Небольшая преамбула: Йоко уже несколько раз упрекала меня в том, что самые свежие, даже еще неоконченные исследования недоступны широкой общественности. Вообще-то это нормально, но в нашем случае (когда в общем-то у нас нет ни у кого желания украсть исследование у соседа) можно и порассказывать. Соответственно исправляюсь, вот вам открытие, сделанное буквально вчера.
Так получилось, что меня попросили посмотреть алеманды середины XVIII века. Я, разумеется, залез в две известные мне книги (
Гийом и
Брив). И почитал их. И картинки посмотрел. И вот что там написано, если в двух словах (вольный перевод\пересказ интересных частей):
1. Гийом пишет, что Алеманда бывает обычная, на 2/4, а бывает вообще-то и на 3/8. Описание шагов можно найти на
11 странице.
Шаг Алеманды на 2/4 это падебурре-жете и поясняет, что это небольшой прыжок в что-то среднее между третьей и четвертой позицией (да-да, именно так и написано!), потом подставляем ногу между третьей и четвертой в третью (именно так - зачеркнуто и чернилами подписано!) и потом снова шагаем вперед между третьей и четвертой позицией. Еще можно добавить красивый увертюр ножкой перед прыжком. В общем это --- хурма. Что-то среднее между падебурре, вальсовым променадом, плохиньким 19-вечным шассе или скипченджем.
Шаг Алеманды на 3/8 это совсем смешная комбинация: поставить правую на носок (или шагнуть?) и прыгнуть на ней же (вперед?), что составляет два счета (меры? такта?), потом повторить с левой. Думаю, что динамика тут 1-3-1-3, но понятно, что никаких доказательств пока нету. Ну и конечно же описание шага нам сразу начинает что-то напоминать (каждому свое - куранту Арбо, деми контрато, степхоп, вальс сотез, вторую часть шотиша и т.д.). Еще бывает балансе (тоже описанное в азаце про 3/8, но непонятно, относится оно только к этому ритму или нет), которое просто шаг вперед и шаг назад или вправо и влево (что как бы намекает, что делается он обычно с правой, но вообще-то все шаги выше описаны с правой). Ну и разумеется написано, что все эти шаги можно делать не только вперед, но куда угодно.
А при чем тут вальс, спросит читатель? А вот при чем: далее идут описания позиций рук и переходов между ними. Так вот, последняя,
12 позиция - это обычная вальсовая позиция! В 1769 году! К сожалению, в текстовом описании практически ничего не сказано (обернитесь так-то, получите такую-то позицию, обернитесь еще раз, опустите руки, левая рука дамы на правое плечо кавалера и кавалер беред левой рукой правую дамы как на последней картике). Но из общего описания следует, что далее втоит как-то двигаться в этой позиции. Очень хочется сказать, что вращаться=))) Но одно можно сказать точно: в 1769 году во Франции известна закрытая позиция.
2. Брив пишет гораздо больше:
страницы 26-35 (ссылка на весь PDF, страницы по нумерации внутри самой книжки). Во-первых, мы сразу узнаем нелепый немецкий стиль записи по номерам движений, которые могут как угодно раскладываться по музыке (спасибо, что потом написано нормально, для французов). А во-вторых, шагов сильно больше, да и подробностей тоже.
Вначале шаг это просто топнуть (или отметить?) правой ногой на полной стопе между третьей и четвертой позицией (ох уж эти полумеры!), потом топнуть носком левой сзади (видимо правой ноги) и опять топнуть правой как в первый раз. И вновь нас встречает уже знакомая хурма, только теперь она стала еще и похожа на тампетовый шаг Петровского/Каттфуса. Но нам не привыкать, ведь Хурма - основной фрукт исторических танцев! Все это делается, разумеется на 1-2-3 (вспоминаем немцев=)) и конечно же во все стороны, хоть по кругу хоть как. К счасть, далее (уже для французов) объясняется, что вообще-то ритм Алеманды это 2/4, а движений-то три, так что придется одно в другое уложить и на одно движение будет две меры, а на два еще по одной мере. Далее идет очень подробное описание, что перед первым шагом надо бы сделать плие на левой, но самое главное - ритм. Внезапно это 1-2-и. То есть первый шаг мы затягиваем на полтакта, потом два быстрых, сразу плие и новый шаг с другой ноги. Назад все делается как и вперед, но все шаги на носочках, что уже совсем похоже на падебурре, но со странным ритмом.
Далее идут очень полезные советы, как танцевать, как слушать музыку, как поворачиваться под руками как кавалеру вести, а даме вестись - в общем Вилсон, но на 40 лет раньше и во Франции. И уже когда я почти заснул, читая это описание, я наткнулся на сундук с сокровищем (страница 32):
В этом месте я хочу напомнить, что книга Брива среди прочего обещает описание танца с названием Valx, что как бы намекает, однако, когда Юра вывесил эту книгу, он честно написал, что ни в оглавлении, ни при быстром просмотре описания такого танца нету. Итак, Брив долго и подробно описывает правила этикета в Алеманде и уже в самом конце, перед собственно описанием фигур он вдруг пишет про странный танец Boiteuse (Хромой?! Хуже название в танцах это только фамилия Malpied). А танец это такой: во-первых, это-то и есть настоящий способ танцевать Алеманду, а то, что было до этого и всякие фигуры это все придуманные французскими танцмейстерами штучки, но поскольку оригинальная Алеманда не настолько грациозна и прекрасна, как ее испорченная французами версия, то ее почти перестали танцевать (то есть давно уже танцуют, а сейчас перестали? становится горячее). Правда почему-то в танце приходится делать contorsions (искривления?), что конечно совсем не хорошо перед уважаемым обществом. А еще в ней движения быстрые и музыка как в менуэте, то есть 3/8 (становится еще горячее). И вот наконец: обыкновенно этот танец называют Valx! и есть аж четыре способа танцевать его шаг. Вдумайтесь: 4 разных вальса в 1779 году, которые выходят из моды, уступая место алеманде. Во Франции. Революция еще через 10 лет.
Из этих четырех вальсов три для музыки в 3/8, а один для музыки в 2/4, которая часто встречается в немецких контрадансах.
И сначала описан этот последний (называется он вальс по-французски): кавалер и дама стоят напротив друг друга, далее описана классическая вальсовая позиция (рука на плече\обхватывает корпу, вторая рука в руке), танец этот это вращение так: скользим правой ногой в 4 позицию между ног партнера, потом прыгаем на ней, потом левой во вторую и снова прыгаем. И за это время поворачиваемся на полкруга. (Но позвольте. это же вальс-квик-сотез\экосез-вальцер!!!) Далее идет объяснение, как же соственно танцевать (не буду утомлять описанием - променад и повращались, в променаде и во вращении есть и обычный шаг Алеманды, описанный выше)
А вот еще один шаг, уже по-настоящему из Буатёзе\Вальса (ниже указано, что на 3/8). На первый счет надо сделать плие на левой и поднять правую, а на второй сделать подпрыжку на правой и потом поставить левую чтобы начать заново (О_о). А еще есть ну совсем настоящий - надо везде красиво обводить ногою по позициям как выше указано (интересно, каким именно???). Но в общем и целом, вальс - это вращение по кругу и променады, а еще можно все описанные фигуры использовать и будет ва счастье.