В Голландию я ездил в рабочую командировку сроком на одну неполную неделю. Этой недели, а точнее 4 вечеров и одного выходного дня мне не хватило на какую-либо осмысленную прогулку. Зато их хватило, чтобы влюбиться в эту страну, чтобы внести ее в список стран, обязательных к посещению еще раз, а лучше и не один. За этот небольшой и загруженный работой промежуток времени я успел выгулять себя по Амстердаму, Роттердаму и маленькой деревушке с невероятно голландским названием Капелле-ан-ден-Эйссел. Также я успел напробоваться разных сортов пива голландских и бельгийских больших и малых пивоварен. Именно там я раз и навсегда был очарован настоящим темным и густым пивом, которое теперь люблю больше светлых сортов.
Вообще-то, Голландия - это не страна. Будучи занудой, я не могу не рассказать, почему (хотя это и так известно многим).То, что мы привыкли обобщенно звать Голландией - это Королевство Нидерландов, включающее в себя (помимо европейской части) еще ряд островов в Карибском бассейне - остатки некогда многочисленных нидерландских колоний. А Голландия - это лишь маленький кусочек европейской части Нидерландов, всего 2 провинции (Северная и Южная Голландии) из 12. Как известно, Великий Рассейский Государь Петр I ездил в Голландию учиться и перенимать опыт. Как же так сложилось, что какой-то малюсенький клочок европейской земли, пусть и с множеством колоний в Индийском и Атлантическом океанах, был примером для могущественной империи? Дело в том, что в те времена голландцы сумели создать крупнейшую в мире торговую сеть - Ост-Индийскую Торговую Компанию, контролирующую крупнейшие порты и гавани, а значит, и товарооборот по всему миру. Помимо этого у голландцев был самый могущественный флот. Поучиться действительно было чему.
Так вот Петр по возвращении в своих хвалебных речах использовал название провинции, где он учился, подразумевая всю страну. Так и закрепилось за Нидерландами, пусть и географически неверное, но столь удобное наименование - Голландия...
Итак, моим временным убежищем на голландской территории стал небольшой (а там больших раз, два и обчелся), расположенный в 10 км от Роттердама, городишко Капелле, что на реке Эйссел. Вообще, если бы не географический атлас, я бы вряд ли выговорил правильно это название, так как в оригинале оно выглядит не очень читаемо -
Capelle aan den IJssel. Нидерландский язык, на котором говорят еще и в Бельгии - этакая помесь немецкого и английского. Все звучит до боли знакомо, но ничего понять невозможно. Да и глядя на некоторые буквенные сочетания, становится немножко неуютно.
По непонятным мне нынче причинам я очень мало фотографировал в той поездке. Увы, из самого Капелле фотографий вообще нет, поэтому садимся в местную электричку и едем в близлежащий Роттердам. Железнодорожный транспорт достаточно хорошо развит в Европе - перемещаться между городами и даже странами очень легко и удобно. Локальные маршруты по стране соседствуют с трансевропейскими дальнобойными.
01.
02.
Даже самые простые электрички - это комфортные и чистые поезда, без заплеванных сидений, без прокуренных тамбуров. Вот, к примеру туалет самого обычного голландского электропоезда рядом с моей любимой фотографией любимого международного вагона Киев-Вена.
03.
04.
Чтобы никто не перепутал, объясню, что на фото 3 - раковина на фотоэлементах в туалете голландской провинциальной электрички. Стоит ли говорить, что при нажатии кнопочки (не педали) смыва на унитазе, рельсы не видно. Фотография №4 сделана через полчаса после отбытия из Чопа (приграничная украинско-словацкая станция) единственного вагона, курсирующего по маршруту Киев-Братислава-Вена. Фото было сделано, понятное дело, сразу после открытия туалета, т.е. только после того, как выехали из санитарной зоны, в пределах которой надо сидеть и терпеть... Некоторые детали композиции просто умиляют своей логичностью и практичностью. Видно, что вагон был старательно прибран и вымыт перед отправлением (благо, в Чопе вагон стоит 6 часов - время есть). Туалетная бумага под рукой, освежитель воздуха (в виде куска мыла в унитазе) свою роль уже выполнил и готов отправиться на рельсы. Туалетный ершик, я так понимаю, во избежание воровства благоразумно привязан ленточкой, аккуратно оторванной от чьей-то простыни. Ведь всем известно, что пассажиры, перемещающиеся из Киева в Вену и/или обратно славятся любовью к коллекционированию таких ершиков.
Но возвращаемся в Голландию. Роттердам - второй по величине город Нидерландов и самый крупный порт в Европе. К сожалению, портовой части Роттердама я так и не увидел, ногами не дошел просто, очень хотелось посмотреть на работу крупнейшего водного транспорта узла, но, видимо, в следующий раз. А пока просто пройдемся по центральным улочкам Роттердама. Ну и начнем, как и полагается, с главного здания города - городской Ратуши.
05.
Роттердам, по сравнению с Амстердамом, гораздо более современный (в плане архитектуры из стекла и бетона) город. В центре очень много высоток, небоскребов, современной архитектуры. При этом ничто не мешает соседствовать стеклянным гигантам со старинными домиками.
06.
07.
08.
09.
10.
Помню, что одним из самых ярких впечатлений о Роттердаме стала именно архитектура города - порой складывалось такое впечатление, что местные архитекторы поставили перед собой задачу использовать все возможные геометрические формы в своих творениях. Круглые, квадратные, овальные, косоугольные, дырявые, наклоненные домики по 30-50 этажей - таким мне запомнился Роттердам.
