Мотора рев для нас звучит как музыка
Как аромат вдыхаем мы бензин
Что нужно нам шоссе полоска узкая
Да запчастей заветный магазин
В первой части автомобильной главы были бегло рассмотрены вопросы ПДД, регулирования движения, состояния дорог. Во второй части я постараюсь затронуть жизненно-важные вопросы получения той самой водительской лицензии. Также, благодаря внимательным читателям и невнимательному мне, оказалось, что я позабыл упомянуть очень много полезных мелочей, что я тоже постараюсь исправить в этом посте. Вынужден еще раз напомнить, что, несмотря на обобщающее название раздела "Канада для чайников", речь здесь идет пока только о Торонто и об Онтарио. Ситуация в других городах, а тем более провинциях, может разительно отличаться от изложенной мной версии.
Но для начала еще немного о дорогах
Продолжая тему канадских дорог, удивляюсь, как я забыл упомянуть об информационных табло на хайвеях и фривеях. На стратегически важных точках трасс расставлены информационные щиты, на которых отображается текущая полезная информация о трафике впереди. Сообщается о заблокированных полосах (например, в результате поломки авто или аварии), о возможных заторах или просто тягучках. Простым человеческим языком пишут "Гардинерское шоссе движется медленно от улицы Парковой и до Киплинговской" или "401-ая магистраль движется очень медленно за следующей развязкой. Параллельная вспомогательная коллекторная трасса движется просто медленно".
Когда писать нечего, то просто напоминают о безопасности на дороге, о том, что пить за рулем нельзя, что быстро ездить плохо - можно не доехать, да и вообще, лучше ездить на общественном транспорте.
Практически везде на скоростных шоссе есть обочины, выполненные в виде дополнительных полос. На фото выше приведены участки дорог, где этих полос нет или не очень видно, но на самом деле, они присутствуют на всех основных скоростных трассах. Эти выделенные полосы могут использоваться только для аварийной остановки или для автотранспорта спецслужб (полиция, пожарная и медицинская службы). Даже в самые суровые часы пик, когда шоссе стоит, никто не вздумает выехать на эту полосу. Такое просто немыслимо. Фото ниже - с мобильного телефона, да еще и зимой (чтобы не думали, что в Канаде всегда лето :) иллюстрирует это.
Масштаб пробки (а точнее тягучки) легко увидеть по цепочки стоп-огней, уходящей за горизонт. Слева полноценная полоса. Никто никогда на нее не позарится, потому что это запрещено. Именно по этим полосам спецмашины смогут промчаться к месту аварии при необходимости, чтобы помочь пострадавшим да побыстрее устранить затор.
И еще немного о погоде и дорогах
Зимы в Канаде (в Торонто) достаточно снежные. В свою последнюю зиму в Киеве перед отъездом сюда я старался без надобности не выезжать на автомобиле. Было очень много снега, и его никто не чистил, а если и чистили, то это не очень помогало. Что творилось во дворах и на мелких улицах вспоминаю с ужасом и содроганием. Да и крупные дороги порой представляли из себя такую кашу, что только владельцы полноприводников и шипованной резины чувствовали себя более-менее комфортно.
В Канаде дороги чистят активно, постоянно и скрупулезно. Не только хайвеи, но и небольшие улицы и даже придворовые территории. Да что там дороги? Тротуары вычищают специальными снегоуборочными микромашинками. Конечно, главным помощником в чистке дорог от снега была и остается соль, которой обильно посыпаются все жизненноважные пути сообщения. Не знаю, что тут за состав этой солевой смеси, но после него снег просто исчезает, а не превращается в жижу и месиво. На фото вверху хорошо видно, что дорога сухая. Кто-то посчитает, что просто мало было снега, вон, мол, на бровке слева там всего ничего. Ан нет, его просто убрали. Вот ниже - уже пример не шоссе, а перекрестка обычных улиц. Вот так складируется снег с дорог и тротуаров.
Конечно, есть и минусы - от этой соли страдают машины. Если нерегулярно мыть своего железного коня, то можно преждевременно заржаветь. Многие автодельцы даже предлагают специальную услугу - накачивают в автомобильные полости (в двери, к примеру) специальный раствор, защищающий машину от коррозии изнутри.
Очень интересное дополнение от опытного канадца
andanton: тут даже есть нормативы на скорость уборки снега. Они (удивительно) выполняются, непонятно почему. Хайвеи должны быть идеально чистыми через 1 час после снегопада, основные улицы через 3, боковые через 8 или 12, проезды через 24. Но все все равно страшно недовольны и постоянно ругаются... А еще есть целая армию частников, в основном фермеров, которые навешивают плуги на свои джипы и так и катаются всю зиму, попутно расчищая все на своем пути.
