озабоченным видом поправляют софиты осветители, монтируют рельсы для камеры подсобные мужички, катаются операторы.
Гримеры постоянно обметают специальными кисточками лица - излишняя потливость - враг киноактера.
Вы вообще хотели когда-нибудь стать киноактером? Я только порноактером, да и то, как узнал про то, как на самом деле снимается порно, так задумался, надо ли оно мне.
Одно дело порно как искусство, другое - скучные, рутинные съемки долбежных видеорядов, в перерывах между которыми устало курят несчастные голые люди.
Недаром меня профессиональное порно давно не интересует (в противовес к повышенному интересу к любителям).
Еще есть огромная разница между киноактером и театральным актером - и последнее мне более интересно.
Театральный актер вживается в образ, выходит на сцену, и проживает там другую жизнь.
А киноактеру важнее умение входить-выходить, включаться-выключаться.
Кадр идет считанные секунды - включиться на них. Как только прозвучало "стоп, снято!" - выключиться.
Это не лучше, не хуже, это просто иная специфика.
Есть актеры, которые и на театральной сцене хороши, и на съемочной площадке.
А есть те, которые однозадачные. Хороши в чем-то одном, и совершенно мимо в другом.
Это Андрей Соколов (Сергей в "Маленькой Вере") такой, например - вижу его перед камерой - красава, молодец, по щелчку ныряет в роль, по щелчку выныривает. Прирожденный киноактер.
А на театральной сцене, в Ленкоме три раза его видел, во "Всё оплачено", в "Пролетая над гнездом кукушки", и еще в чем-то, "Визит дамы", кажется - не то. Чего-то не хватает, запала какого-то, гипнотического актерского транса.
У вас были какие-то взаимодействия с киношным миром вообще? Может имели, или имеете, отношение, может снимались где? Может знакомы с кем-то с киноэкрана?
У меня есть специфический опыт - я снимался в главной роли в целых двух фильмах.
Правда актеров там всего двое, каждому по 16-17 лет, из оборудования - видеокамера и кассетный магнитофон, и съемки происходили в глухих
хуторах Волгоградской области, но, с другой стороны - фильмы получились в имеющихся условиях весьма крутыми.
У меня в видеозаписях
ВКонтакте гляньте - Князь Добрыня и Сын Добрыни
Короче, рассказываю - уезжал я на лето к бабушке, общался там со своими троюродными братьями, которые тоже, в свою очередь, приезжали к своим бабушкам (сестрам моей бабушки - Санта-Барбара, да).
Отец моего троюродного брательника Дрюши был директором завода в Сарове (Арзамас-16), связанным, правда, не с ядерной физикой, с которой в городе, ядерном центре России, связано почти всё, а с выпуском передвижных будок-ларьков, на которые, учитывая размах мелко-челночной торговли, спрос был изрядный.
Ну, подарили ему, как директору, видеокамеру - вещь на то время просто за гранью человеческой роскоши.
Ясное дело - поигрались немного, покорчили в объектив рожи, помахали руками и остыли.
Дрюша камеру у родителей изъял, не встретив сопротивления. И предложил мне снять фильм.
Что за фильм - мы, разумеется, не знали. Решили что-нибудь про супергероя, который вновь спасает мир (ибо больше некому), попутно прокатив все штампы из дико популярных тогда боевиков.
Начали придумывать примерный концепт - и как-то родилось несколько абсурдное и скоморошье словосочетание Князь Добрыня - она тогда нас веселило так, что приступить к съемкам мы смогли только на следующий день - безобразно ржали как кони.
Первый кадр решили записать просто посмотреть, как оно выйдет - залезли для того на чердак.
У меня был кассетный магнитофон, и штук 15 кассет. Поставили Sepultura "The Curse", где шумит ветер, бьют
апокалиптичные колокола и зачитывает демонский голос что-то про теннис в Зимбабве (ну правда, слышится что-то про теннис в Зимбабве). Я снимал и "переводил" текст гнусавым голосом Володарского.
