Про важность предубеждений

Aug 05, 2014 10:00




На иллюстрации к этому посту вы можете видеть типичный интернет-прикол, бородатый уже настолько, что он вполне имеет основания считаться классикой. На мой взгляд, смех над автором данного письма вполне уместен. В самом деле: человек не придумал ничего нового, желает, чтобы всё придумали и сделали за него, а он бы владел произведенным продуктом и чуть-чуть делился с его настоящими создателями.

Судя по всему, этот человек крайне малокомпетентен в вопросах интернет-бизнеса. Подобные люди встречаются в реальной жизни и уже породили целый жанр особого юмора. Сходу вспоминается эпизод из сериала “Теория большого взрыва”. Там второстепенный персонаж предлагает реализовать его “идею на миллион”: сделать очки, которые обычное кино показывали бы как 3D. Прибыль от изобретения он готов поделить пополам с тем, кто, по его словам “немного доработает технические детали”.

Это действительно смешно. Даже если предположить, что письмо с картинки вверху никогда не писалось всерьез и является лишь плодом литературного вымысла, надо признать, что шутка вышла удачной. Однако, сегодня мне бы хотелось поговорить о другом. Я предлагаю вам мысленный эксперимент. Он будет не очень правдоподобным, но зато весьма показательным.

Давайте попробуем проанализировать этот текст серьезно. При этом мы должны будем исходить из твердого предубеждения: автор текста умен, компетентен и всячески адекватен. Представьте, что это железобетонный факт и попробуйте объяснить написанное, не противореча оному.

А чтобы вам было интереснее, свою попытку я, пожалуй, положу под кат.

Для требуемого объяснения мне пришлось сделать парочку предположений:

1. Автор данного письма отягощен личностным недостатком. Он совершенно не умеет подавать ни себя, ни свои идеи. Такие встречаются даже среди выдающихся и умных людей, так что предположение вполне законное.

2. У автора серьезные проблемы с русским языком. Тут вот какая штука: людей, скажем корректно, не очень хорошо умеющих думать, легко опознать в сети по стилю написания сообщений. Они злоупотребляют восклицательными знаками, заглавными буквами и прочими приемами, которые адекватному пользователю лишь режут глаз, а им представляются вполне уместным способом акцентировать свои мысли. Раз так, у нас налицо противоречие: мы видим характерный для интеллектуального большинства текст, но написанный заведомо адекватным человеком. Объяснить это можно только какими-то дополнительными причинами. Например, легкой формой дислексии, или тем, что данный язык не является родным для автора.

Кстати, в моей практике один такой случай был. Человек, который в интернете пишет на уровне пьяного третьеклассника, в личном общении оказался весьма развитым, продвинутым и вообще интересным персонажем. Наше знакомство состоялось несколько лет назад, могу сказать, что тогда я получил немного удивления и одного очень хорошего друга.

Но, вернемся к моему заданию. Итак, я предполагаю, что человек, составивший это письмо, является представителем славной когорты бизнес-ангелов. Для тех, кто не знает термина, поясню, что бизнес-ангелы - это категория инвесторов, предпочитающих вкладывать свои средства в высокорисковые венчурные проекты, находящиеся на стадии, недалеко ушедшей от голой идеи. Обычно бизнес-ангел разом решает абсолютно все финансовые проблемы выбранных им стартаперов, получая взамен долю от будущих прибылей проекта.

Суть этого бизнеса в том, что из профинансированных проектов абсолютное большинство просто прогорит, зато те, которые выживут, вполне способны дать тысячекратную и более прибыль, покрывая убытки остальных и оставляя бизнес-ангела в хорошем суммарном плюсе. Профессия сложная, чтобы этим заниматься мало иметь капитал, достаточный для финансирования десятков и сотен амбициозных команд, надо к тому же обладать чутьем, стараться выработать хорошие критерии отбора проектов, словом, много чего надо обдумать и сделать.

В силу этого, у многих бизнес-ангелов существует своя система отбора претендентов на финансирование. Системы эти бывают очень разнообразны, как и включаемые в них факторы. Кому-то будет важно, чтобы проект показал первую прибыль, пусть даже в 2 рубля. Кому-то надо увидеть стабильный рост посещаемости сайта проекта на протяжении, например, пяти с половиной месяцев. Так вот, я предполагаю, что наш инвестор готов спонсировать проекты лишь определенного рода: те, которые бы конкурировали с уже существующим сервисом Istagram. Это может быть вполне разумным критерием, если у инвестора есть основания полагать, что именно подобные проекты в данный момент наиболее потенциально успешны.

Но у этого человека есть проблема, вдобавок к двум личным, обозначенным мной выше. Он никак не может найти достаточное количество подходящих ему команд. Обычно инвестор никого не ищет, к нему и так очередь желающих. Но вот именно у этого критерии отбора настолько строги, что очереди либо не наблюдается, либо она маловата. Он принимает решение приступить к активным поискам. С этой целью он пишет письмо своему знакомому. Знаете, как бы на его месте то же письмо написал я? Сейчас попробую:

Александр, добрый день!

Я хочу сообщить, что готов проинвестировать команду разработчиков, проект которых рассчитан на конкуренцию с Instagram. Разумеется, я не буду спонсировать зеркальные клоны этого сервиса. Нужна какая-то killer-feature, которая бы заинтересовала потенциальную аудиторию. Да, и мне нужна команда, способная потянуть саму разработку целиком. Прочие же хлопоты, включая финансирование и продвижение я готов взять на себя. Таким образом, себя самого в проекте я вижу кем-то вроде руководителя отдела маркетинга.

Если у вас есть на примете подходящие разработчики, я готов обсудить долевое участие.

А вот теперь я прошу сказать: чем данное бизнес-предложения отличается по своей сути от приведенного на скриншоте? Лично я отличий не вижу вообще. В обоих случаях автор текста хочет получить идею+разработку, однако никаких других жизненно важных для проекта вещей не требует. А раз очевидно, что для успеха проекта они необходимы, выходит, что он готов предоставить их сам. Он же адекватен по условию эксперимента, а значит не может не учитывать столь очевидные обстоятельства.

Вы ещё не захотели позвонить этому человеку? Я вот не захотел, о чем очень жалею. Но увы, у меня в данный момент нет подходящих наработок. Однако, у кого-нибудь они обязательно есть. Стартап-команд на планете огромное количество, они чем только не занимаются. Авторы прототипа сервиса, уверенные, что придумали “Убийцу Instagram”, подобного инвестора оторвали бы с руками. Какие уж тут шутки! Тут не до смеха над скриншотами, надо немедленно выходить на связь и брать ангела в оборот, пока он не передумал, не сменил критерии или не набрал достаточный пул команд.

Закончили эксперимент. Я полагаю, его результаты говорят сами за себя. Мы выяснили, что от базовых предубеждений может кардинально измениться наша оценка происходящего. Но велика ли роль предубеждений вообще? Много ли их у нас и насколько они в целом влияют на наши решения и восприятие действительности?

Об этом я предлагаю поговорить через несколько дней. А пока, жду ваших мыслей и комментариев. Особенно мне интересны комментарии тех, что честно провел предложенный мысленный эксперимент, а под кат заглянул только после этого.

Previous post Next post
Up