А теперь, наконец, о водительских правах, автошколах и автоэкзаменах
Если кратко, то в Онтарио три ступени водительских прав: ученическая (G1), начальная (G2) и полная (G). Для получения G1 надо проверить зрение, а потом просто сдать письменный экзамен на знание основ вождения и дорожных знаков. Экзамен сдается в специализированных центрах по предварительной записи (конечно же, можно через Интернет) и после оплаты экзамена и лицензии на вождение. Стоимость экзамена - $10, стоимость лицензии - $75. Сдавать экзамен необязательно на английском языке, некоторые центры разрешают сдавать на одном из следующих языков: французский, китайский, итальянский, русский, португальский, греческий, испанский, польский, финский(!). Более того, при необходимости можно пользоваться услугами личного переводчика (сертифицированного для этого дела).
Время экзамена не ограничено, можно сидеть в аудитории хоть весь день. Никакого конкретного времени начала экзамена тоже нет - приходишь в центр, регистрируешься, заходишь в аудиторию, получаешь экзаменационный комплект, сидишь и мучаешься над вопросами. Можно пользоваться словарями, просить объяснить непонятные термины или обороты, ковырять в носу. Когда надоедает сидеть, сдаешь экзаменационный лист, ждешь 5-10 минут, пока тетечка/дядечка сверяет ответы с шаблоном. После чего она/он сообщает тебе результат, при желании показывает совершенные ошибки.
Для удачной сдачи экзамена в 40 вопросах (20 вождение, 20 знаки) надо допустить не более 4 ошибок в каждой двадцатке! 4 можно, 5 нельзя. Не всего, а в каждой отдельно взятой двадцатке вопросов. Если вдруг удалось таки завалить этот невероятно сложный экзамен, можно хоть сразу же заплатить очередные $10 и попытаться пересдать. Некоторые центры вводят ограничения на количество и частоту пересдач для особо одаренных, но теоретически ничто не запрещает сдавать хоть каждый день (по $10 за попытку). Кстати, в случае, если была завалена только одна из 20-вопросовых секций, то только ее и надо будет пересдавать, вторая пойдет в зачет.
Вопросы достаточно несложные, встречаются, конечно витиеватые, но опять же, сравнивая с нашими отечественными тестами, где сдающего стараются запутать еще на стадии вопроса, а ответы составлены так, чтобы пришлось подумать над, тем, что же тут имелось в виду, могу сказать, что канадский (онтарийский) тест рассчитан на доверчивых детей. В большинстве вопросов ответы часто очевидны, двусмысленных вариантов практически не встречается. Единственной реальной сложностью могут стать вопросы на числа - разрешенные при парковке расстояния до объектов, количество штрафных очков за разные типы нарушений, допустимое количество алкоголя в крови и т.п. Это единственное, что приходится действительно учить, и на чем можно погореть.
Невооруженным глазом можно увидеть, что получить свою первую водительскую лицензию в Онтарио достаточно просто. Но самое интересное, что эта лицензия G1 уже разрешает водить автомобиль (только в сопровождении водителя с лицензией G и 4+ годами водительского стажа, а также без права выезда на скоростные шоссе и без права вождения в период времени 00:00-05:00). Да, сдал теорию - садись за руль.
Для получения лицензии типа G2 уже требуется сдать практический экзамен по вождению (стоит $40), но сделать это можно не ранее, чем через 12 месяцев после сдачи теоретического экзамена (8, если прошел обучение в сертифицированной автошколе). На этом экзамене уже все серьезно - надо покататься с экзаменатором по реальным улицам (без выезда на фривей), выполнить все его требования, которые могут включать в себя разворот в три приема, параллельную парковку, парковку на склоне и т.п. В отличие от родных реалий, экзаменатор еще до начала экзамена предупреждает, что он будет просить выполнить действия заранее, а также не будет предлагать выполнить ничего противоправного. Я помню свой киевский практический экзамен, когда меня просили и остановиться под запрещающим остановку знаком, и развернуться через сплошную. После невыполнения такого требования звучали одобряющие высказывания "молодец, правильно, здесь это делать нельзя".
