Не является ли чистый опыт переживания красоты, который в основном и предлагает по большей части музыка, неким агрегатным состоянием души, гораздо более глубоким, чем радость, стремление или скорбь? (с)
Противное слово, избегал бы его при разговоре о музыке и прекрасном. По существу, могу опираться только на собственный опыт. А он говорит, что переживание красоты музыки является самым сильным и самым иррациональным переживанием из всех возможных. Возможно, поэтому и самим глубоким.
почему именно музыка?heelzaaMay 7 2012, 17:11:39 UTC
наверное, потому что автор - композитор и музыковед :)
судя по всему, ключевое слово тут -"чистый". в других искусствах платоново-кантианское начало выражено не с такой очевидностью: больше всяких эмоционально-смысловых примесей. по-видимому, речь у Шенбергера идет именно об абсолютной музыке (книжки сейчас нет под рукой - проверить не могу), поскольку, скажем, вокальная музыка зачастую тоже не отличается эстетической стерильностью, а аристотелевские катарсисы мыслью автора, похоже, не охватываются.
Re: почему именно музыка?bourgerMay 8 2012, 09:50:54 UTC
кому что ближе, в общем, тот в том и видит красоту и агрегатное состояние души :) зависит тут больше, наверное, от восприятия: кто-то даже самую, не знаю, жанровую живопись видит кристально-эстетически, а кто-то в Кейдже и Фелдмане ищет чуйства и щемящие интонации. И - находит...
Re: почему именно музыка?heelzaaMay 8 2012, 21:14:10 UTC
я не готова отдать все на откуп субъективноve :) наверное, мы тут снова упираемся в вопрос репрезентации (все собиралась хорошенько с вами поспорить, да как-то формулировала, формулировала, да невыформулировала :)) мне представляется, что образ, соотнесенный с реальностью, дает тот самый смысло- (и, соответственно, эмоцио-)образующий импульс, который Шенбергер стремится вынести за скобки, противопоставляя эстетическое чувственному. разумеется, это довольно грубое обобщение. но об [объективной] тенденции ("по большей части", "в основном"), по-моему, говорить можно - тут я с Шенбергером согласна. %)
Comments 20
Reply
а по существу вопроса что думаешь?
Reply
Reply
без него состояние рассубстанциализируется :) - смысл смещается в область психических переживаний.
Reply
Но иногда и большим, да, бывает.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
а Китс может, он такой
beauty is truth, truth beauty,-that is all. Ye know on earth, and all ye need to know.
Reply
и термин мне нравится..
Reply
мне кажется, то же верно по отношению к любому искусству: и агрегатное состояние, и красота.
Reply
судя по всему, ключевое слово тут -"чистый". в других искусствах платоново-кантианское начало выражено не с такой очевидностью: больше всяких эмоционально-смысловых примесей. по-видимому, речь у Шенбергера идет именно об абсолютной музыке (книжки сейчас нет под рукой - проверить не могу), поскольку, скажем, вокальная музыка зачастую тоже не отличается эстетической стерильностью, а аристотелевские катарсисы мыслью автора, похоже, не охватываются.
хотя все очень условно. конечно.
Reply
зависит тут больше, наверное, от восприятия: кто-то даже самую, не знаю, жанровую живопись видит кристально-эстетически, а кто-то в Кейдже и Фелдмане ищет чуйства и щемящие интонации. И - находит...
Reply
Reply
Leave a comment