Был у меня в здешней жизни период, когда я стал завсегдатаем подпольных покерных клубов Москвы. После запрета игорных заведений в стране осталось множество энтузиастов этой интеллектуальной дисциплины. Некоторые из них были достаточно предприимчивы для того, чтобы открыть клубы. Я сейчас не идеализирую, первая волна, по большей части, была именно такой. Да, такой клуб - это, в первую очередь бизнес, причем высокорисковый и, при правильной постановке дела, высокодоходный. Но атмосфера в этих заведениях тогда была именно восторженно-спортивной. Катраны с пиханиной* тоже встречались, но, скорее, как редкое исключение.
Потом в Москве сменился мэр, что привело к переделу рынка крышевания подпольного бизнеса. Лишившиеся защиты своих феодалов предприниматели в один момент пропали с глаз долой, и в городе, месяца эдак три, вообще некуда было поехать поиграть. Нет, какая-то игра, безусловно, велась, но даже мне, примелькавшемуся и внушающему полное доверие участнику многочисленных турниров, не поступало абсолютно никаких предложений. Затем новые хозяева людей утвердились на своих поместьях и всё началось заново, причем в короткий срок количество игры чуть ли не превысило прежний уровень.
Соскучившись за это время по любимому хобби и не подозревая подвоха, я съездил поиграть, кажется, в три разных заведения. И обнаружил неприятное изменение: все уже известные мне хозяева клубов прекратили деятельность, а среди пришедших им на смену модель "сделать катран и держать, пока окончательно не изгадишь репутацию" из исключения превратилась в норму. Опять, же, честные заведения по прежнему встречались, но уже в очень малом количестве. Отзывы моих играющих друзей подтвердили этот индуктивный вывод - новые феодалы установили новый формат рынка.
А знаете, как я тогда узнавал про готовящуюся игру? Думаю, это не секрет, а потому я никого не выдам, если напишу об этом. Тогда, в первой волне, заведение предлагало новому игроку "записаться в члены клуба", оставив свой номер мобильного и имя, или псевдоним. Номер немедленно включался в смс-рассылку, и сам факт получения такого сообщения в дальнейшем был чем-то вроде пропуска. На самом деле, система отсеивания опасных людей была несколько сложнее, но я не хочу сейчас вдаваться в подробности по вполне очевидным причинам.
В любом случае, эти смс-рассылки были также главным каналом для рекламы клубов. Владельцы клубов активно торговали базами номеров игроков между собой, что воспринималось самими играющими, в целом, положительно. Ведь каждый хотел узнать про открытие нового заведения и быть в первых рядах получателей его стартовых бонусов. Да и вообще, расширение выбора мест для игры ещё никому не вредило.
Естественно, клубы новой волны получили старые базы и тут же начали рассылать приглашения. Поскольку клубов открылось сразу много, а некоторые из них сочли за благо высылать вместо одного, до 5-6 сообщений в сутки, мой телефон очень быстро завалило спамом. Те, кто знает меня лично в оффлайне, в курсе, что несколько лет подряд мне было бесполезно слать смс-сообщения, я их не читал, а просто вычищал скопом раз в пару дней. На более подробный подход было жалко времени.
Я, конечно, пытался фильтровать сообщения, но оказался втянут в гонку вооружений, т.к. новые клубовладельцы применяли множество изощренных способов обойти спам-фильтры. Более-менее работающий алгоритм мне удалось придумать только сейчас, последнее время до папки "Входящие" на моем телефоне добирается лишь 3-4 нежелательных сообщения в неделю и я снова стал смс-мобилен. Но это уже следствия, а я, кажется, добрался до сути своего поста.
Если вдуматься в происходящее, картина выходит не очень благовидная. Ведь владельцы клубов сейчас прикладывают значительные усилия, чтобы доставить свои рекламные послания именно тем, кто не хочет их получать. Для тех, кто хочет подобные дорогостоящие изыски не нужны, они просто не будут добавлять данного абонента в черный список и всё тут. Ещё раз: некий клуб бомбардирует некоего потенциального игрока сообщениями, от которых тот, очевидным образом, пытается избавиться. Разве сам этот факт не говорит о том, что рассылка пришла из места, которому совершенно плевать на интересы игрока? А раз так, значит в бизнес-модели этой организации нет ни понятия репутации, ни особенного стремления к долгосрочным отношениям с клиентом. Другими словами, перед вами либо катран, либо что-то настолько на него похожее, что нет особенного смысла разбираться и отделять плевелы от плевел.
