О бессмысленности. Часть первая.

Feb 11, 2008 16:43

Разумное существо - это очень непредсказуемая штука. Отдельно от порога разумности и уровня интеллекта, на поступки такого существа сильно влияет ещё и характер. Который лишь предположительно можно просчитать заранее. А вот полностью учесть все аспекты его влияния на поведение уже не получится.
Это терпимо, но всё меняется, когда ты сталкиваешься с менталитетом. Скажем, национальным, или ещё каким-нибудь. Вот тут начинается непонятное. Потому что любые странности отдельного человека можно просто принять как факт, не углубляясь в их смысл или бессмысленность. А вот когда речь идёт о довольно большой группе людей, то понятие смысла выходит на первый план. Его как бы... ожидаешь в этом случае. И очень удивляешься, когда не находишь.
Приведу небольшой пример. Скажем, некий человек очень любит топить у себя в ванной собак. Занятие это абсолютно бессмысленное, более того - вредное для самого человека (в силу уже того, что он рискует навлечь на себя этими действиями общественный гнев), да и жестокое занятие, но если речь идёт об одном человеке, то это не так уж и странно. Мало ли, какие бывают люди. Неприятно, конечно, но эту его особенность можно учесть, а затем успешно с ним взаимодействовать. В любом, в принципе, статусе. Однако, если мы представим город, в котором все поголовно увлечены этим занятием, то поймём, что жители такого города, перетопив за короткое время всех окрестных собак, останутся без оных. В то время, как могли бы извлекать пользу и радость из взаимодействия с этими животными. Поэтому нам привычно, что люди с подобными закидонами встречаются, а вот большие группы людей - уже нет. Как-то это совсем нелогично. Я именно на этом и нарвался. На менталитете, который не предполагал встретить. Подробности излагать не могу, ограничусь лишь общими заметками на эту тему.
Любой человек может совершать условно-добрые и условно-злые поступки. Упростим, предположим, что понятия добра и зла на всех территориях, где действует этот человек одинаковы для всех. И те и другие поступки человек может совершать в силу их выгодности. Однако, в случае добрых поступков прямая выгода не вполне обязательна - её с лихвой может заменить улучшившееся к нему отношение. Люди же любят, когда им делают хорошо.
Для умышленного причинения окружающим зла, у человека должна быть некая цель. Некая выгода от совершаемого действия. Скажем так - я сейчас ограблю банк, перебью там весь персонал, это будет очень плохо, меня будут ненавидеть, искать с целью покарать за содеянное, но ничего, зато я получу много денег и жизнь моя несравненно улучшится. Вполне понятно, не так ли?
И совсем непонятно желание делать зло, не получая никакой выгоды. Скажем, сломать скамейку в сквере. Или украсть у своего работодателя вещь, очень ему нужную, но совершенно бесполезную для тебя. Чувствуете, к чему я? Склонность к подобным действиям, которая могла бы встречаться (и везде встречается) в качестве редкой персональной причуды здесь является частью менталитета. А это значит, что вы, находясь здесь, должны быть готовы к тому, что вас могут избить, обокрасть, обмануть , да и просто сделать какую-либо гадость, не получив от этого никакой личной выгоды. Иногда даже себе в убыток - такое вот бескорыстие наизнанку.
Напрягает, конечно. Но теперь я буду к этому готов.



Previous post Next post
Up