«Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке: ведь все были потомками рода Ноя, спасшегося во время потопа и нашедшего пристанище возле Араратских гор. Постепенно род увеличивался, обретал новые знания и умения. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли…» Дальше мы помним историю о том, что люди перестали понимать друг друга и башня рассыпалась…
В произведениях Тышлера, таких своеобразных, ни на что не похожих, есть своя глубинная связь с традициями, с впечатлениями детства. Фамилия художника обозначала одновременно профессию и отца, и дедов («Tischler» - столяр). В Мелитополе, где он родился и вырос в среде «благородных рабочих людей», где складывались его вкусы, его отношение к работе, как к добротно сделанной вещи, его тяга к цельности объемов и соразмерности соотношения частей. Из детских воспоминаний об отдыхе на юге и женщинах - торговках, несущих на головах «буквально всё - бублики, пирожки, лимонад», получилась аллегория женщин, несущих на себе целые города, женщин-башен, женщин-построек… Предметы обычны - связь их фантастична.
Романтик и сказочник, один из самых причудливых художников эпохи «борьбы с формализмом», Тышлер оказался востребованным театром, где создавал эскизы театральных костюмов и декораций. Этот волшебный мир театра он перенес и в станковую живопись, графику и скульптуру. Особенно интересен его «Лирический цикл». Главным действующим «лицом» этого цикла стала конструкция, плетённая из лозы - корзина огромного размера и непонятного назначения. Эта плетеная башня населена ослами, лошадьми, мужчинами, голубями.
Странная картина с башней - корзиной, стройной девушкой, образами мужчин в окнах, велосипедом и пляжем говорит нам о доме, пронизана энергией любви и жаром лирических переживаний. На всех картинах изображена жена художника Анастасия Степановна. Прекрасен и архитектурно пропорционален и её портрет. Художник говорит: «Я люблю писать и рисовать людей... но изображаю их, как правило, не обособленно, а в необычных и необыденных связях и ситуациях. В результате человек и вещь обретают новый и неожиданный единый архитектурный образ. При этом вещи у меня изображены совершенно реально, а соединение их с человеком - фантастично. Так и рождается реалистически условный образ, и нет натурализма».
А.Г. Тышлер родился на излете XIX века и всю свою сознательную жизнь прожил при советской власти (1892-1980). Конечно, творческий путь Тышлера был трудным. Его выставки закрывали (или - не открывали). После 1961 года Тышлер не получил ни одного заказа на оформление спектакля, его лишили возможности работать в театре. И все-таки это удивительный, уникальный мастер, который ни в чем, ни разу не изменил себе, мастер, который от юности и до преклонных лет оставался верен своей романтической легенде мира.