Дрюша распахнул крышку входа на чердак и демонически появился, символизируя прибытие Сил Зла на Землю через магический портал.
(Князь Добрыня, 2:15 - второй кадр в фильме, после вступления от рассказчика).
Полученный кадр нас так впечатлил, что мы продолжили немедля.
Сценарий придумывали по ходу. Многие сюжетные ходы по ходу пьесы перестали вязаться друг с другом - пришлось придумывать новых персонажей и новые объяснения.
Кстати о персонажах - актеров было на хозяйстве всего два - собственно я и собственно Дрюша.
А нам пришлось играть всех, ВСЕХ кто есть в фильме.
Поэтому главное не то, какой сейчас актер в кадре, а как он выглядит - Добрыня ходит в майке Kiss, Император Тьмы - в майке Металлики (шорты на Императоре Тьмы - это фигня. Майка Металлики есть? Есть - значит это Император). Крестьяне - в кепках, рыцари - в балахонах и с тяпками (в качестве оружия).
Один раз у нас, правда, мелькает массовка, для обозначения крестьянского восстания Стеньки Разина, и в кадре появляется одновременно аж 3 человека - приспособили к делу еще одного троюродного брата, Антона, и уличного собрата из соседнего двора, по кличке Румын (оба персонажа, Антон и Румын, появятся в фильме, в качестве Воинов Тьмы).
Иногда мы их приглашали просто посидеть в кадре, но потом выяснили, что можно нарядить стул или что-то еще неодушевленное, а в камере конечный вид примерно одинаков.
Поэтому мы часто в кадр, для создания иллюзии многолюдности, затаскивали так называемые наряженные "пеньки".
Напоминаю, это время, когда слово интернет - это что-то из области далёкого будущего из "Терний к звездам". У нас была камера, специальный адаптер, благодаря которому кассету видеокамеры можно было смотреть на видеомагнитофоне.
Возможности как-либо наложить звук позже не было - всё, что мы снимали, мы снимали одновременно с играющим магнитофоном.
Магнитофон-кассетник - у него западала клавиша и звук становился глухим. Приходилось придерживать пальцем клавишу play, или вставлять туда, как шпингалет, специальный кусок пластмассы.
Музыки было мало - подбирали звукосопровождение из того, что было.
Кассета для видеокамеры была всего одна, а купить еще одну в той глуши не было возможным - это очень стесняло и ухудшало качество отснятых дублей.
Снимали мы фильм в общей сложности полтора месяца.
Съемки происходили в двух хуторах и их окрестностях.
Засветили частные дома, дворы, огороды, станцию по ремонту комбайнов (я, глядя в камеру, эффектно отшвыриваю в сторону перед боем снятую с головы кепку - она попадает прямехонько в бак с мазутом).
Железную дорогу (в сцене драки на рельсах чуть не сломал себе колено), два пруда, силосную яму, развалины коровника и полевого аэродрома - в общем всё, что можно было найти.
В фильме два крутых трюка - оба раза каскадером был я - падал с крыши (Князь Добрыня, 30:20).
Опаснее было второе падение - я чуть не покалечился, но, досадно, самый опасный трюк вовсе не выглядит самым зрелищным.
Это как в фильмах с Джекки Чаном - смотришь неудачные дубли, и выясняется, что какой-нибудь завораживающий трюк он сделал с первого раза, а на каком-нибудь проходном моменте, который в фильме две-три секунды, мало кем заметные, в очередной раз изломался. (Был когда в
Предъямском замке в
Словении, где снимались "Доспехи бога", так посмотрел с какой башни он на съемках прыгал - вот же псих!).
Кстати про Джекки Чана - больше всего в его фильмах (за исключением совершенно поразившего меня "Инцидента в Синдзюку", где Джекки Чан внезапно выступает режиссер и остро драматический актер, без тени комедии) мне нравятся финальные титры - оттого что, кто знает? - правильно, параллельно идёт подборка лучших неудачных дублей.