Во время движения экзаменатор делает постоянные пометки на специальном бланке, где отмечаются все погрешности и ошибки. При этом бланк содержит сгруппированные наборы потенциально возможных оплошностей, количество которых строго регламентировано. Например, есть целых 4 окошечка для фиксирования ошибок при выборе неправильной полосы движения или при недостаточном обзоре слепых зон и других окрестностей. Сумеешь заполнить все 4 окошечка в одной из групп - экзамен провален. При этом группы более серьезных нарушений имеют только два, а то и одно окошечко. При этом у экзаменаторов есть еще и два символа для отмечания ошибки - галочка и крестик, а-ля ошибка и помарка (т.е. разную степень провинности). В итоге по окончании экзамена тебе сообщают твой конечный результат, а через несколько минут на руки выдают эту простыню со всеми твоими крестиками и галочками. Получив на руки лицензию G2 уже можно самостоятельно кататься, где душе угодно, включая хайвеи, фривеи, но нельзя пить за рулем. В смысле, что содержание алкоголя в крови не может превышать 0,0 промилле.
Ну и наконец, полная лицензия Full G выдается после сдачи еще одного полномасштабного практического экзамена по вождению, который включает в себя все то, что было в экзамене на G2, плюс к этому выезд на скоростное шоссе. Сдавать на Full G можно только после 12 месяцев с момента получения G2, а стоимость экзамена - $75. Скажу честно, по моему личному опыту этот экзамен намного сложнее первого. Сложнее по субъективным причинам - сложно сфокусироваться и сосредоточиться на выполнении простейших обязательных требований: расположение рук на руле, остановка перед стоп-линиями (а не на или за), плавное и аккуратное вождение, перестроение, четкое соблюдение скоростного режима. Может оно не у всех так, но первое же, что мне сказала моя экзаменаторша еще при выезде с парковки "пожалуйста, не забывайте, что руль надо держать двумя руками".
Вообще мой экзамен на Full G мог бы войти в топ хит-парада личных эпических фейлов. Мне казалось, что я завалил экзамен, уже через 5 минут. Я и в резиденшиал зоне (40 км/ч) умудрился проехаться под 50, и при параллельной парковке встал достаточно близко к впереди стоящей машине (в даунтауне - самое оно, на экзамене - галочка). Не потому что я плохо вожу, нет. Просто расслабленность и неумение сосредоточиться в нужный момент чуть не сыграли со мной злую шутку. Но, ура-ура, экзаменатор поздравила с успешной сдачей, пожурила за огрехи и ошибки и пожелала быть внимательнее на дороге. Выдала на руки вот такую простыню, в которой можно лицезреть все, что я натворил во время экзамена (желающие могут кликнуть и рассмотреть в увеличенном варианте).
Фулл Жэ лицензия действует практически вечно (ну раз в 10 лет надо будет перефотографироваться), а точнее до момента исполнения 80 лет, когда придется переоформить лицензию - пройти тест на зрение, пройти опять тест на теорию и поприсутствовать на групповом информационном занятии, где расскажут о том, как в 80 лет не убиться на машине. Конечно, можно потерять лицензию и не дожидаясь 80-летнего возраста. Для этого достаточно набирать штрафные очки (о них - в третьей части).
Чуть не забыл рассказать про международные права и их признание в Канаде (Онтарио). Несмотря на, казалось бы, лояльное отношение к выдаче водительских лицензий, Канада не очень приветливо смотрит на права, полученные за пределами североамериканского континента. Провинция Онтарио признает лицензии, выданные в других канадских провинциях (вот сюрприз), США, Великобритании, Австралии, Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Японии, Корее (Северной Южной, конечно), Швейцарии и на
острове Мэн. Все остальные страны - простите, но нет. Но даже гражданам этих привилегированных государств одних прав недостаточно - надо захватить с собой (или получить в консульстве своей страны) какие-то специальные выписки, подтверждающие валидность (не могу подобрать наиболее емкого русского аналога этого слова) документов.
Пребывание в Канаде по временной визе дает право пользоваться правами международного образца (полученными в своей стране) на протяжении 90 дней. Если срок визита больше 90 дней, надо обращаться в Министерство Транспорта и, скорее всего, получать временные онтарийские права. Для тех, кто приехал и получил статус постоянного жителя, и того меньше - 60 дней, по истечение которых твои украинские/российские/казахские/итальянские/и другие права никого не интересуют...