11.
Вот такой домик построил себе KPN Telecom - один из крупнейших телекоммуникационных провайдеров связи в Нидерландах. На обращенной (во всех смыслах) к прохожим лицевой панели высвечиваются различные пожелания бытового и рекламного характера. Пожелания доброго времени суток сменяются подмигивающими смайликами и призывами подмигнуть в ответ. Возможно, это звучит глупо, но это первый раз в моей жизни, когда я разговаривал с домом :).
12.
Утлое суденышко, пришвартованное у причалов Роттердамского Круизного Терминала (кстати, это не только речвокзал, но еще и крупный диско-клуб) не очень характерно для этого места. Обычно тут останавливаются судна другого типа (
см. ссылку).
13.
Мое любимое утюгообразное здание с дырочкой в правом боку. Дырочку с этого ракурса не видно, но она еще будет дальше. Да и, по правде говоря, это два разных здания...
14.
Ракурс с дырочкой.
15.
В этом здании, мне кажется, очень строгая политика перемещения по офисам - если тебе надо пойти в бухгалтерию в левом крыле, то надо предварительно позвонить туда и попросить кого-нибудь прийти за чем-нибудь в правое крыло. Так соблюдается баланс. Туалеты и курилки расположены в центре, чтобы скопление людей не привело к перекосу здания в какую-либо сторону. Наверное, это единственное место, где при устройстве на работу тебя могут спросить твой вес.
16.
А вот так выглядит полицейский участок. Мало того, что розовый, так еще и некультурно не прямоугольный!
17.
Еще одно достаточно интересное здание. Архитектурно-эвакуационное решение на случай пожара?
18.
Поклонники Джеки Чана (коих, я надеюсь, очень много среди моих читателей) должны были сейчас в восторге подскочить на кресле и завизжать от радости. Сюжет одного из ДжекиЧановских фильмов, а конкретно -
"Кто я?", частично разворачивается в Роттердаме. Я не удивлен, что великий мастер каскадерских трюков не прошел мимо этого здания. Свои примером Джеки подтвердил, что данная архитектурная форма может быть успешно использована в случае крайней необходимости:
Click to view
Кстати, в Роттердаме есть своя звездная аллея, где оставляют отпечатки звезды кино и шоу-бизнеса. Конечно, было бы уместнее разместить фото с отпечатками рук Джеки Чана, но в моем архиве нашлась только фотография с "автографом" другого уважаемого мною человека.
19.
При следующем моем попадании в Роттердам я обязательно попаду и в порт и во множество музеев, связанных с морским, речным, торговым делом. Вот, к примеру, на заднем плане музей истории морского дела.
20.
Роттердам насквозь пропитан речной и морской тематикой - лодки везде и всюду.
21.
22.
23.
Возможно, у кого-то сложилось впечатление, что Роттердам - это такой сугубо мужской грубый город, взращенный на морской суровой действительности. Город, где столетиями моряки, уходя в море, оставляли своих жен (и просто знакомых дам) стоять на причале и смахивать слезу платочком. Город больших плавающих железяк, проржавевших причалов, небритых боцманских физиономий да крепких, мать их, словечек... Нет. Роттердам - большой современный и молодой город. К тому же это голландский город. Вот, к примеру, одно из самых интересных архитектурных решений, которые я видел в своей неархитектурной жизни.
Кубические дома - это (да, да!) жилые дома, построенные в 1984 году по проекту какого-то там архитектора. На нижнем этаже - достаточно популярное богемное театральное кафе. Кстати, Джеки Чан сражался со своими недругами и в этом месте тоже...
24.
Также в городе много уютных парков и сквериков, заселенных всякой живностью типа белок и уток.
25.
26.
Ну и, конечно, отдельно стоит упомянуть мосты Роттердама. Два самых крупных и запоминающихся из них - это белый вантовый мост с очень неприличным названием Мост Эразма (
Erasmusbrug) и красный вантовый мост с нормальным названием Мост Виллема (
Willemsbrug). Видимо, чтобы смягчить смущение от названия белого моста, его еще часто называют просто мост-лебедь.
27.
Изящный и грациозный Лебедь-мост длиной 800 метров и высотой пилона в 139 метров имеет еще и разводную часть. 89 метров полотна поднимаются, пропуская особо крупные и высокие судна в роттердамский порт. Эразмо-мост - один из самых крупных и самых тяжелых разводных мостов в мире.
28.
29.
30.
31.
Стоит ли говорить, что Джеки Чан в своем фильме побегал по обоим этим мостам? Не стоит? Упс, уже сказал.
32.
Ну и еще один интересный роттердамский мост - мост Де Хеф (De Hef) - железнодорожный подъемный мост, построенный в 1927 году. Две лифтовые башни поднимают секцию моста для прохода кораблей. После ввода в действие железнодорожно-автомобильно-пешеходного туннеля, соединяющего между собой оба берега реки Маас, ж/д полотно было убрано с Де Хефа за ненадобностью.
33.
34.
Вот приблизительно такой получилась пробежка по Роттердаму. Мне было очень интересно освежить свои теплые воспоминания об этом городе. Прошу прощения за качество и художественную ценность снимков - 6 лет назад я был молод и зелен. Плюс к этому, вижу, что с обработкой фотографий промахнулся - слишком перешарпил, но уже нет сил переделывать. В следующий раз перефотографирую все по-новому. Жди меня, Роттердам!
35.
П.с. Отдельное спасибо Джеки Чану за столь активное участие в создании этого фото-отчета.
<<< Каталог фотопутешествий (постоянно обновляется) >>>