Разумеется - мы сделали такую же. Неудачных дублей много - в основном (как мы поняли на съемках Джекки Чана и посочувствовали ему!) из-за смеха.
Смеха и правда много - драматический кадр, сидит крестьянин на пожарище своей деревни. К нему подходит главный герой, и только крестьянин готовится пожаловаться на горькую судьбину - в кадр вбегает развеселый пёс Тузик. Мы в ржач, Дрюша подскакивает, хватает старческую трость как клюшку для гольфа, и готовится Тузика из кадра выпульнуть - ржем еще дольше.
Звуки выстрелов у нас имитировал детский китайский пистолет-пищалка - перепутали мы звук, и в кадре, вместо размашистого "бух!" звучит совершенно издевательское "пиу-пиу-пиу!". Мы в ржач.
В день - один-два-три кадра. Редко больше.
Иногда просто физически можно было снять только один кадр в сутки - например со сценой боя, когда противники прямо в одежде падают в воду озера - озеро было далеко, доехать сподручно лишь один раз за день - а второй дубль со сценой падения в воду уже не снимешь - одежда мокрая. Так мы три дня и ездили снимать один дубль - две попытки вышли неудачными.
Я понимаю теперь, как идут съемки - два часа подготовки и пять секунд дубль.
Работы было уйма. Она, конечно, счастье, азарт, восторг, упоительная игра, но объективно - трудно фильмы снимать. Я это хорошо теперь знаю.
Зато какое было счастье, когда работа была закончена!
Там была еще адская работа по монтажу - записывать с одной кассеты видеомагнитофона на другую, возиться по полчаса порой с пятисекундными дублями.
Но я никогда не забуду того ликования, когда мы гордо пригласили всю деревню на кинопремьеру, и кинопремьера прошла на ура.
Фильм мгновенно стал культовым.
Надо понимать - это время, когда нет интернета, нет компьютеров - только-только
в каждом доме по видаку появилось.
А тут - целый фильм, на видео, большой, цельный, веселый - мы проснулись знаменитыми. Фильм знакомые смотрели целыми компаниями. Мы вдохновили на эксперименты.
Фильм переписывали, я записал на три аудиокассеты отдельно весь фильма саундтрек.
Несколько раз меня узнали незнакомые люди. Много раз я слышал цитаты, мгновенно из фильма растасканные ("Да ты, отрок, непослушник?! Тогда ты умрешь!", "Они разрушили мой замок, они растоптали мою честь. Они поработили мой народ. Они спёрли мои сапоги..." - на самом деле мы просто банально не нашли для съемок сапог, и пришлось злодейства Императора Тьмы над поверженным рыцарем расписать еще и так).
Много раз устраивались показы, где я жал на паузу после каждого дубля, при процессе просмотра, и рассказывал длинную историю - а как этот дубль снимался. Народ слушал затаив дыхание.
Фурор от фильма был столь велик, что на следующее лето мы как-то уже и не сомневались - будем снимать вторую серию.
Лучше подготовились, и технически, и морально, и опыт уже огромный.
Если про первый фильм сомневались, то про второй сомнений не было - сдюжим.
И сдюжили - на следующее лето появился "Сын Добрыни" - более лихой, развязный, абсурдный.
Культ продолжался. Фан-клуб процветал.
Сейчас прошло с "Сына Добрыни" 17 (!) лет. Фильм не потерял своего очарования, просто сейчас фильм может на гаджет записать любой школьник, и ему не надо ни уклоняться от глушащего звук ветра, прижимая клавишу магнитофона, не надо сидеть по ночам, переписывая отснятые дубли с рабочей кассеты.
Но я то помню истинную цену трудов, поэтому до сих пор фильмом горжусь.
Я не умею заливать фильмы на ютуб, или еще куда-то, поэтому снова даю ссылку на
ВКонтакте - у меня в видеозаписях "Князь Добрыня" (первый фильм) и "Сын Добрыни" (снят годом позже).
А вы когда-нибудь в кино снимались?