Для новоприбывших в Канаду имеет смысл озаботиться вопросом подтверждения стажа, потому что его могут зачесть и тогда не придется ждать по 12 месяцев между лицензиями. За подробностями можно обратиться в комментарии :)
Оффтоп: Кстати, при сдаче экзамена на руки дается временная бумажка, а сами пластиковые права приходят через несколько дней по почте. Обычным, не заказным письмо обычной, не курьерской почтой. Собственно, тут и кредитки, и банковские чеки преспокойно пересылаются по почте...
БОНУС - Как я сдавал теорию вождения в Киеве
Не могу не вспомнить свою любимую историю, как я сдавал свой теоретический экзамен в Киеве (2008 год). В специально обустроенном помещении, похожем на карцер, были установлены два десятка допотопных компьютеров с аналогичными мониторами. Под присмотром сурового пузатого подполковника и некрасивой тощей лейтенантши милиции приходилось кликать (при помощи специальной однокнопочной мыши) по правильным ответам в программе, написанной под Виндоус95. Уже в самом начале мне попался душераздирающий вопрос (дословно не помню, постараюсь передать идею): Как водитель должен воздействовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения? И, внимание(!), к нему прилагались следующие ответы:
А) Габаритные огни.
Б) Ближний свет фар или противотуманные фары.
В) Ближний или дальний свет фар.
Я перечитывал вопрос раз 10, пытаясь вспомнить имя своей первой учительницы по русскому языку, чтобы мысленно спросить ее, какой урок я пропустил, и почему я не могу понять прочитанное. В итоге я собрался с духом, поднял руку (прямо как в школе), осмелился вслух спросить, что мне делать, если ответы не подходят к вопросу. Тощая, пытаясь выслужиться перед старшим по званию, очень строгим командирским голосом намекнула мне, что я, видимо, плохо учился в школе, раз не могу сопоставить ответы с вопросами, и что мне надо просто быть внимательнее и сосредоточиться. Я вяло попытался объяснить, что, возможно, в программном обеспечении есть некий баг, в результате которого функция отображения ответов не получила номера вопроса в качестве входной переменной и ей пришлось использовать случайный аргумент, что привело к совершенно неправильному набору выходных данных. Меня прервали еще на "программном обеспече...", сказали, что, если я не продолжу экзамен, то меня просто удалят из комнаты.
Так как время было ограничено, я решил пропустить каверзный вопрос, чтобы вернуться к нему позже. Прощелкав с горем пополам 18 из 20 вопросов (а для сдачи экзамена надо ответить на 18 вопросов из 20, т.е. не более 2 ошибок), и увидев, что уже 18 правильных ответов у меня в кармане есть (программа сразу отображала правильность или неправильность каждого выбранного ответа), я пошел на принцип. Еще раз подняв руку, я настойчиво позвал на помощь. В этот раз сам суровый и пузатый решил разрешить конфликт. Встав с насиженного места, он подошел ко мне и вопросительно взглянул на экран. "Ну и что тебе здесь непонятно?" Вопрос повис в воздухе. Но я быстро пришел в себя и сумел выдавить: "Ну как же? Здесь ответы явно из другого вопроса, что-то не так с программой". После этого подполковник завис минуты на полторы. Он смотрел на экран, поправлял портупею, хмурил суровые брови и зачем-то не по-милицейски шмыгал носом. Потом в его глазах мелькнула искорка, и он недоуменно посмотрел на меня: "Тебе делать нечего? У тебя же уже 18 из 18, значит экзамен сдан. Щелкай что угодно и уходи уже!"
Я сдался. Я откровенно проиграл. Я был повержен этой системой, где очевидная ошибка в программе, которая может стоить кому-то экзамена (а это не $10, а больше + нервотрепка и обязаловка сдавать в удобное ИМ, а не ТЕБЕ время), просто игнорируется и вызывает раздражение. Стоит ли говорить, что "габаритные огни" оказались верным ответом на то вопрос. Ну и точно стоит добавить, что на выходе из класса меня искренне обматерил куратор нашей группы из автошколы, который высказал все, что он обо мне думает, так как я вместо того, чтобы тихо сдать экзамен, пытался устроить какое-то шоу и чуть не разозлил подполковника, который (между прочим) до этого момент был в хорошем настроении. Возможно, мое поведение поставило под угрозу судьбу той доброй половины группы, которая почему-то задержалась в классе после экзамена минут на 5 за закрытыми дверями наедине с подполковником и куратором... Но это, как говорится, уже совсем другая история...
<<<
Канада для чайников: Автомобили, автомобили (часть первая) - ПДД, дороги, светофоры >>>
<<<
Канада для чайников: Автомобили, автомобили (часть третья) - полиция, штрафы и школьные автобусы >>>