Британский плен - кузница талантов ИЛИ как мы гостя торонтовскими достопримечательностями потчевали

Dec 09, 2011 11:20


Я не пропал, меня не сбил грузовик, я не забыл, где на клавиатуре кнопка "ж". Просто в гости приехал друг и коллега из Киева, поэтому времени совсем нету. Сейчас, когда удалось его благополучно выпроводить в Монреаль на несколько деньков, появилась свободная минутка для интернета.




Вообще, несмотря на не самую приятную погоду, программа развлечения заокеанского друга оказалась чрезвычайно насыщенной и достаточно интересной. За прошлую неделю мы успели побывать в куче обязательных к просмотру (и не очень) мест в Торонто и вне его:
  • CN Tower в дневное и вечернее время.
  • Distillery District (с всенепременным посещением шоколадницы Somo).
  • Royal Ontario Museum с экспонируемой там выставкой, посвященной индейцам Майя,
  • Не забыли про обязательное посещение Ниагарских Водопадов и близлежащего Найагара-он-зе-Лейк
  • Музей Хоккейной Славы.
  • Торонтовский замок Casa Loma, история жизни владельца которого, считаю, достойна экранизации.
  • Исходили почти все этажи Art Gallery of Ontario, правда, так и не попали на экспозицию Марка Шагала, но зато провели немало времени в зале Building Utopia, посвященному советскому революционному агитплакату 1920-1930-х годов.
  • Съездили в Плохие Земли, которые были по погоде грязными, скользкими, липкими, в общем, достаточно плохими, чтобы испортить всю обувь и беспросветно испачкать машину. Не забыли заехать и в местную сидрильню.

Помимо всего этого мы еще нагулялись по даунтауну, чайнатауну, покатались на TTC, заглянули на тренировку девочек-хоккеисток в ледовой арене, неудачно понаблюдали за самолетами в аэропорту Пирсона, побывали в публичной библиотеке (конечно, ради бесплатных билетов в музей, но заодно и книжек почитали), побывали на замечательном спектакле Miss Toronto Acts Back в Pandemic Theatre (еще раз большое спасибо, adam_black!), потом заели это походом на попкорновое 3D-кино, а еще посмотрели локальный этобиковский Санта Парад и даже пошоппились немного...


Теперь вернемся, собственно, к теме, вынесенной в заголок поста. Посещая арт-галлерею Онтарио, я, безусловно, был очарован картинами, скульптурами, поделками и безделушками великих мастеров эпохи ренессанса и рококко (да, я беспросветно туп в искусстве). Я с искренним интересом разглядывал творения Моне, Родена, Рубенса, но рассказать захотелось о безызвестных мастерах - французских военнопленных времен Наполеоновских войн.


В галерее была представлена коллекция моделей кораблей, созданных в период 1700-1900-х годов. Можно долго удивляться высокой детализации этих "игрушечных" корабликов и ювелирной тонкости работы, ер все это слегка меркнет при осознании того, что мастер имел в своем распоряжении дорогие инструменты, удобное рабочее место, все нужные материалы. Совсем другие чувства возникают при осознании того, что часть представленных работ - произведения многолетнего труда обычных военнопленных, вынужденных ожидать окончания военных действий в не оченб благоприятных условиях британских тюрем и лагерей 19-го века.


Первые полтора десятка лет 19-го века в военной истории Европы (и не только) известны как Наполеоновские войны - французский коротышка навел немало шороху, воевал на всех фронтах на разных континентах, строил великую Французскую державу. Стратегический талант полководца Бонапарта обсуждению не подлежит, но, как ни крути, затяжные и разбросанные по миру поля боевых действий не могли не привести к определенным человеческим потерям. Великобритания, как основной противник французов, как раз встретила рассвет (становление) своего флота, что позволило подданным коронам одержать немало побед в морских сраждениях. За этот военный период британским войскам удалось захватить в плен около 120 тысяч французских вояк. Расселить их пришлось по всевозможным замкам, крепостям, корабельным докам, специально выстроенным лагерям.


Военнопленные, которым светило долгое и нудное заключение до момента окончания военных действий, быстро стали группироваться в кружки по интересам. Оказалось, что наиболее популярным интересом стало моделирование - создание миниатюрных моделей чего угодно, и в частности - военных кораблей. В сырых темницах, при свете свечей, на неудобных лавках (так себе я представляю обстановку) рождались уникальные и до мелочей выеренные модели военных кораблей тех времен.


Англичане достаточно быстро додумались, что эти работы могут принести определенный доход Короне и хоть как-то скрасить затраты на многолетнее содержание такой армии пленных. Наиболее талантливые мастера группировались в артели, им предоставлялись необходимые материалы, инструменты, чертежи и схемы кораблей для более точного моделирования, в результате чего на свет массово стали появлятьясеше более великолепные в своей детализации модели кораблей британского (в основном) и французского флотов. В ход шли переработанные кости животных, древесина, бечевка, китовые усы, мешковина. С учетом достаточно большого количества пленных, не низкой смертности, невозможности должным образом организовывать захоронения, зачастую использовались и человеческие кости. Для производства особо ценных экспонатов смотрители предоставляли мастерам слоновую кость, черепашьи панцири, золотую и серебряную краски, шелк и другие дорогие материалы. Некоторые модели даже были оснащены механически движущимися деталями - вращающимися штурвалами, килями, выдвигающимися орудиями и т.п.




Большая часть моделей предназначалась для продажи в качестве сувениров, но наиболее искусные работы дарились особо важным особам и высокопоставленным чинам. Со временем эти антикварные (уже двухсотлетние) произведения искусства осели в различных музеях, галереях, частных коллекциях.




На рассмотрение каждой модели можно потратить немало времени, так что торонтовчане, любители корабликов, запасайтесь терпением и временем, если идете в AGO. Примеры "ювелирных" работ военнопленных начала 19-го века можно посмотреть здесь или тут или в гуглопоиске по запросу prisoners of war ship models.


Для особо любопытствующих:
- обширный труд о британской жизни французских военнопленных тех времен (на буржуйском языке);
- не менее обширный, но более литературный труд о французских пленных в России.


Ну а для ленивых - ниже немножко кликабельных картинок:









[о высоком], Канада, Торонто, [бытовуха]

Previous post Next post
Up