А что ж это я совсем забыл про обещанный репортаж с концерта Армена Григоряна и его Крематория? Исправляюсь.
История русского рока немыслима без упоминания
Крематория. Коллектив, возникший в середине 80-х, был основан Арменом Григоряном и Виктором Троегубовым. Творческий дуэт некоторое время успешно сосуществовал, но вскоре появились разногласия и музыканты разошлись: Григорян продолжил развитие уже достаточно успешного на тот момент Крематория, а Троегубов организовал свой проект Дым.
01.
Крематорий же продолжает набирать обороты. В 1988 году выпускает альбом "Кома", который становится визитной карточкой группы, приносит коллективу всесоюзную славу. Альбом был записан на киностудии им. Горького и впоследствии был награжден, ни много ни мало, дипломом 1-й степени журнала Аврора в обойме лучших магнитоальбомов 88-го года! Именно тогда любители рок-музыки услышали такие песни как Безобразная Эльза, Хабибулин, Клаустрофобия и Мусорный ветер. На последнюю песню снимается
клип, который показывают сначала по московскому каналу в передаче "Музыкальный лифт", а потом уже и по ЦТ.
02.
Собственно, в моей жизни Крематорий появился в виде случайных записей на чьих-то аудио-кассетах. Это случилось уже в середине 90-х, когда я усиленно занялся собственным музыкальным воспитанием и образованием, которое заключалось в осмысленном и не очень перезаписывании и копировании кассет, прослушивании разной музыки, составлении сборников и даже косвенном участии в жизни одной киевской студии звукозаписи. Я никогда не был серьезным поклонником творчества Григоряна, но те хиты, что неизменно оказывались в любом сборнике русского (и украинского) рока, любил и уважал.
03.
В Торонто музыканты приехали в рамках североамериканского турне, представив программу своих лучших и наиболее популярных песен "Зэ бэст". Выступал Крематорий в небольшом клубе, который оказался забит почти под завязку. Среди публики было много молодежи, которая по возрасту порой была моложе самого коллектива. Армен очень тепло общался со зрителями, рассказывал короткие истории из жизни группы и ее участников.
04.
Бесспорно, Армен Григорян и Крематорий - это практически синонимы. Он является автором практически всех песен группы. Армен - сын советского дипломата, мог родиться в Катманду Каире в Египте, где его родители находились в командировке, но буквально накануне родов его мать принимает решение вернуться в Москву, где и рождается Армен. (
видео - Катманду).
05.
Григорян по праву считается одним из отцов русского рока. Его неизменная шляпа стала неким символом интеллигентного рока. Мало вообще кто видел Армена без головного убора :)
06.
За почти 30-летнюю историю группы в составе Крематория сменилось немало музыкантов. Сам Григорян в одном из интервью рассказал: Вообще, я раньше думал, что нужно держать состав как можно дольше. Что музыканты, которые с тобой работают очень долго, они уже знают тебя, они могут понять любое твое новое произведение с каких-то таких основ. А потом я подумал, что, в общем-то, на самом деле, держать постоянный состав - это то же самое, что и постоянно наступать на те же самые грабли, заниматься самоплагиатом. На концерте это хорошо, но в студии работать было уже невозможно. Поэтому у меня в группе переиграло более 50 человек, за что я им страшно благодарен, потому что каждый из них приходил в группу, приносил что-то свое. Может быть, это были его личные штампы, но, растворяясь в "Крематории", это была новая волна, какая-то новая идея, новая кровь. Поэтому, благодаря вампиризму, которым я занимался в течение 20 лет, музыка "Крематория" разнообразна.
07.
Знакомимся с нынешним басистом группы. Думаю, мало кто оспорит мнение, что Николай Коршунов выглядит так, как будто он играет реально тяжело-металлическом коллективе. Суровый, серьезный и лысый. :)
08.
Николай - басист на разрыв, он является действующим постоянным участником одновременно нескольких музыкальных коллективов, совмещая эту деятельность с отдельными сессионными и гастрольными приглашениями. Таким, например, как концертный тур по странам СНГ бывшего вокалиста Iron Maiden Пола Ди'Анно.
09.
Несмотря на всю серьезность и даже грозность образа, Николай часто улыбался и смеялся. (
видео - Девочка со взглядом волчицы).
10.
