Пока я валялся в больнице с пневмонией, одна знакомая монахиня подсунула мне "The seven storey mountain". Впечатления неяркие, но "долгоиграющие".
Мертон - католический монах-траппист (цистерцианец), которого под конец жизни сильно потянуло в буддизм. Жаль было бы, если своей последней книгой он перечеркнул бы собственный путь ко Христу. Трагическая и внезапная кончина его, кажется, была промыслительна.
Книга интересная. Очень любопытно было почитать о жизни западных христиан "изнутри". Особенно, о монашеских орденах, церковные порядках (интересно, к примеру, что Мертона после Крещения исповедовали), а то у меня после семинарии сложилось какое-то каррикатурное впечатление о католиках (спасибо Ильичу).
У Мертона мастерски описаны страхи протестанта перед КЦ и разница в психологии, которая так его поразила. По его словам у "епископалов" прихожане на 80% заняты мыслями о том, как на них смотрят остальные, а у католиков никто ни на кого не обращает (лишнего) внимания.
Мертон очень честен, хотя местами его восторженность немного напрягает. Ну и встречаются разные странности. В учении о Троице, например, говорится о том, что Сын - это то, как Отец видит Сам Себя. Что-то в этом духе. Возможно, чтобы лучше понять, о чем речь идет, надо Сумму Теологии читать (поправка: читать надо "О Троице" блж. Августина
подсказали здесь).
Еще немного режет слух уверенные рассуждения Мертона о собственном освящении. Может быть, англ. "sanctification" имеет здесь менее возвышенный смысл, чем мне кажется, но, все же, у Мертона как-то самонадеянно получается. В общем, у православного человека, до смерти запуганного "прелестью", такие рассуждения вызывает целый букет эмоций :)
***
В прошлом году прочитал "Застигнут радостью" by C.S.Lewis, так что есть возможность сравнить эти две автобиографии.
Безусловно, Льюис ярче, читается на одном дыхании. К слову, у него много интересных подробностей, касающихся английского образования. Особенно понравилась подготовка к Университету у профессора "Зануды": Гомеровскую "Илиаду" в зубы - и вперед, переводи давай. Ох, измельчали мы, избаловались!
Хороша у Льюиса мысль об отраженном свете, который мы замечаем на многих земных вещах, пытаемся этим светом завладеть, но забываем, что это отблеск Солнца, Бога, в Котором имеют причину и начало все радости.
И Мертон к своему удивлению (протестант же) обнаруживает, что единственный путь к Радости лежит через ограничение естественных потребностей, и даже отказ от интеллектуальных утешений. Эта мысль произвела на меня впечатление. Духовное обнищание еще труднее обыкновенного.
Сходство Льюиса с Мертоном в том, что путь обоих к христианству долог и полон искушений. Льюис был вынужден воевать еще и со своим увлечением диалектикой. Он карабкался от атеизма к агностицизму, затем к пантеизму, затем (путем трудной борьбы) - к теизму. По дороге он забредал в такие философские закоулки, о которых я и не слыхал никогда. В общем, не автобиография, а учебник по Основному богословию. Лишь после этой "полосы препятствий" он стал христианином. Что важно: этот последний шаг он совершает не через интеллектуальное, а духовное усилие. Выбрать Христа, а не себя. Сам он описывает это, как капитуляцию ("ветхого человека"). Необходимо снять с себя латы, ограждающие нашу самость, эгоизм, склонить свою волю перед Богом. И вот когда автор делает это усилие, благодать, наконец, растопляет сердце и он находит ту Радость, за которой всю жизнь гонялся. Эта автобиография - ключ ко многим другим работам Льюиса, в которых он часто увлекается аллегориями.
(Если кто-то захочет прочесть, "Застигнут радостью" есть в интернете, кажется. Или в 7м томе ССоч).
Мертон больше поэт, чем философ (кто-то сказал о нем: "вот человек, который обратился к Богу через Джеймса Джойса"). Кажется, кроме увлечения психоанализом, у него не было заметных проблем с философской стороны, кроме традиционно отрицательного отношения образованных англичан к схоластике. Почему Мертон никогда не интересовался восточными отцами? Может быть, потому же, почему не любил Платона :)
В конечном счете, своеобразное понимание "очищения ума" привело Мертона к какому-то "католическому буддизму". Он учит об одиночестве Бога. Анахорет, сидя в пустыне, отсекает все пристрастия (в т.ч. интеллектуальные) и переживает Одиночество, в котором и соединяется с одиноким Богом. Учение об одиночестве Бога, по-моему, неортодоксально (особенно в виду догмата о Троичности Божества). Бог ведь творит мир не от одиночества, а от преизбытка Любви.
Выходит, Льюис, философствуя, пришел к Богу и стал поэтом (в возвышенном смысле), а Мертон, обратившись ко Христу через поэзию, сделался философом.
В общем, книга Мертона сложная, но я нашел в ней кое-какую пользу для себя.