Feb 28, 2014 15:10
Пожалуй, это будет самая сложная серия постов за историю моего дневника. И сейчас, начиная ее писать, я совершенно не уверен, что из этого что-то получится. Мне придется давать краткие выдержки и следствия, пытаясь таким образом хотя бы примерно обрисовать картину законодательного устройства БСГ.
То, что разработал Резуш Законодатель, по сути является сборником алгоритмов. В некоторых случаях такой алгоритм может дать незыблемый императив, но это лишь побочное его действие. Например, формула "Граждане стального города имеют право на свет" сама по себе не подразумевает возможности изменений этого правила. Она обозначает, что услуги освещения должны предоставляться гражданам их городом бесплатно, и что это должно происходить всегда, независимо от текущей ситуации. Однако, сам по себе этот императив законом не является. Это всего лишь мелкий побочный вывод из общего алгоритма, который регулирует отношения владельцев городов с населением. А в рамках алгоритма предусмотрено множество переменных, причем сам алгоритм настолько сложен, что изложить даже его один в рамках дневника я не считаю возможным.
Резуш Законодатель составил несколько тысяч таких алгоритмов, большинство из которых действуют по сей день. Их действие часто отличается от того, которое они производили изначально, однако возможность подобных изменений заложена в них уже при создании. Некоторые были изменены или переработаны. Возможность такого изменения также заложена в самой системе. У каждого из алгоритмов есть границы применимости. Как только реальная ситуация выходит за эти границы, закон отправляется на переработку. Порядок переработки определен также самим Резушем, это один из базовых его трудов. Резуш постулировал, что подобные алгоритмы не могут становиться неприменимыми сами по себе. Это происходит только вследствие принципиального изменения исторической ситуации. А тогда за границы применимости выходит одновременно множество алгоритмов. Такая ситуация, согласно системе Резуша, должна инициировать созыв законодательного конгресса.
Надо заметить, что границы применимости законов Резуша довольно широки. Об этом говорит тот факт, что за более, чем 4 миллиарда лет по общему времени, конгресс собирался менее десятка раз. Подобная универсальность алгоритмов связана с тем, что они вообще не стремятся описывать частные случаи общественных отношений. Например, невозможен закон, который бы разрешал или запрещал аборты. Возможен общий алгоритм, указывающий, в каком случае разумный является объектом права и при каких обстоятельствах становится субъектом. А уже из этого алгоритма легко и однозначно выводятся конкретные решения. Решения могут потерять смысл довольно быстро, алгоритм - только после поистине колоссальных перемен, пережитых цивилизацией.
В некоторых законах прослеживается то, что можно назвать подгонкой под результат. Резуш начинал с некоего следствия (постулат про свет - отличный пример такого подхода) и разрабатывал алгоритм, который бы гарантированно давал это следствие во всех случаях. Подобный феномен связан с двумя обстоятельствами. Во-первых, Резуш имел ряд принципиальных представлений о будущем устройстве того, что ему довелось программировать. Сами эти представления, по его словам, образовывали некую черновую систему, на которую он опирался при постройке окончательной. А во-вторых, некоторые из этих постулатов были заложены непосредственно заказчиками свода законов.
Тут необходимо сделать пояснение. Сейчас многие представляют Резуша Законодателя как чуть ли не изначального правителя того, что впоследствии развилось в БСГ. Да, действительно, на заре содружества Резуш принимал активное участие в администрировании и был, пожалуй, одной из самых влиятельных политических фигур того времени. Однако, всё это происходило уже после разработки основной части свода законов. Саму же разработку он осуществлял на правах стороннего наемного специалиста, который был приглашен как лучший из известных на то время мастер по созданию саморегулирующихся систем.
Дело в том, что БСГ - псевдогосударственное образование. Оно обладает множеством внешних признаков государства, но не является таковым. По сути, речь всегда шла о некой организации, которая занималась вопросами сотрудничества и взаимопомощи между владельцами урбан-территорий, входивших в состав её членов. Таким образом, законы, написанные для этого образования вообще не рассматривают взаимоотношения между гражданами БСГ. Более того, когда мы употребляем русское слово "гражданин", мы должны понимать, что имеем дело с весьма вольным переводом. На самом деле, речь идет о постоянном клиенте одного из городов Братства. Законы же регулируют отношения городов с центральной организацией (которая, опять же очень вольно, называется в переводе "правительством"), а также некоторые аспекты взаимоотношений города и его жителей. Последнее было необходимо исключительно для задания определенных стандартов обслуживания. Нужно было сделать так, чтобы любой город гарантировал любому своему клиенту определенный уровень сервиса. Благодаря чему, стало возможным говорить об общих стандартах уровня жизни на всей территории БСГ.
Надеюсь, данное введение дало хотя бы начальные представления о рассматриваемом предмете. Я продолжу, эта тема не умещается ни во что, меньшее, чем серия постов. Вопросы, как всегда, приветствуются.