Единственной капиталистической страной у которой с СССР были не просто сносные, а даже вполне дружественные отношения, являлась
Финляндия.
В 1969-м году тогдашний президент Финляндии Урхо Кекконен даже вместе с Косыгиным в походы по Кавказу ходил.
Но если простые смертные люди еще могут себе позволить просто в поход на Кавказ забуриться, то со знатными вельможами сие в простой форме невозможно.
Оттого г-н президент решил отблагодарить советских братьев, да подарил Советскому Союзу тарелку - точнее дом "Футуро" тогдашнего прогрессивного финского архитектора Матти Сууронена.
Человечество бредило космосом, прорывом через тернии к звездам и мечтало принести двухголовым и трехногим зеленым гуманоидам с Альфа Центавра все прелести марксизма-ленинизма. Ну, или все прелести капитализма - в зависимости от того, кто первый прорвётся.
Представления о великой космической экспансии были до прелестного наивны, и так чисты порой и непорочны, что остается лишь пожалеть всех тех, кто перегорел сквозь столь великую утопию. Нет ничего горше расставания с величественными иллюзиями.
Дом "Футуро" воплощал все тогдашние стереотипы о домах будущего - ни одной прямой линии, овальные окна, выпадающий трап.
Сделан из легкого металла и пластика; с последним, опять же, ассоциировалось (небезосновательно) будущее с его нарочитой прогрессивностью.
Имя "Футуро" не прижилось. Дом был похож на летающую тарелку - опять же, в многочисленных, вскормленных фантастами и комиксами стереотипах. Немудрено, что так тарелкой его и начали звать.
Сперва в кавычках, потом кавычки пропали, тарелка стала именем нарицательным.
Дом вертолетом, ввиду его легкости, принесли в
Домбай, на склон Мусса-Ачитара, и сделали там гостиницу.
Удивительно, но гостиница функционирует до сих пор, и стала одним из домбайских символов. Да и не только домбайских - вообще, символом времени бородатых романтиков, идущих в горы и мечтающих о звездах. Щиплющих струны под песни Визбора.
А теперь о странном, о самом проекте дома - тарелка в Домбае стала самым известным из таковых домов, но не единственным.
По разным данным точных аналогов домбайской тарелки в мире от 20 до 100 штук. Некоторые из них клепал сам Сууронен, некоторые его последователи, некоторые и вовсе стали лишь стилизацией.
Факт в том, что вскоре после выхода проекта грянул мировой нефтяной кризис, пластик, как продукт нефтеперегонки, резко подорожал, и проект разом стал из-за своей дороговизны малоинтересным для массового выпуска. А после и сам концепт морально устарел.
Тарелки разбрелись по миру. Поскольку дом достаточно легко переносится с места на место, их и растащили по самым неожиданным местам.
И вот - точный аналог домбайской тарелки есть, например, в
Краснодаре.
Находится на Атарбекова 54/1 - прямо внутри двора удроченных хрущёвок, с кислым старушачьим духом.
Место не просто странное и неожиданное, а просто изумляющее диссонансом. Ну вот где угодно можно обнаружить таковую тарелку, символ футуристических чаяний времен Большой Космической Иллюзии, но не посреди же глухого двора, средь хрущёвок, вдалеке от случайных взоров!
Под тарелкой какие-то хозпостройки, склад овощей и фруктов, видны непрезентабельно набросанные мешки картошки. Рядом теплотрасса, с клочьями стекловаты из рваных ран, скелеты брошенных Жигулей, парковки на вытоптанных и замусоренных газонах.
В самом здании был то кальянный клуб, то какая-то гоп-дискотека, то чей-то офис, то магазин бытовой химии.
Сейчас там чайный дом. "Чайная тарелка"
Бесславная судьба? Не знаю даже. Определенно есть что-то удивительное в тотальном информационном равнодушии.
Но, с другой стороны - это воистину небанальная достопримечательность города.
Случайно сюда не забрести, но зато уж если забрёл!..
Да уж. Русь, куда несешься ты, дай ответ. Вот уж воистину, неисповедимы господни тропы. Чего тут только не узришь, какие сущности скрывает обычная бытовая изнанка.
И после этого кто-то ещё говорит, что сюжетов нет.