Возвращаясь к теме
маленьких миров, мне бы хотелось провести краткий экскурс в историю происхождения подобных
творений.
«Кабинет редкостей, или кунсткамера (англ. Cabinet of curiosities, нем. Wunderkammer, Kunstkammer) - комната для размещения и хранения тематических коллекций, состоящих из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей, как природных, так и рукотворных. Кабинеты редкостей появились в Европе в XVI веке, их расцвет пришёлся на XVII век - период барокко. Такие коллекции создавались, как правило, либо представителями высшей аристократии, либо учёными-натуралистами, врачами и аптекарями. Чрезвычайный рост коллекций привел к специализации в собирательстве, а в дальнейшем к созданию тематических музеев.»
- Свободная Энциклопедия
Бережно отобранные экземпляры составляли целые собрания: ботанические коллекции, анатомические и зоологические препараты, заморские редкости, памятники античных времен, предметы гордости нумизматов, научные
книги, приборы и другие экспонаты, воспринимавшиеся как произведения искусства.
Коллекции хранились в специальных шкафах, получивших название кабинетов. Последние тем временем разрастались и превращались в целые комнаты-камеры, полные курьезов, будь то анатомические театры, ботанические
сады, обсерватории и другие опытно-исследовательские помещения.
Это явление получило пышный расцвет именно в конце 17-го века - времена эпохи барокко, оставившей на нем неизгладимый и решающий отпечаток своей выразительности.
Торжественная пышность и деловитая театральность, неизменно сопутствующие стилю барокко, наделили приемы экспонирования богатством визуализации. Предметы коллекции подавались необычными, занимательными способами (это объясняет сложившееся название содержания кабинетов - курьезы или curiosities). Для их презентации создавались сложносочиненные композиции, дополненные специальными украшениями.
Экспонаты, как предметы познания многообразия окружающего мира, делились по общему принципу происхождения: натуралии -
природные творения, артефакты -
дело рук человеческих, предметы материальной культуры. Дальнейшая классификация происходила по типу, образовывая коллекции и целые кабинеты.
Превращаясь в музеи, кабинеты образовали не менее курьезные должности: "главный смотритель", "библиотекарь и надсмотритель редкостей и натуралиев".
Чуткие хранители по частицам собирали важнейшие и прекраснейшие творения, обогащая культурным наследием музеи и частные коллекции.
Чего только не увидишь в разных кабинетах - целый мир, где каждая вещь наполнена смыслом, любовью к познанию, науке, природе и исследованиям.
В этих особых шкафах находилось место и вполне обычным для коллекционер вещам: часам, научным и музыкальным инструментам, предметам охоты, медицины, печати, картинам и предметам искусства (скульптуры, бюсты, камеи).
Встречались и настоящие чудеса вроде археологических находок, усыпальниц для мощей, редких рукописей, и этнографических ценностей, экзотических вещей из Африки, Азии, Индии и других мало изученных мест.
Изящные изделия из металлов, дерева, фарфора и ювелирные, драгоценные камни, становились прекрасным примером синтеза натуралий и артефактов.
Животные,
растения, раковины, минералы, гербарии образовывали бесподобные натуральные коллекции.
Иногда натуралии находили место рядом с артефактами, создавая тематические сцены. Анатомические экспонаты, предметы тератологии, скелеты и редкости соседствовали с медицинскими препаратами, инструментами, фолиантами, образовывая естественно-научное единство. Среди подобных выделялась знаменитая коллекция редкостей ученого Фредерика Рюйша (1638-1731). Будучи врачом, он занимался акушерской практикой и судебно-медицинской экспертизой, ставших богатым подспорьем для наполнения его собраний ценнейшими анатомическими и тератологическими образцами, в том числе и коллекцией зародышей с аномалиями развития, объектами, демонстрирующими усовершенствованные способы консервирования мягких тканей.
Германия отразила в названиях кабинетов их специализацию, тематику и направленность:
- Naturalienkabinett - вмещавший коллекции, черпающие вдохновение в естественных науках - ботанике, зоологии, геологии.
- Munzkabinett - посвященный изучению монет, медалей от старины до современности.
- Shatzkammer - вобравший в себя искусные
изделия из драгоценных камней и металлов.
- Antiquitatekammer - кабинет, коллекции которого содержали антиквариат и предметы старины.
- Kunstkammer - «кабинет искусства, в который помещали необычные творения рук человеческих и редкие создания природы»
- Wunderkammer - «кабинет редкостей природы»
Страсть разных деятелей воплотилась в абсолютно непохожих собраниях. В то время как учёных влекли предметы естествознания, анатомические чудовища и аномалии, художники оставались верными магнетической роскоши произведений искусства всевозможных стран и эпох. Эпоха барокко наделила
натюрморты уютным очарованием изображений курьезных вещиц и коллекций редкостей.
Увеличить изображение Наследие тех
времен вдохновляет меня воплощать его идеи в миниатюрах. Каждый артефакт - крошечный кабинет редкостей и курьезов. Единение натуралий и творений рук человеческих пронизывает маленькую склянку и наделяет ее особым смыслом.
Эти рукотворные малютки займут достойное место в моей маленькой
коллекции. К уже знакомой Вам баночке присоединяется соседка, не больше колибри - росточком в два дюйма, с еще более крохотным кусочком зачарованного леса.
Увеличить изображение Так я
создаю свою
сказку и становлюсь еще на шажок ближе к волшебству.
Что таится в кабинете редкостей? Я буду Вам благодарна, если Вы поделитесь этой записью:
Подписаться на обновления блога