Карачаево-Черкесия. Перевал Гумбаши и аул Верхняя Мара

Nov 26, 2016 23:31





От Минеральных Вод в Карачаевск можно добраться целыми тремя путями, самый понятный и цивилизованный из которых - через Черкесск



Но если позволяет погода и время года - езжайте самым южным путем, через трассу А-157, через аулы Верхнюю и Нижнюю Мару.
И через перевал Гумбаши



Это одна из самых живописных и одна из самых величественных дорог на Кавказе



А то и во всей России.

Высшая точка перевала - 2144 метра



И на эту высоту, равно как и с нее потом, можно заехать своей машиной - дорога хорошая.
Изредка пересекается грунтовыми размывами, но это мелочи



Со стороны Кисловодска в Карачаево-Черкесии достаточно крупные и людные аулы - Учкекен, Первомайское, Терезе.
Границ между ними практически нет, один населенный пункт вливается в другой



Но после дорога быстро опустевает



И медленно начинает карабкаться вверх, вдоль Подкумка.

Что завораживает на Кавказе - совершенная особость каждого конкретного ущелья. Словно и не на одном горном хребте дело происходит



Даже параллельные и недалекие друг от друга места могут отличаться как разные планеты



Эта дорога - наиболее лично мне пришедшаяся к сердцу. Наверное за счет моей любви к грубым, безлесным, просматриваемым горам



До перевала, до Песчаной вершины (Гумбаши) здесь больше не будет постоянных селений



Только многочисленные пчеловоды с мобильными пасеками



Тут не просто стоит, а прямо таки необходимо брать настоящий горный мед



Пасечники, такие как Таулан Урусов, тут потомственные, не в первом поколении



А поскольку торгуют во многом для своих - не так уж тут и много шальных-заезжих шляется, и с огромной конкуренцией, то за качество можно не волноваться.
Это не тот мед, что купишь на ярмарке, под заверения, что мамойклянусь-слющяйда - настоящий горный, а он засахаривается потом



Вскоре дорога приходит на крутой подъем.
Много в моей жизни было перевалов, но каждый раз сердце по особому биться начинает - от благоговения, страха, собранного в кулак внимания и восторга



Идем вверх, петля за петлей.

На склоне какие-то строения, фургончик "Куры на углях", и какой-то механизм.
Не сразу в нем знойным летом опознаешь лыжный подъемник



Зимой тут катаются, горнолыжный курорт Мара, по имени берущей отсюда начало реки, которая, в отличие от Подкумка, идущего на восток, пойдет на запад, чтобы влиться потом в Кубань



Подгадывайте ясную погоду - вся глубина впечатлений и восхищения на нее завязана.
Когда небо ясное, то благодаришь Бога, за столь великолепный и монументальный вкус



Такое создать - ну видно же что эстет



Кавказский хребет с заснеженными вершинами глядит с горизонта



И великий, могущественный, вызывающий трепет двуглавый Эльбрус



Самая высокая вершина Европы



На высшей точке перевала, доступной для автомобиля, смотровая площадка.



Размять кости, выбросить мусор в помойку с одним из самых потрясных фонов



Купить бытово магнитик



Дорога берет пригорок в петлю и убегает серпантином вниз.



Плато Бийчесын - "Могила княжны".



В ущелье раскинулся старый аул Верхняя Мара



А он и правда древний - в средние века через Гумбаши шел караванный путь, в основном везли шелк.
Тут сейчас немало археологических лагерей, с любопытными находками.



А селение уже было



В одну, бесконечно петляющую улицу. Настоящий горный аул, и сегодня-то уединенный, а некогда совсем труднодосягаемый, средь этих величественных, порой совершенно отвесных гор



Каждый раз, когда выезжаешь с перевала, то испытываешь странную разнонаправленную гамму чувств.
С одной стороны пиететный страх перед горами, и благодарность - спасибо, что отпустили живыми.



Да, для меня горы святы, а камень живой - я всегда, каждый раз бывая в горах, благодарю их за то, что отпустили.
Это часть моего личного дремучего язычества.



И вместе с этим сладким чувством избавления, гордости за пересеченный перевал, вдруг острая тоска - вновь хочется в горы, туда, где разряженный воздух и особая высокогорная тишина



Наверное это навсегда.

Путешествия, Rosseûško-Matuško, Далеко бежит дорога

Previous post Next post
Up