Хочу немного систематизировать опыт своей работы и некоторых своих друзей. Описать некоторые полезные приёмы, которыми пользуюсь.
* Личный контакт > разговор по телефону
* Намного лучше строить ситуацию так, чтобы звонили тебе, а не ты. В таком случае получается так, что человек уже совершил какое-то усилие (позвонил). И ты уже можешь предлагать свои условия с бОльшей вероятностью, что они будут приняты.
*По возможности проверять полученную информацию от поставщиков. Если человек по имени поставщик Вася говорит что он уже давно работает с компаниями "рога и копыта", "эдельвейс" и "ромашка". Нужно записать (запомнить) все эти названия и посетить их сайты на предмет разной полезной информации, после чего позвонить в каждую под такими версиями:
1) В лоб: Здравствуйте, я узнал что вы работаете с таким поставщиком как Вася... тоже планирую начать работать с ним, что вы можете о нём рассказать?
2) Немножко хитря: Здрасте, мне Вася, который поставляет вам пластик, посоветовал обратиться к Вам за услугой такой-то. (если Васю узнают, значит они действительно с ним работают, если не узнали можно между делом спросить: "А вы давно работаете с Васей? Он так много рассказывал про вашу компанию...") Во время разговора спрашивать об их услугах, товарах, задавать обычные вопросы. Если контакт налажен хорошо, спросить: "Видимо Вася не зря мне Вас советовал. Кстати как вам с ним работается? Зная давно его скверный (ангельский) характер могу предположить что было много косяков (вы в восторге)". Ну и в конце попросить выслать документы на заказ услуг/товара (расчётный счёт, договор), чтобы человек был уверен что ты действительно закажешь у него.
* Перед тем как начинать что-то (новую деятельность, борьбу за грант) лучше всего собрать как можно больше информации. Возможно нужны какие-то документы, которых у тебя нет. Примеры из жизни как я это делал:
Мне для проведения пенных вечеринок нужно было составить договор, райдер и акт выполненных услуг. И если с последним проблем вообще не было, то первые два нужно было придумывать самостоятельно. В голове было несколько пунктов которые нужно было обязательно включить.... Но не было чёткой структуры. Поэтому я:
1. Выписал телефоны компаний, занимающихся пенными вечеринками. Начал их обзванивать и выявлять желание провести её когда буду в Москве.
2. Расспрашивал их про то, как вообще проводятся пенные вечеринки, разные нюансы (набирал чужой опыт).
3. Просил выслать образцы договоров для подписи.
Всё, три элементарных действия, благодаря которым я узнал нюансы работы аналогичных компаний, и теперь у меня на руках готовый пакет документов, которые нужно всего лишь чуть-чуть подредактировать.
* Т.к. я ещё молодой можно во многих случаях косить под дурака. Это очень хорошо прокатывало в госучреждениях (налоговая, фмс, фсс и тд). Это не трудно. Просто приходишь и начинаешь расспрашивать: "ой, девушка, простите, я тут первый раз...подскажите, чтобы сдать отчётность, куда мне нужно обратиться.....................ой, а скажите что с собой нужно иметь?...Спасибо большое!"
Заходишь в кабинет, опять там расспрашиваешь, улыбаешься, шутишь.....Лучше всего сказать что работаешь сисадмином и тебя впервые послали в такое заведение (в идеале ещё достать шоколадку и сказать что волнуешься на таком ответственном для себя задании). Нууу, как правило с собой не хватает какой-нибудь бумажки, либо что-то заполнено не правильно: не беда! пытаешься отшутится: простите на первый раз, не опытный я боец...давайте я завтра вам довезу/давайте я сейчас позвоню на работу и мне продиктуют правильные данные.
Если это не помогает - ты же "сисадмин" - предлагаешь помощь в компах (как правило в таких заведениях всегда проблема с компами, а точнее с кривыми руками пользователей).
Если ничего не поможет - по крайней мере ты уже познакомишься с человеком и в следующий раз будешь идти туда к знакомому человеку.
И вообще в любой ситуации лучше задавать много вопросов.
* Ты участвуешь в гранте, конкурсе и точно знаешь, кто твои сильнейшие конкуренты. Звонишь им, представляешься сотрудником минэкономразвития/минобр (от правительства чаще всего именно они дают гранты) и говоришь:
"Здравствуйте, я сотрудник минобр. Мне сообщили, что ваша компания участвует в гранте. Знаете, в этом минэкономразвития все очень запутанно и от них вечно никак не дождёшься документов, не могли бы вы выслать пакет документов нам на почту.... а вообще лучше на мой личный ящик (и диктуешь свой ящик)" Всё, у тебя на руках реальное конкурентное преимущество.
Лично я дважды проделывал такую штуку, Андрей раза три... ни разу ни у кого не возникло даже тени подозрения.
Узнаёшь главного человека в отделе, беседуешь с ним, потом идёшь к его помощнику и говоришь что тот попросил скинуть ему на флешку некоторые документы. Один раз так получилось скомуниздить в одну охапку базу клиентов с телефонами, фамилиями и адресами, которая в последствии очень помогла. Хотя это - редкая удача, но разного рода документы такие как отчётность, план продаж и прочие внутрифирменные документы.
Люди на удивление доверчивы в таких ситуациях и с радостью сливают всю ценную информацию без лишних вопросов.
Подведу резюме:
Кто владеет информацией - владеет ситуацией.
Описанные ситуации - моменты игры.
Состояние должно быть в меру игривым.
Нужно понимать что тебе нужно от ситуации и искать пути получить это.
Постоянно расспрашивать людей обо всём.
Обзванивать конкурентов, выведывать информацию об их особенностях.
Смотреть, какие пакеты документов есть у конкурентов.
Наглость, уверенность что так и должно быть.
Позитив, шутки.
Отличный внешний вид помогает всегда.
Очень важный момент: узнать какое впечатление твоё обычное поведение производит на окружающих и активно пользоваться этим.
В моём случае: впечатление серьёзного человека, сильно "в себе", в своих мыслях, интроверт с которым не всегда просто найти общий язык из-за малой разговорчивости. Во-первых, плюс в том что когда говоришь - тебя слушают. Во-вторых, больше говорят окружающие, буквально сами рассказывающие всю необходимую тебе информацию. Тебе проще понимать что за человек перед тобой, какие мотивы им движут и что он хочет на самом деле.
Думаю что пока нужно закончить, в следующий раз напишу про приёмы деловой переписки.