Также Николай выпустил несколько сольных альбомов с песнями собственного сочинения, плюс к тому еще и стал лауреатом нескольких конкурсов авторской песни со своими акустическими произведениями.
11.
Скрипка была всегда характерной чертой в музыке Крематория, придавая песням коллектива особое звучания и выводя музыкантов из разряда обычных рокеров в класс творческой интеллигенции. Александр Лучков, поехавший с группой в североамериканское турне является самым молодым участником нынешнего состава Крема. Не по возрасту, а по времени прихода в группу - Александр присоединился к Григоряну и Ко лишь в 2011-м году.
12.
При этом кучерявый скрипач успел стать одним из любимцев публики: во время представления состава группы Армен успел лишь объявить "ну а на скрипке и клавишных у нас самый молодой участник коллектива..." и тут же из зала пронзительный женский голос прокричал "Саша Лучков!!!"
13.
Александр владеет игрой на многих музыкальных инструментах. Если порыскать в сети, то можно найти фотографии Лучкова с гитарами, скрипками, непонятными банджо, губными гармошками и другими струнными и смычковыми, а также он красиво поет и играет на клавишных. А еще талантливый Саша излучает яркий свет и музыку не только из скрипки, но и из своей головы.
14.
У меня лично немного талантов и способностей. Точнее они меня какие-то инвертированно-отрицательные. К примеру, я страдаю от хронической невнимательности, у меня поразительное умение отвлекаться, уникальная способность забывать все подряд (включая сюжеты только что прочитанных книг или имена только что представившихся людей). Но вот чем я могу наверняка гордиться - так это памятью на лица. Я действительно очень хорошо запоминаю черты лица, узнаю людей, которых видел всего один раз в темноте и с затылка. К сожалению, с учетом плохой памяти на имена и события, мое умение помнить лица в итоге сводится к жуткому ощущению "О, я знаю кто это! Это... это... это... Черт, я же видел его где-то, когда-то... Кто же это? Я знаю, что я его знаю, но кто это, я не знаю..."
15.
К чему я это все про свою память на лица? Да просто с первого взгляда на Александра Лучкова я сразу понял, что где-то я его уже видел. Только при написании поста мне удалось наконец-таки вспомнить, откуда мне знаком Саша. В конце 90-х я регулярно наблюдал его в составе культовой (для меня) группы Манго-Манго! Что, кто-то не помнит Крановщиков, Пули, Аквалангистов и
Космонавтов??? Саша там играл на клавишных и на гитаре и гитарке.
16.
Гитарист Владимир Бурхель с Крематорием с 2005 года. Очень серьезно относился к своим гитарным партиям и очень расстроен был тем, что в его оборудовании были какие-то неполадки, вынуждавшие его постоянно проверять провода, динамики, усилители вместо того, чтобы участвовать в концерте. (
видео - Крематорий).
17.
Владимир родился в Свердловске, но еще во времена СССР перебрался в Севастополь, где вырос и начал творческую карьеру. Именно с его украинским гражданством связан один из наиболее глупых и странных инцидентов в его концертной истории. Однажды Крем давал концерт в закрытом городке Саров (ранее известном как Арзамас-16), который является стратегическим ядерным объектом, до сих пор обнесен колючей проволокой и охраняется военной частью. Присутствие иностранцев на территории такого закрытого объекта как Саров не допускается, поэтому уже по приезду группы выяснилось, что охрана просто не намерена пускать Владимира в город. Никакие аргументы про родину Владимира и про его причастность к музыке, а не к шпионажу, не возымели действие на военных, поэтому пришлось Крематорию играть концерт без гитариста, а Владимиру отправиться домой.
18.
В который раз я с легкой горечью вспоминаю о незаслуженно малом внимании, уделяемом ударникам (барабанщикам) музыкальных групп - они сидят на заднем плане, их хорошо слышно, но плохо видно. В лучшем случае у них бывает 3 минуты счастья, когда они выдают соло на ударных. С ударником Крематория Андреем Ермолой исключения не получилось. Я его снимал мало, так как света на заднем плане было критически мало. Ну и к тому же, порывшись в инете, я не нашел практически ничего, что я мог бы рассказать о нем.
19.