Помните, я писал, про
самоизобличающие запреты? Тут же мы имеем дело с самоизобличающей рекламой. Сам факт получения которой должен, по идее, быть поводом никогда не посещать этот клуб, если вам, конечно, дороги ваши деньги и время. Но вот в чем штука, я получаю эти рассылки уже годами, их количество и изощренность никак не снижаются, а это говорит о том, что данная реклама отлично работает. Владельцы новых клубов могут сколько угодно быть негодяями, но идиотами-то они не являются! Если они продолжают вкладываться в некий рекламный канал, значит он продолжает приносить отдачу. А значит, существует достаточное количество людей, которые, с одной стороны, пытаются фильтровать сообщения, а с другой не против заглянуть на огонек по приглашению, которое, всё же пробило фильтры.
Для меня это всегда было одним из тех удивительных моментов, о которых я, время от времени, пишу недоуменный пост. Во-первых, разумная реакция на информационную бомбардировку заставила бы немедленно отказаться от таковой даже самый закоренелый катран, ведь в противном случае ему бы грозило разорение. Представьте, вы получаете приглашение, планируете его принять, и провести вечер за покерным столом. А через пару часов вам приходит такое же приглашение, но с другого номера, вследствие чего вы немедленно меняете планы и запоминаете для себя, что клуб такой-то посещать не следует, во избежание разочарований. С другой стороны, так называемая общественная польза от подобного поведения является лишь побочным эффектом от основной.
Вот вам ещё один пример, в этот раз постараюсь быть менее многословным, а то я что-то совсем ударился в воспоминания. Когда произошел громкий конфликт между ТКС-банком и г-ном Агарковым, я немедленно занялся аннулированием своей карты этого банка. Конфликт, напомню, состоял в том, что банк отказался выполнять условия подписанного с Агарковым договора, мотивируя это тем, что сотрудник банка подписал договор не читая. Так себе обоснование, верно? Но там всё было гораздо хуже, руководитель банка начал ещё и бравировать невыполнением контракта, одновременно угрожая одураченному контрагенту тюрьмой.
Когда я позвонил в банк и вежливо попросил аннулировать наши отношения, сотрудник не замедлил мне помочь, а в процессе также учтиво поинтересовался, с чем связано мое решение. Я ответил вполне честно, сказав, что утратил доверие к этой организации. В ответ я получил совершенно искреннее удивление. Сотрудник был явно не готов к подобному ответу. Насколько я понимаю, клиентов, поступивших подобно мне, было ничтожно мало.
На людей вроде меня, бойкотирующих потенциально или фактически нечистых на руку контрагентов, окружающие обычно смотрят снисходительно. Дескать, ничего ты этим бойкотом не добьешься, таких как ты всегда будут единицы, а значит сомнительный бизнес продолжит процветать. Но я-то не пытался изменить мир этим решением! Я просто исключал из своей финансовой деятельности опасного для меня контрагента. Т.е. мой главный мотив был вполне эгоистическим и, притом, достаточным для принятия такого решения. Но что мешает большинству поступать разумно в подобных ситуациях?
Ведь если так делать, кроме собственной выгоды, можно получить еще и общую. Планета, на которой массово приняты бойкоты очень быстро очистится от негодного мусора, что неизбежно приведет к комплексному улучшению жизни. И, если даже общая выгода вам не очень важна (мне вот - почти безразлична), что мешает задуматься о собственном кошельке? Я бы даже спросил по-другому: что заставляет всех этих людей идти на столь минусовые** действия? Что думаете?
*Пиханина, пихать - сленговый термин, обозначающий нечестную игру заведения. Обычно - сдача хороших карт подсадным игрокам.
**Минусовый - сленговый термин, обозначающий действие с отрицательным матожиданием выгоды. Такое действие не обязательно приведет к убытку, однако на дистанции подобные действия генерируют убыток почти всегда, по закону больших чисел.