С Новым Годом и Рождеством. Армения, от Митраизма к Христианству.

Jan 04, 2014 23:29

image Click to view







Михра(Mithra) - Митра, олицетворяющий Солнце в окружении знаков Зодиака, символизирующих 12 созвездий
Одно из поздних воплощений которого мы знаем под именем Иисуса Христа.

Возможно именно поэтому в преддверии замены митраизма христианством армянский царь в  изложении
 армянского историка 4 века Агафангелоса возвещает народу:

«Я Трдат, царь Великой Армении , вельможам , ишханам , на­харарам, служивым и прочим людям , находящимся под моей властью, живущим в городах и поселках, деревнях и поместьях, азатам и шинаканам, всем без изъятия желаю здравствовать. Здравие и благоденствие да пребудут с нами с помощью богов, да одарит нас щедрым изобилием могучий Арамазд, и да пребудет с нами покровительство госпожи Анаит, да обре­тете вы и вся наша страна Армянская храбрость от отважного Вахагна.»

Интересно, что своей работе «Духовные предпосылки принятия христианства в Армении в армянских дохристианских верованиях» Рафаэль Папян весьма метко пишет буквально следующее:

«Причины сравнительно быстрой христианизации Армении в 301 г. и ее первенства в процессе превращения христианства в одну из самых влиятельных мировых религий зачастую объясняют применением насилия и политическим целесообразием, оставляя в стороне сам религиозный фактор. Сопоставление религиозных представлений армян с классическим язычеством и с зороастризмом позволяет видеть принципиальные отличия древнеармянской религии. Основа языческой космогонии - рождение, в христианстве - Творец и творение. В дохристианских верованиях армян начало мира связано с актом творения намного сильнее, чем в иных языческих системах: верховный бог считается творцом неба и земли. В отличие от зороастризма, где добро и зло - субстанциональные начала, армянская религия выносила зло за рамки божественного акта творения. Эти и другие особенности древнеармянских верований показывают, что в армянской дохристианской религии весьма сильно выражены элементы единобожия, которое, согласно наблюдениям, первичнее политеизма, явившегося итогом более поздних наслоений. Посему принятие христианства явилось скорее возвратом к утраченному, а сам акт христианизации в армянском языке обозначился словом "dardz", обозначающим "возвращение"..»

Ведь, если учесть, что многие, в том числе и Джон Робертсон, считали существовавший задолго появления Христианства и  несколько веков параллельно ему культ поклонения Михре-Митре идентичным верованием, а имя Михра-Митра, то есть МТХР-МТР переводили как  "орошённый" или "окроплённый",  то есть "помазанный", другими словами "крещённый водой", то параллели напрашиваются сами собой.  Отсюда же очевидно берёт своё начало и греческое слово "μιτρα" ( то есть куколь, со временем трансформировавшийся в клобук по мере рост благосостояния поместных христианских церквей ), ставшая сначала религиозным символом христианских патриархов из первоначального митраистского символа - фригийского колпака.


Фригийский колпак на царевиче Парисе - сыне царя Трои Приама от его второй жены Гекубы, дочери царя Фригии.




Поклонение волхвов( жрецов культа Михры-Митры) во фригийских колпаках младенцу Христу.


Куколь митрополита Русской Церкви

Католикос Армянской Апостольской Церкви Нерсес V. Портрет. 40-е гг. XIX в.

В дальнейшем "μιτρα" нашло своё очевидное продолжение в первых греческих церковных терминах "митрополит" и "митрополия". С тех самых пор сан митрополита считается в греческой церкви самым древним из религиозных епископских титулов. К 5 веку митраизм, возникший за 4000 лет до нашей эры согласно астрономическим расчётам и выводам Шарля Дюпюи в его труде «Происхождение всех культов или всеобщая религия», широко распространился за пределы Армянского Нагорья, охватив не только Персию, Ближний Восток и Север Африки, но и проникнув во все уголки европейской части Римской империи от Италии до Германии и Британских островов, став по сути официальной государственной религией всех подвластных Риму провинций и стран. Во всех частях империи возводились "митриумы", то есть крестильни и проводились  обряды крещения водой. Джон Робертсон в своей книге «Pagan Christs» пишет следующее: «Mitraism was in point of range the most nearly universal religion of the Western World in the early centuries of the Christian era (Митраизм был почти всеобщей религией Западной Европы в первые века христианской эры)»

Почти повсеместно в храмах Римской империи включая Египет присутствовали следующие посвящения Михре-Митре, некоторые из которых сохранились до наших дней: «Богу, лучшему и величайшему, непобедимому Митре, господу веков. Богу-Солнцу, непобедимому Митре, господу веков», etc. И только в Греции храмы Митре судя по всему не получили широкого распространения. В Персидской же империи митраизм получил своеобразное развитие в виде зороастризма, когда судя по общепринятой хронологии Заратуштра ввёл Михру-Митру примерно в 7-8 веке до нашей эры наряду с богиней плодородия и Анаит / Анахит (арм. Անահիտ) из того же древне-армянского пантеона верховного бога Арамазда. Но с распространением христианства в Армении, начало которого положил царь Эдессы(Урха) Абгар, культ поклонения Михре-Мгеру и Анаит из пантеона Арамазда стал по каким-то не известным сегодня причинам вытесняться культом Иисуса Христа и девы Марии. И сегодня, в отсутствие точных археологических данных можно лишь
предположить, что культ Христа и Богоматери настолько был близок к образам Михры и Анаит, что армяне не заметили между ними особой разницы. В противном случае трудно объяснить отсутствие сопротивления подавляющей части народа таким переменам, за которые расставались с жизнью не только крупные армянские феодалы, но в некоторых случаях и особы царственные. Интересен и тот факт, что главный кафедральный собор Св. Эчмиадзин был возведён над храмом посвященном
Михре -Мгеру, что по каким-то не очень понятым причинам скрывается Армянской церковью, а то что осталось от митраисткого храма закрыто для посещений. В свободном доступе нет фактически ни фотографий, ни других материалов. Вот разве что несколько коротких видеофрагментов плохого качества, на которых мало что можно разглядеть.



Михра-Митра в окружении зодиакальных созвездий



Храм-базилика Михре-Митре.


Один из образов.


Реконструкция пантеона богов и жетвенника на горе Немруд в Западной Армении.


Врата Михры-Мгера. Агравакар, Ван, Западная Армения.


Врата Михры-Мгера. Агравакар, Ван, Западная Армения.


Святая гора Немруд, Ван, Западная Армения.





Comparison between two effigies: Marianne on a French coin (left) and Mithradates I

Митраизм-Христианство, Михра-Мгер-Митра, Дохристианская Армения

Previous post Next post
Up