Светлым пятном в концерте для Андрея была одна из акустических песен (не помню, какая, кто напомнит - тому пряник), в апофеозе которой он с двумя тарелками вышел на край сцены и с упоением поставил громкую и звонкую точку в композиции.
20.
Было бы нечестно не упомянуть еще одного участника коллектива, вклад которого сложно переоценить. Я говорю о Сергее Овсянникове - звукорежиссере Крема, под чьим чутким звукорежиссерским руководством группа отыграла все свои концерты с 1987-го года! Да и львиная доля студийных материалов вышла из под рук Сергея. Реальная фотография Сергея с официального сайта группы представлена справа. Моя тематическая фотография с концерта в Торонто - внизу. (
видео - Мистер Тайсон).
21.
Уехав за тридевять земель и за океан, я с особым чувством шел на этот концерт - все-таки свое, родное. Отдельное огромное спасибо
Lunapark Entertainment в лице Антона, организовавшего приезд музыкантов, свозившего их
на Ниагарские водопады и аккредитовавшего меня на концерт. В ближайшем будущем (в сентябре) Антон обещает приезд в Торонто Сплина, что тоже будет достаточно интересно.
22.
Ну и напоследок обязательная в моем случае ложка дегтя в бочку меда. За два года в Канаде я уже побывал более, чем на дюжине концертов: клубных, стадионных и фестивально-многодневных, из которых только два были выступлениями соотечественников - Крема и
Океана Эльзы. Понятное дело, что на любом рок-концерте сложно ожидать пунктуального и педантичного следования расписанию - концерты зачастую начинаются на 20-30 минут позже положенного времени, особенно, если в действе принимает участие несколько коллективов. Но вот, что странно, из полутора десятков концертов всего дважды я столкнулся с тем, чтобы концерт начался на полтора часа(!) позже запланированного времени. Отгадаете сами на каких? Совпадение? Почему? Кстати, забавное наблюдение я сделал во время ожидания выступления Крематория: в официальное время начала (20:00) в клубе было от силы 20-30 человек. В 20:40 их было 50-60. В 21:10 словно трубу прорвало - клуб заполнялся буквально на глазах. Аккурат к выходу Григоряна на сцену (в 21:35) зал был полон!
23.
Второе неприятное наблюдение: оба раза (на концертах наших соотечественников) я стал свидетелем бытовых и глупых конфликтов перед входом в зал. На Океане Эльзы нашлись товарищи усиленно курящие в очереди и выдыхающие дым на окружающих, при этом вступающие в полемику при просьбе прекратить нарушать общественный закон. Перед началом концерта Крематория на входе дама в шубе устроила скандал с охранниками, которые не пускали ее сына в зал, так как ему не было 19 лет. На вполне логичные заявления организаторов, что везде было написано, что концерт только для 19+, она кричала, что
ничего такого не видела и что ей теперь делать - отвозить сына домой? По-хорошему, ответом должно было бы быть однозначное да, отвозите сына домой. Но добродушный Антон замял конфликт, каким-то образом уговорив охрану пустить семейство внутрь. Напомню, что владельцы клуба при этом серьезно рисковали, так как грубо нарушали
один из самых серьезных законов Онтарио.
24.
Ну а внутри уже публика оттягивалась по полной, оккупировав изначально все бары, а потом уже и сцену, используя ее в качестве стола для выпивки и иногда даже закусок. Хотя, таких было меньшинство, в целом, зритель был очень положительный и порядочный, о чем группа упомянула
в своем отчете о североамериканском туре.
25.
Вот таким получился репортаж о моем походе на концерт Крематория в Торонто. Пусть последние абзацы не вводят в заблуждение читателя - я не со зла критикую и не снобирую попусту. Мне действительно бросились в глаза такие мелочи, которые нечасто встретишь на других мероприятиях, но это были незначительные детали. Главным остается тот факт, что Крематорий и Армен Григорян подарили торонтовскому (и не только) зрителю потрясающий позитивный концерт. Почти два часа лучших песен группы и теплое общение с залом - вот, что мне запомнится в первую очередь.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Что еще у меня есть на концертно-музыкальную тему?
Gigantour 2012 - MEGADETH
Gigantour 2012 - MOTORHEAD
Heavy T.O. - фестиваль тяжмета
Heavy T.O. - публика
Nirvana (Tribute to)
Океан Эльзы в Торонто